Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа
В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
2. Экономические реформы……………………………………………………10
3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20
10
Попытка решить проблемы развития народного хозяйства в рамках курса на ускорение не удалось. «Перестройка», имеющая ввиду демократизацию общественной жизни, должна была, прежде всего, создать более благоприятные условия для исправления экономической ситуации. В ходе подготовки нового проекта преобразований были задействованы известные экономисты Л. Абалкин, Г. Попов, Н. Шмелёв. Они сделали акцент на внедрение хозяйственного расчёта, самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Предприятия должны были действовать на основе конкуренции, что позволило бы им более успешно интегрироваться в рыночные экономические отношения. Хозяевами таких предприятий оставались трудовые коллективы, получавшие широкие полномочия в решении социальных вопросов и выборе администрации. В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому ограничивались полномочия министерств в управлении отраслью. Предприятия по-прежнему должны были выполнять госзаказ , который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия могли реализовывать по рыночным ценам. Для постепенной интеграции предприятий в рыночные отношения предполагалось ежегодно понижать объём госзаказа. В сельском хозяйстве признавалось равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Однако формирование фермерских хозяйств связывалось с позицией, занимаемой колхозом. Часто, не желая иметь рядом с собой реального конкурента, колхозы тормозили этот процесс.
Несмотря
на всю прогрессивность принятого
закона, он был недоработан и скрытые
в нём недостатки в скором времени
проявили себя. Предприятия не сумели
должным образом
11
повышать
производительность труда, они стремились
повышать цены на продукцию и прекращали
выпуск дешёвых товаров. Несмотря
на право реализовать свою продукцию
на рыночных условиях, предприятия
не обладали необходимой инфраструктурой
и продолжали ограничиваться госзаказами,
за которые началась настоящая борьба.
Министерства и ведомства оказались
столь же неготовыми к нововведениям,
что ещё более тормозило
На
фоне резкого спада производства,
в июле 1988 г. был издан закон
о кооперативах, которые разрешалось
создавать везде, даже на базе государственных
предприятий. Учитывая, что торговля
развивалась гораздо успешнее, многие
кооперативы ориентировались
В этой ситуации в 1990 г. были разработаны две программы выхода из кризиса. Первая, разработанная под руководством академика Абалкина, предполагала примерно за 5-7 лет постепенный переход советской экономики к рыночным отношениям. Вторая, составленная молодыми экономистами, ориентировалась на более радикальные меры и переход к рынку за 500 дней. Руководство РСФСР выступило за более радикальные меры, а руководство СССР – а умеренные. Но из-за обострившейся политической обстановки ни одна из них не была даже принята к реализации. В декабре 1990 г. глава Кабинета министров В. С. Павлов лишь усилил негативные настроения в обществе проведением денежной реформы. В итоге
12
союзная
власть всё больше теряла инициативу,
усиливая стремление республик к
политической и экономической независимости.
13
Разногласия
по поводу новой программы реформ
ещё более способствовали росту
в СССР дезинтеграционных тенденций.
Руководство РСФСР во главе с
Ельциным выступило за выполнение программы
«500 дней» самостоятельно от союзного
центра. В связи с этим усилилась
конфронтация между союзной и
республиканской властями. Уже осенью
1990 г. Верховный Совет РСФСР сделал
первые шаги по разделу союзной и
республиканской собственности. Был
поставлен вопрос и о разделе
бюджета, армии, таможни и т. д. Во
второй половине 1990 г. в СССР, таким
образом, фактически было создано двоевластие,
в Москве одновременно действовали
две законодательные структуры,
соперничавшие друг с другом, т. е.
между центром и республикой
началась «война законов». Это ещё
больше дестабилизировало обстановку,
углубляло экономический
Параллельно с этим к концу 1990 г. усилилась поляризация политических сил. В стране формируются два крупных политических блока, ставшие центром притяжения для оппозиционно настроенных сторон. Демократы объединились вокруг «Демократической России», а центром объединения «партократов», отстаивающих необходимость демократических ценностей и планово-рыночной экономики, становится депутатская группа «Союз», фактически контролирующая деятельность Верховного Совета СССР. Обе группировки, каждая со своих позиций, подвергали жёсткой критике политику Горбачёва. В условиях углубляющегося кризиса власти Горбачёв в ноябре 1990 г. выступил с предложением укрепить президентскую власть, что журналисты назвали «8 пунктов Горбачёва». На фоне происходивших событий вполне закономерным было обострение вопроса о сохранении СССР. Проблема заключения нового Союзного договора обсуждалась ещё в конце 1980-х гг. В октябре 1990 г. были заключены прямые двусторонние
14
договоры между Россией и Украиной, Россией и Казахстаном, по которым республики признавали суверенитет друг друга и договаривались об экономическом сотрудничестве. По словам Ельцина, эти соглашения должны были стать моделью нового Союза.
