Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:39, реферат
Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.
Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия) . Консенсус в его теории - “основная идея социальной статики” .
Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и “чудовищно неспособным” во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении “фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...” [там же, 605-606]. В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. “Нормальное” правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.
Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер социальной иерархии и, соответственно, противоестественный характер идеи социального равенства. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительской функций. Конт обозначает классы по-разному, но суть их сводится прежде всего к тому, что они составляют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей. В современном обществе две наиболее значительные категории – это патрициат и пролетариат. Внутри них в свою очередь различаются более мелкие социальные группы. Так, патрициат делится на банкиров, управляющих капиталами, и предпринимателей, непосредственно управляющих работами. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных. Пролетариат также внутренне дифференцирован, хотя, признавая это, Конт склонен подчеркивать его единство и однородность.
Конт
чрезвычайно озабочен “печальной судьбой
трудящегося класса” , которого угнетают
и грабят высшие слои. Его произведения
полны теплых и проникновенных слов
о пролетариате, о его “возвышенных
взглядах и благородных чувствах”
. Пролетариев и женщин он считает
естественными союзниками позитивизма
(как и позитивистские философы,
они стоят на “общей точке зрения”
) и стремится практически
Это разделение реально и благотворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к “индустриалам” , а духовная - к “ученым” (“философам” , “социологам” ) , которых Конт считал новыми “духовными владыками” , новым “жречеством” , вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.
Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т.д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в “Системе позитивной политики” социология растворяется в этих двух сферах. С помощью “субъективного” метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук [9,438; 10,49; 8,231]. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться “постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот” [2,491-492]. Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты “должны окончательно упразднить Бога именем религии” .
Религиозно-нравственное
начало пронизывает у Конта и
такой институт, как собственность.
Он был сторонником частной
В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в “критические” периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, “прогресс есть развитие порядка”
Социальная динамика
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конга в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования” , развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...” [там же, 364].
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития” . Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими” , когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.
Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, “настоящее беременно будущим” [там же, 336].
Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В “Позитивистском катехизисе” он утверждает: “Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках” . С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае “бунта живых против мертвых” .
Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период) ; затем - в богов (период политеизма) ; наконец - в единого Бога (период монотеизма) . Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным. В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной. Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется “учеными” , мирское - “индустриалами” . Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.
По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с “Курса позитивной философии” . Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в “Системе позитивной политики” он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.
Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному состоянию) , необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель - создать твердые и общепринятые мнения; их начало положено “Курсом” . Другие реформы - практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую - “индустриалам” , заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет - всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет “еще много веков, прежде чем подлинное Великое Существо (т.е. Человечество. - А. Г.) должно будет заняться своим собственным упадком...” [10,73]. Таким образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития, который начинается с новой “теологической” стадии.
Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.
Закон «трёх стадий».
Основное достижение Конта- «Закон трех стадий развития человечества. Конт исходил из трех состояний нашего знания:
1) Теологическая
(фиктивная) стадия. На ней человек
объясняет процессы, происходящие
в жизни, действием
2) Метафизическая (абстрактная ) стадия.
Представления о сверхъестественных силах
заменяются абстракциями, воплощенными
в различных идеях.
3) Научная (позитивная) стадия. Человечество,
признав невозможность полного познания
мира, отказывается от решения глобальных
проблем. Люди стали исследовать вещи
,которые находятся в пределах их досягаемости.
Огюст Конт хотел ответить не на вопрос «почему?»а на вопрос «как?» происходят явления. Хотя многие его последователи пытались ответить на вопрос «почему?».
Суть позитивной
науки – рассматривать все
явления как подчиненные
4. Позитивистская политика, её сущность. Утопическая концепция будущего общества.
Пророчества
у Конта незаметно перерастали
в утопическое проектирование, и
сам он, осознавая его в качестве
такового, применял слово “утопия” к
своим проектам. Конт считал утопии не
только необходимыми для социальной практики
(вследствие того, что они затрагивают
не ум” , а “сердце” ) , но и осуществимыми
в действительности.
Конт вышел из сен-симонистской школы
и в известном смысле оставался сен-симонистом
всю жизнь. Многое сближало его с социалистами,
последователями Сен-Симона: Б. П. Анфантеном,
С. -А. Базаром и др. Однако были и существенные
различия между контизмом, с одной стороны,
и социализмом и коммунизмом - с другой.
Сам Конт усиленно подчеркивал свое несогласие
с этими учениями. Он был решительным противником
обобществления собственности и политических
революций. Главное преимущество позитивизма
перед социализмом он видел в том, что
позитивизм исходит из необходимости
духовного, нравственного обновления
общества, а социализм стремится “осуществить
мирскую реорганизацию независимо от
духовной, т.е. построить общественное
здание без интеллектуальных и моральных
оснований”. Несмотря на собственные,
иногда весьма энергичные высказывания,
принижающие роль индивида, его прав и
свобод, Конт не согласен с коммунистами
в их стремлении подавить всякую индивидуальность.
Он также против других идей, отстаиваемых
социалистами и коммунистами: идеи равенства,
ликвидации иерархии, основанной на различиях
в способностях, и замены их “инертной
и безответственной коллективностью”
; отмены права наследования; ликвидации
брака и семьи, за что выступали сен-симонисты.
Несомненно, в социально-политических
воззрениях и проектах Конта был значителен
элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма,
в частности, отрицание гражданских свобод
и прав личности, свободы мнений, принципа
разделения властей, демократических
институтов и т.д. Конт был сторонником
активного вмешательства государства
в экономику и другие стороны социальной
и даже личной жизни. Подобно многим проектам
социалистов, его “социократия” несомненно
представляет собой прообраз тоталитарного
режима.
Вместе с тем социология Конта, зачастую
вопреки его собственным декларациям,
в значительной мере проникнута духом
либерализма.
Это относится к той ее части, которая
основана на “объективном” методе, ставит
своей главной задачей познание естественных
неизменных законов и последующую опору
на них в социальной практике. Именно эта
сторона контовской теоретической системы
главным образом развивалась впоследствии
в истории социологической мысли. Идея
о том, что социальная реальность развивается
по своим собственным законам, что она,
как и природа, не поддается произвольному
манипулированию и принуждению, и, следовательно,
чтобы эффективно воздействовать на нее,
необходимо подчиняться этим, предварительно
изученным законам, опираться на них, -
эта идея лежит в основе либерализма. Ведь,
по словам одного из апостолов современного
либерализма, нобелевского лауреата Ф.
Хайека, главный тезис либерализма сводится
к тому, что “при устройстве своих дел
мы должны как можно больше использовать
стихийные силы общества и как можно меньше
прибегать к принуждению...” [12,33]. Именно
на этой основополагающей идее базируется
“объективная” социология Конта.
Но на этой идее он не останавливается.
В его “субъективной” социологии намерение
использовать социальные законы и стихийные,
самопроизвольно развивающиеся тенденции
перерастает в намерение
заменить эти законы и тенденции целенаправленной
деятельностью, управлением, проектированием
некой группы людей, понимающих и выражающих
общественное благо. Естественные законы,
будучи “познанными” , как бы перестают
действовать и становятся управляемыми,
а человек, “познавший” их, становится
демиургом. “Субъективный” фактор выходит
на первый план, подчинение законам сменяется
безграничным произволом, а наука превращается
в проектирование, причем ориентированное
не на реальность, а на идеал. Так происходит
у Конта превращение социологии из науки
в утопию.
Социология для Конта была синтетическим
мировоззрением, включавшим в себя, помимо
науки, многие другие компоненты, в том
числе утопическое проектирование. Вследствие
этого слово “социология” на некоторое
время было основательно дискредитировано.
В середине и второй половине XIX в. многие
социальные ученые воспринимали его как
социальную утопию фанатичных позитивистов;
его использование было тогда равнозначно
использованию таких слов, как “позитивизм”
или “социократия” . Для обозначения
же своих исследований и собственно науки
об обществе они предпочитали пользоваться
другими терминами, в частности, более
нейтральным термином “социальная наука”
. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря
трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых,
слово “социология” было реабилитировано.
Оно стало обозначать не только социальную
доктрину Конта, но вообще науку о социальных
явлениях, независимо от социальных идеалов
исследователя. Одновременно его значение
сузилось, так как из социологии исключали
(или, во всяком случае, стремились исключать)
ее вне научные компоненты.
Информация о работе Периодизация истории западной социологии