Перестройка СССР. Попытки модернизации системы сверху

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

Перестройка была гражданской идеологической войной. Идеи развивались под действием собственной внутренней логики и воздействии противников друг на друга, они отвоёвывали друг у друга позиции, определяя направление, в котором люди искали выход из кризиса социальной системы. Ход идеологической войны определял политические победы и поражения.

Содержание

Введение

Глава I

КАНУН

1.1.Системный кризис

1.2.Власть и общество. Первые меры Горбачёва

Глава II

АПОГЕЙ РЕФОРМ

2.1.Съезд реформ

2.2. Реформа политической системы

2.3.«Рыночный социализм».Пределы гласности

Глава III

ВЫБОР РОССИИ

3.1.Конец коммунистического режима

3.2. Итоги перестройки

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ФГОАУ ВПО СФУ2.docx

— 38.05 Кб (Скачать)

         Это контуры нового социализма. В этой социальной модели чувствуются противоречия, истоки будущих разочарований. Реформаторы не учитывали противоречия интересов бюрократического центра, регионов и предприятий; отсутствие культурных предпосылок для цивилизационного рынка, применение правовых и экономических рычагов, адекватного планирования. Они исходили из абстрактного понимания демократии и самоуправления (пока формами политического самоуправления считаются партии и советы). За этот доклад голосовали люди, которые позднее будут обвинять Горбачёва в предательстве и непоследовательности. Эти обвинения несправедливы. Они поддержали именно ту перестройку, которую потом получили. Единогласно.

      2.2. Реформа политической системы

      Предложенный  Горбачёвым новый курс предполагал  модернизацию советской системы  внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

      В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая  выражалась, с одной стороны, в  борьбе с негативными явлениями  в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой — в устранении политических противников Горбачева и его  курса (в московской и ленинградской  партийных организациях, в ЦК компартий  союзных республик).

      Первоначально (начиная с 1985 года) в качестве стратегии  ставилась задача совершенствования  социализма и ускорения социалистического  развития. На январском пленуме ЦК КПСС 1987 года, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 года) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе, и ставилась задача создания новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом».

      В идеологию «перестройки» были включены некоторые либерально-демократические  принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических прав человека). На XIX партконференции впервые  была провозглашена цель создания в  СССР гражданского (правового) общества.

      Демократизация  и гласность стали выражениями  новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась так же, как  основа для осуществления радикальных  экономических реформ.

      В рамках демократизации происходило  оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я  статья Конституции, закреплявшая монопольное  положение КПСС в обществе, что  открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло  отражение в Законе об общественных объединениях (1990).

      В 1989—1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки.

      Политические  преобразования и неоднозначность  их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть.

      Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже  унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству  КПСС — представители движения «Демократическая Россия» (лидер — Е.Т. Гайдар). 1989—1990 годы стали периодом активизации  деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

      М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства  Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии  КПСС, Горбачев и его соратники  не осознавали невозможность возвращения  к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала  с позицией консерваторов.

2.3.«Рыночный социализм». Пределы гласности

       Реформаторы во главе с Горбачёвым пытались решить проблему, над которой уже больше века бились социальные мыслители преобразователи – сочетание личного и общественного интереса. Сама по себе эта проблема была «подброшена» реформаторам идеологическим противником, а вытекала из реального развития разных моделей общества в XX в.

       25-26 июня прошёл Пленум ЦК КПСС, который принял основные решения  по экономической реформе. Горбачёв  заявил в своём докладе: «Разрешается  делать всё, что не запрещено  законом». Поскольку закон был  ещё очень несовершенен, образовывалось  множество брешей и лазеек, через  которые государственные ресурсы  уходили в частные карманы. Концепция реформы исходила из того, что как только люди почувствуют себя хозяевами предприятия, они начну т активнее  работать на него. Но предприятие оставалось государственным, а не коллективным или частным. Это порождало противоречия трёх претендентов на собственность, представленных министерством, коллективом и администрацией. По мнению реформаторов, равновесие этих трёх сил должно было обеспечить эффективное развитие как предприятия, так и экономики в целом. Первоначальные рыночные реформы оживили экономическую жизнь.  Уровень рентабельности, который в 1980 – 1985 гг. упал с 12,5 % до 11,9%, к 1988г. вырос до 13,5%. На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988г. резко обострился дефицит товаров. Уровень производства в ряде отраслей стал падать. Проблема цен стала одним из камней преткновения реформы.  Произошло сращивание капиталов кооператоров с возможностями бесконтрольного директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные организации стали перекачиваться финансовые средства государственных предприятий и ведомств. Однако до 1990 г. процесс обескровливания государственной экономики шёл медленно, и только в 1990 г. начался обвал. Причины этого экономического обвала крылись не только в незавершённости реформы 1987г., но и в процессе региональной суверенизации.

       Реформа легализовала кризис, но вызвала его. Кризис углублялся, способствуя регионализации, стремлению регионов «выплыть поодиночке», раз уж центр не справляется. В 1990 г. регионализация спровоцировала кризис на новый виток.

       Когда закончилась гласность? Ответ прост -  с падением контроля режима над СМИ. В начале 90-х гг. ей  наследовала свобода слова, но к середине 90-х гг. установилась финансовая цензура по формуле «кто платит – тот и заказывает музыку». Плюрализм мнений в СМИ сменился плюрализмом различных оттенков либеральной и консервативной мысли. Остальные направления мысли были вытеснены в малотиражные издания в Интернет.

       В 1989 – 1990 гг., с развитием независимой  прессы, когда самиздат стал выходить многотысячными тиражами, гласность сменяется свободой слова на уровне многотиражных изданий. В конкуренции с неформальной прессой и популярные партийно-государственные издания стали обращаться с таким неудобным для КПСС темам,  как конфликты между коммунистическим режимом и народом, несоциалистический характер советского общества, преимущества западного общества над советским, злоупотребление и неэффективность нынешнего государственного руководства и т.д. В 1990 – 1991 гг. КПСС стал терять контроль над телевидением и радио, где  возник плюрализм политических направлений. Но здесь до свободы слова не дошло – и коммунистические, и демократические электронные СМИ сохранили строгую внутреннюю цензуру в пользу своего направления. После распада СССР в России сохранилось сосуществование свободы слова на уровне малотиражек. Плюрализм крупных СМИ, в каждом из которых допускается своя степень гласности, как правило, - меньшая, чем в 1989 г. 

ГЛАВА III: ВЫБОР РОССИИ

3.1.Конец  коммунистического  режима

       Пока  демократы сетуют на медлительность создания параллельной системы власти, «патриоты» обещают её создать. И  ещё: «Прекратить бесконтрольное, несанкционированное  её Верховным Советом хозяйничанье на своей территории всесоюзных ведомств». По существу, «патриоты» сформировали основы экономической политики Ельцина  в борьбе с центром.

       Первоочерёдная  политическая задача «патриотов» - восстановление российской коммунистической партии в  составе  КПСС. Было очевидно, что  партия станет штабом консервативных сил в их противостоянии реформизму Горбачёва, а заодно и союзной  власти. Логика борьбы за власть заставляет «патриотов» откровенно отстаивать тот курс, который затем возьмут  на вооружение «демократы». Когда позднее  участники «патриотического» лагеря будут обвинять «демократическое »  движение в сознательном стремлении к развалу СССР – стоило бы вспомнить  собственные лозунги того времени? Запущенная коммунистами в ответ  на действия национальных движений Прибалтики идея суверенитета России, подобно интеллектуальному вирусу заразила сознание политиков и идеологов самых разных направлений. Подавляющее большинство их не  хотело распада СССР, но стремилось к власти – пусть и на территории Союза. Для этого требовалось огородить эту часть от Горбачёва. Идея придётся ко двору и в других республиках.

       В действительности  в 1990г. и большинство  «демократов», и большинство «патриотов»  не мыслили распада СССР в целом, а исходили из того, что от него может  отпасть Прибалтика и часть азиатских  территорий.  Но в деле российского  сепаратизма, смертельно опасного для  СССР, и «демократы», и «патриоты» оказались в едином строю. Это  была  не их общая вина, а их общая  ошибка.

       Альтернатива  экономических программ двух группировок  элиты была не принципиальной, но сложная  политическая борьба между ними затягивала переход к денежному рынку, углубляла  экономический кризис, парализовывала поступление средств в структуры социального государства, разоряя СССР.

       Выборы  завершили проходивший летом 1988 – зимой 1990 гг. постепенный переход  к популистскому этапу движения.  Перегруппировка в лагере «демократов» завершилась. Теперь его возглавили те люди, которые сумели пройти в  депутаты - в большинстве своём  бывшие «либеральные коммунисты» и  бывшие неформалы. И те и другие –  бывшие.

       После выборов «становится очевидным, что союзный центр лишён возможности  решать судьбу страны, не прибегая к  переговорам с новыми политическими  и государственными субъектами, которые  пользуются поддержкой народа и требуют  власти, которая бы соответствовала  этой поддержке». Это означало конец  коммунистического режима.

       Коммунистический  режим предусматривал монополию  компартии на власть. Теперь её не было. В стране воцарился политический плюрализм. СССР превратился в страну советов, а не парткомов. 

       3.2. Итоги перестройки

       За  годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

       Предстояло  продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

       К концу 1991 г. экономика СССР оказалась  в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего  продукта (ВВП). Нарастание денежной массы  в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией  свыше 50% в месяц, которая могла  парализовать всю экономику.

       Ускоренный  рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный  спрос, к концу года большинство  товаров исчезло из государственной  торговли, но зато втридорога продавалось  в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке».

       Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный  внешний долг Советского Союза к  концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась  около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов  и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу  для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. Экономическая реформа становилась  неизбежной и жизненно необходимой.

       Среди многих обвинений, которые предъявляли  Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.

Информация о работе Перестройка СССР. Попытки модернизации системы сверху