17
марта 1991 г., по инициативе Горбачёва
был проведён референдум, в ходе
которого гражданам СССР
К
концу июля 1991 г. текст договора был
готов, и его подписание планировалось
на 20 августа 1991 года. Пользуясь отсутствием
президента, который находился на
отдыхе в Крыму, консерваторы 18 августа
1991 г. создали Государственный
15
состав ГКЧП вошли: вице-президент СССР Г. И. Янаев, первый заместитель председателя Совета Обороны СССР О. Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев и президент ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А. И. Тизяков. Утром 19 августа по СМИ было передано заявление ГКЧП, что Горбачёв не может выполнить свои обязанности по состоянию здоровья. В некоторых областях вводилось чрезвычайное положение. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. В Москву были введены войска.
Действия
ГКЧП активизировали общественные силы.
К Белому дому стекались сторонники
российских властей. Активность, которую
проявил в это время Ельцин,
резко увеличила его
После августовских событий процесс распада СССР стал необратимым, хотя Горбачёв безуспешно пытался реанимировать новоогаревские переговоры. 8 декабря 1991 г. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук и президент Белоруссии С. Шушкевич собрались в Беловежской Пуще и объявили о прекращении действия союзного договора от 1922 года. СССР прекратил своё существование. Одновременно с этим между тремя республиками было подписано соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ), к которому впоследствии присоединились ещё 8 республик.
Параллельно с изменениями, происходившими в период перестройки внутри страны, менялась и международная обстановка. Придя к власти, Горбачёв выдвинул концепцию нового политического мышления. Суть
16
нового
политического мышления заключалась
в прекращении классовой
Важнейшей проблемой в этом процессе являлись отношения СССР и США. Во второй половине 1980-х гг. происходит серия встреч руководителей двух государств, во время которых решался вопрос об ограничении вооружений. Так, в декабре 1987 г. в Вашингтоне было подписано соглашение об уничтожении целого класса ракет среднего и ближнего радиуса действия (РСД и РБД). Весной 1989 г. в СССР было принято одностороннее решение о сокращении Вооружённых сил и расходов на оборону в 1989-1990 гг. Наконец, в июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).
Одновременно с этим СССР объявил курс на «разблокирование региональных конфликтов». Первым значительным шагом в этом направлении стал вывод войск из Афганистана, который начался 15 мая 1988 года. Впоследствии СССР отказался от участия в гражданских войнах в ряде других стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик). Однако следствием такой политики СССР стала постепенная переориентация этих стран на Запад.
Изменился внешнеполитический курс и в отношении стран «социалистического содружества». В течение 1989-1991 гг., в результате ряда «бархатных революций», в большинстве этих стран к власти пришли народно-демократические силы, ставшие инициаторами кардинальных экономических и политических преобразований. В ноябре 1989 г. к власти в ГДР пришли христианские демократы, которые выступили за быстрейшее объединение Германии. В этом же году была разрушена Берлинская стена. В октябре 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.
17
После объединения Германии позиции СССР в Центральной и Восточной Европе продолжали стремительно ослабевать. Советский Союз терял своих наиболее важных стратегических союзников, которые всё больше ориентировались на Запад, в результате чего влияние СССР и в Европе, и в мире в целом ослабло. Яркий пример этому: в 1990-1991 гг. во время кризиса в Персидском заливе, разразившегося после нападения Ирака на Кувейт, Москва впервые поддержала Запад. Ирак был обвинён в агрессии, и СССР поддержал военную операцию западных держав против этого государства, несмотря на то, что нас долгое время связывали дружеские и торговые отношения.
Закономерным
итогом этих событий стала ликвидация
весной 1991 г. Совета экономической взаимопомощи
и ОВД, что означало окончательный
распад «социалистического содружества»
и разрушение биполярного мирового
устройства. Из-за экономических трудностей
и политического кризиса СССР
не способен был вести дальнейшую
активную внешнюю политику, и после
распада СССР в декабре 1991 г. американский
президент поздравил граждан
США с победой в «холодной
войне», из которой вышла одна супердержава
– США.
Информация о работе Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР