Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
2. Экономические реформы……………………………………………………10
3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

10

  1. Экономические реформы

   Попытка решить проблемы развития народного хозяйства в рамках курса на ускорение не удалось. «Перестройка», имеющая ввиду демократизацию общественной жизни, должна была, прежде всего, создать более благоприятные условия для исправления экономической ситуации. В ходе подготовки нового проекта преобразований были задействованы известные экономисты Л. Абалкин, Г. Попов, Н. Шмелёв. Они сделали акцент на внедрение хозяйственного расчёта, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Предприятия должны были действовать на основе конкуренции, что позволило бы им более успешно интегрироваться в рыночные экономические отношения. Хозяевами таких предприятий оставались трудовые коллективы, получавшие широкие полномочия в решении социальных вопросов и выборе администрации. В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому ограничивались полномочия министерств в управлении отраслью. Предприятия по-прежнему должны были выполнять госзаказ , который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия могли реализовывать по рыночным ценам. Для постепенной интеграции предприятий в рыночные отношения предполагалось ежегодно понижать объём госзаказа. В сельском хозяйстве признавалось равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Однако формирование фермерских хозяйств связывалось с позицией, занимаемой колхозом. Часто, не желая иметь рядом с собой реального конкурента, колхозы тормозили этот процесс.

   Несмотря  на всю прогрессивность принятого  закона, он был недоработан и скрытые  в нём недостатки в скором времени  проявили себя. Предприятия не сумели должным образом воспользоваться  новой экономической ситуацией  и предоставленными возможностями. Вместо того, чтобы 

11

повышать  производительность труда, они стремились повышать цены на продукцию и прекращали выпуск  дешёвых товаров. Несмотря на право реализовать свою продукцию  на рыночных условиях, предприятия  не обладали необходимой инфраструктурой  и продолжали ограничиваться госзаказами, за которые началась настоящая борьба. Министерства и ведомства оказались  столь же неготовыми к нововведениям, что ещё более тормозило процесс. Сохранялась государственная монополия  на сырьё и ресурсы. Число убыточных  предприятий росло и в 1988 г. оно  составило около 30% от общего количества.

   На  фоне резкого спада производства, в июле 1988 г. был издан закон  о кооперативах, которые разрешалось  создавать везде, даже на базе государственных  предприятий. Учитывая, что торговля развивалась гораздо успешнее, многие кооперативы ориентировались именно на эту сферу деятельности, а не на производство, что ничуть не решило проблему высоких цен в «коммерческих» магазинах и дефицита. В 1989-1990 гг. экономическая обстановка катастрофически  ухудшалась. Для обеспечения населения  элементарными продуктами питания  была введена карточная система. Отрицательные тенденции в экономике  пагубно сказывались на бюджете  страны, а частые кредиты у Запада вели к росту национального долга.

   В этой ситуации в 1990 г. были разработаны  две программы выхода из кризиса. Первая, разработанная под руководством академика Абалкина, предполагала примерно за 5-7 лет постепенный переход  советской экономики к рыночным отношениям. Вторая, составленная молодыми экономистами, ориентировалась на более  радикальные меры и переход к  рынку за 500 дней. Руководство РСФСР  выступило за более радикальные  меры, а руководство СССР – а  умеренные. Но из-за обострившейся политической обстановки ни одна из них не была даже принята к реализации. В декабре 1990 г. глава Кабинета министров В. С. Павлов лишь усилил негативные настроения в обществе проведением денежной реформы. В итоге 

12

союзная власть всё больше теряла инициативу, усиливая стремление республик к  политической и экономической независимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

  1. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика

   Разногласия по поводу новой программы реформ ещё более способствовали росту  в СССР дезинтеграционных тенденций. Руководство РСФСР во главе с  Ельциным выступило за выполнение программы  «500 дней» самостоятельно от союзного центра. В связи с этим усилилась  конфронтация между союзной и  республиканской властями. Уже осенью 1990 г. Верховный Совет РСФСР сделал первые шаги по разделу союзной и  республиканской собственности. Был  поставлен вопрос и о разделе  бюджета, армии, таможни и т. д. Во второй половине 1990 г. в СССР, таким  образом, фактически было создано двоевластие, в Москве одновременно действовали  две законодательные структуры, соперничавшие друг с другом, т. е. между центром и республикой  началась «война законов». Это ещё  больше дестабилизировало обстановку, углубляло экономический кризис. Центробежные тенденции распространялись и на другие республики, становясь  необратимыми.

   Параллельно с этим к концу 1990 г. усилилась  поляризация политических сил. В  стране формируются два крупных  политических блока, ставшие центром  притяжения для оппозиционно настроенных  сторон. Демократы объединились вокруг «Демократической России», а центром  объединения «партократов», отстаивающих необходимость демократических  ценностей и планово-рыночной экономики, становится депутатская группа «Союз», фактически контролирующая деятельность Верховного Совета СССР. Обе группировки, каждая со своих позиций, подвергали жёсткой критике политику Горбачёва. В условиях углубляющегося кризиса  власти Горбачёв в  ноябре 1990 г. выступил с предложением укрепить президентскую  власть, что журналисты назвали «8 пунктов Горбачёва». На фоне происходивших  событий вполне закономерным было обострение вопроса о сохранении СССР. Проблема заключения нового Союзного договора обсуждалась ещё в конце 1980-х  гг. В октябре 1990 г. были заключены  прямые двусторонние

14

договоры  между Россией и Украиной, Россией  и Казахстаном, по которым республики признавали суверенитет друг друга  и договаривались об экономическом  сотрудничестве. По словам Ельцина, эти  соглашения должны были стать моделью  нового Союза.

   17 марта 1991 г., по инициативе Горбачёва  был проведён референдум, в ходе  которого гражданам СССР предлагалось  ответить на вопрос: «Считаете  ли Вы необходимым сохранение  СССР как обновленной федерации  равноправных суверенных республик,  в которой будут гарантированы  в полной мере права и свободы  человека любой нации?». За  сохранение СССР высказались  76,4% отвечавших. Однако результаты  референдума были неоднозначными. Некоторые республики вообще  не приняли в нём участия.  В России, помимо основного вопроса,  задавался дополнительный об  избрании президента РСФСР, и  80% граждан проголосовали за введение  президентства. Первым президентом  РСФСР 12 июня 1991 г. был избран  Ельцин. После мартовского референдума  Горбачёв сконцентрировался на  разработке нового Союзного договора. В апреле 1991 г. Горбачёв встречался  с представителями девяти союзных  республик в своей подмосковной  резиденции в Ново-Огарево, благодаря  чему обсуждение вопроса о  договоре получило название «Новоогарёвский  процесс». Новое объединение намечалось  назвать «Союз Суверенных государств».  Главным спорным вопросом при  обсуждении устройства будущего  Союза был следующий: на конфедеративных  или федеративных началах должно  базироваться новое государство.

   К концу июля 1991 г. текст договора был  готов, и его подписание планировалось  на 20 августа 1991 года. Пользуясь отсутствием  президента, который находился на отдыхе в Крыму, консерваторы 18 августа 1991 г. создали Государственный комитет  по Чрезвычайному положению (ГКЧП) и  попытались захватить власть. Кроме  председателя КГБ В. А. Крючкова, министра обороны СССР Д. Т. Язова, премьер-министра В. С. Павлова в 

15

состав  ГКЧП вошли: вице-президент СССР Г. И. Янаев, первый заместитель председателя Совета Обороны СССР О. Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза  СССР В. А. Стародубцев и президент  ассоциации государственных предприятий  и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А. И. Тизяков. Утром 19 августа по СМИ было передано заявление ГКЧП, что Горбачёв не может выполнить свои обязанности  по состоянию здоровья. В некоторых областях вводилось чрезвычайное положение. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. В Москву были введены войска.

   Действия  ГКЧП активизировали общественные силы. К Белому дому стекались сторонники российских властей. Активность, которую  проявил в это время Ельцин, резко увеличила его популярность. Своими указами он переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, включая  КГБ, МВД и Министерство обороны. Утром 21 августа 1991 г. Ельцин издал указ, запрещавший деятельность КПСС на территории РСФСР.

   После августовских событий процесс распада  СССР стал необратимым, хотя Горбачёв безуспешно пытался реанимировать  новоогаревские переговоры. 8 декабря 1991 г. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук и президент Белоруссии С. Шушкевич собрались в Беловежской  Пуще и объявили о прекращении  действия союзного договора от 1922 года. СССР прекратил своё существование. Одновременно с этим между тремя  республиками было подписано соглашение о создании Содружества Независимых  государств (СНГ), к которому впоследствии присоединились ещё 8 республик.

   Параллельно с изменениями, происходившими в  период перестройки внутри страны, менялась и международная обстановка. Придя к власти, Горбачёв выдвинул концепцию нового политического  мышления. Суть

16

нового  политического мышления заключалась  в прекращении классовой конфронтации двух различных социально-политических систем и переводе международных  отношений на основу общечеловеческих ценностей. Такой подход означал  первый шаг к окончанию «холодной  войны».

   Важнейшей проблемой в этом процессе являлись отношения СССР и США. Во второй половине 1980-х гг. происходит серия встреч руководителей двух государств, во время которых решался вопрос об ограничении вооружений. Так, в  декабре 1987 г. в Вашингтоне было подписано  соглашение об уничтожении целого класса ракет среднего и ближнего радиуса  действия (РСД и РБД). Весной 1989 г. в СССР было принято одностороннее  решение о сокращении Вооружённых  сил и расходов на оборону в 1989-1990 гг. Наконец, в июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении  стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

   Одновременно  с этим СССР объявил курс на «разблокирование региональных конфликтов». Первым значительным шагом в этом направлении стал вывод войск из Афганистана, который  начался 15 мая 1988 года. Впоследствии СССР отказался от участия в гражданских  войнах в ряде других стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик). Однако следствием такой политики СССР стала  постепенная переориентация этих стран  на Запад.

   Изменился внешнеполитический курс и в отношении  стран «социалистического содружества». В течение 1989-1991 гг., в результате ряда «бархатных революций», в большинстве  этих стран к власти пришли народно-демократические  силы, ставшие инициаторами кардинальных экономических и политических преобразований. В ноябре 1989 г. к власти в ГДР  пришли христианские демократы, которые  выступили за быстрейшее объединение  Германии. В этом же году была разрушена  Берлинская стена. В октябре 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.

17

После объединения Германии позиции СССР в Центральной и Восточной  Европе продолжали стремительно ослабевать. Советский Союз терял своих наиболее важных стратегических союзников, которые  всё больше ориентировались на Запад, в результате чего влияние СССР и  в Европе, и в мире в целом  ослабло. Яркий пример этому: в 1990-1991 гг. во время кризиса в Персидском заливе, разразившегося после нападения  Ирака на Кувейт, Москва впервые  поддержала Запад. Ирак был обвинён  в агрессии, и СССР поддержал военную  операцию западных держав против этого  государства, несмотря на то, что нас  долгое время связывали дружеские  и торговые отношения.

   Закономерным  итогом этих событий стала ликвидация весной 1991 г. Совета экономической взаимопомощи и ОВД, что означало окончательный  распад «социалистического содружества» и разрушение биполярного мирового устройства. Из-за экономических трудностей и политического кризиса СССР не способен был вести дальнейшую активную внешнюю политику, и после  распада СССР в декабре 1991 г. американский президент поздравил граждан  США с победой в «холодной  войне», из которой вышла одна супердержава – США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР