Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
2. Экономические реформы……………………………………………………10
3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

Филиал  РГГУ в г. Саратове

Межевова  Мария Алексеевна

Перестройка 80-х – 90-х гг. и  распад СССР

Контрольная работа студентки 1 курса заочного отделения

специальности «Менеджмент организации»

по дисциплине «Отечественная история»

Научный руководитель

К.и.н. Мизь А.Б.

Саратов 2010г.

 

2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Концепция «перестройки» и её реализация…………………………………4
  2. Экономические реформы……………………………………………………10
  3. Концепция «нового политического мышления» и внешняя политика…..13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  используемой литературы……………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение

   В середине 80-х годов руководство  СССР пришло к выводу о необходимости  покончить с пятнадцатилетним “застоем”  через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения  обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными  задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического  паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней  политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен  ХХVII съездом партии и воплощен в  планах XII пятилетки.

   В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла философско-политическая  концепция,  получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической  конфронтации,  исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы:  ядерного разоружения,  экологии, медицины и т.д. можно было решить только   совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу,  как основной  форме   международных отношений, деидеологизации международных отношений; строгого  уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного  решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира. 

   4

  1. Концепция «перестройки» и её реализация

   В марте 1985 г. новым Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв, который  проявлял себя ещё в годы правления  Брежнева. Занимая должность секретаря  ЦК по сельскому хозяйству, он в мае 1982 г. разработал «Продовольственную программу», предполагающую достижение к 1990 г. на базе дальнейшей агропромышленной интеграции продовольственного изобилия. Реализация программы закончилась полным провалом.

   Приход  к власти нового Генсека сопровождался  значительными кадровыми перестановками в высшем руководстве. В течение 1985-1986 гг. было заменено более половины состава Политбюро. Осознавая необходимость  проведения глубоких экономических  реформ, Горбачёв выступило своей программой, которая была   утверждена на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. В её основе лежал курс на ускорение социально-экономического развития страны за счёт широкого применения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования топливных и сырьевых ресурсов и смены приоритетов. В частности, предполагалось кардинально изменить распределение капиталовложений, перебросив основные финансовые потоки с капитального строительства на развитие машиностроения и техническое переоснащение предприятий. Особое внимание планировалось уделять лёгкой промышленности и социальной сфере.

   Но  среди предложений Горбачёва  не было каких-либо серьёзных изменений  экономической системы и прежних  методов управления, что и обусловило отсутствие положительных результатов. Как и Андропов, Горбачёв использовал  не экономические, а административные меры, должные повысить трудовые дисциплину и ответственность. В числе 

   5

мероприятий этого направления особое недовольство вызвало проводимое с мая 1985 г. антиалкогольная  кампания. Её реализация сопровождалась резким сокращением производства и  продажи вино-водочных изделий, вырубкой огромных площадей виноградников элитных  сортов. Антиалкогольная кампания ударила  по государственному бюджету, который  только в 1985 г. потерял 60 млрд рублей из-за резкого сокращения продажи спиртного. В стране распространялось самогоноварение, токсикомания, употребление суррогатных  напитков часто приводило к отравлению и смертельному исходу. Другой столь  же неудачной административной мерой  стало введение на крупных предприятиях госприёмки, которая должна была бы способствовать снижению производственного  брака и повышению качества продукции. На деле госприёмка усиливала бюрократизацию и тормозила работу предприятия. Не оправдав ожиданий, через два  года это нововведение было отменено.

   В большинстве случаев неэффективным  оказалось и техническое перевооружение предприятий за счёт закупаемого за границей оборудования из-за нехватки кадровых специалистов, отсутствие комплектующих и запасных частей и т. д. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. В 1986 г. рост производства остановился, а вскоре наметился его спад. Росло число убыточных предприятий, не выполняющих производственные планы. В конце 1986 г. дефицит бюджета составил 17 млрд. рублей. Усугубило ситуацию катастрофа на Чернобыльской АЭС весной 1986 г., на ликвидацию, в последствие которой были потрачены десятки миллиардов долларов.

   Несмотря  на то, что XXVII съезд КПСС, проходивший в феврале 1986 г., подтвердил на «ускорение», становилось всё очевиднее, что стабилизировать экономическую ситуацию, не затронув старую командно-административную

6

систему управления и сложившиеся общественные отношения, невозможно. В январе 1987 г. Горбачёв подтвердил необходимость  дальнейших преобразований и объявил  «курс на перестройку», который помимо экономических реформ подразумевал и обширную демократизацию общественной жизни. Главной составляющей демократизации на первом этапе объявлялась политика гласности.

   Первоначально «гласность» понималась советским  руководством как стремление привлечь общественные силы к обсуждению отдельных  недостатков, мешающих развитию социалистической системы. Но  демократический импульс, данный «перестройкой», оказался слишком сильным. Развитие гласности вскоре стало необратимым, тематика обсуждаемых вопрос стала неограниченной. В городах возникали неформальные клубы, где велись оживлённые дискуссии по поводу дальнейшего общественно-политического развития страны. Большинство участников этих дискуссий выступали за продолжение перестройки, построение «социализма с человеческим лицом». Особую популярность получили «толстые журналы», во главе которых встали наиболее прогрессивные общественные деятели (журналы «Новый мир», «Огонёк» и др.).

   Из-за ограничения цензуры в газетах стали появляться статьи на недоступные ранее темы: о диссидентстве, номенклатуре, роли КПСС в развитии общества. Были возвращены читателям ранее запрещённые авторы: В. Набоков, В. Ходасевич, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Важными элементами демократизации общества стало стремление к переосмыслению исторического прошлого, в том числе и советского. Большое резонанс получил опубликованный в это время роман А. Рыбакова «Дети Арбата», в котором критически оценивалась политика Сталина. Впервые стали доступны читателям произведения А. Солженицына, в

7

частности, его роман «Архипелаг ГУЛАГ». Элементы гласности стали проявляться  в кино и телевидении. Особой популярностью  пользовались такие программы, как  «До и после полуночи», «Взгляд» и т. д.

   На  фоне развития гласности появляются лица, недовольные темпами и объёмами преобразований. Именно в это время  заявляет о себе будущий первый президент  России Б. Н. Ельцин, уже тогда выступавший  за более кардинальные изменения. В 1987 г. конфликт между ним и Горбачёвым обострился: Ельцин был снят с поста  первого секретаря МГК КПСС, однако своими резкими выступлениями против генеральной линии правительство  он всё больше завоёвывал симпатии общества.

   Переломным  этапом политического развития СССР в годы перестройки стало XIX партийная конференция, проходившая летом 1988 г. На ней было принято решение о радикальном реформировании политической системы Советского государства. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон, согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти – Съезд народных депутатов СССР, из числа которых формировался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР. Первые выборы народных депутатов прошли на альтернативной основе весной 1989 г. и уже в конце мая первый съезд начал свою работу. В ходе работы съезда было принято решение о передаче новому органу всей полноты власти, а Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета. Главным вопросом в ходе обсуждения дальнейшего политического развития страны стал вопрос об отмене 6-й статьи Конституции, утверждавшей монополию КПСС на власть.

   Противоречия, возникшие в ходе Съезда между  рядом депутатов и высшим руководством во главе с Горбачёвым, привели  к появлению политической оппозиции, которая уже в конце июня 1989 г. оформилась в 

8

Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). Группу возглавили Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. А. Пальм, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров.

   Стремительные внутриполитические изменения, радикализация  общественных сил влияли и на развитие самой КПСС. Внутри партии в январе 1990 г. выделяется Демократическая платформа, по своим позициям близкая к МДГ. Её представители выступали за пересмотр  ряда положений программы партии: радикальные экономического преобразования, использование рыночных отношений. В результате деятельности оппозиции  и роста общественного движения падал авторитет КПСС. В марте 1990 г., на Третьем Съезде народных депутатов, 6-я статья была отменена. В ходе работы Съезда был поставлен вопрос об изменении  и советской политической системы. Главным мероприятием в этом направлении  депутатам виделось учреждение поста  Президента СССР. Непосредственно на съезде произошли выборы, в результате которых первым президентом был  избран Горбачёв.

   Политические  изменения в стране происходили  на фоне резкого ухудшения экономической  ситуации. Важным явлением общественной жизни в конце 1980-х гг. стало  забастовочное движение. Союзная  власть всё меньше справлялась с  развивавшимся политическим и экономическим  кризисом. Это оказало значительное влияние на решение вопроса о  соотношении полномочий центральной  и республиканских властей, прежде всего, по вопросам дальнейшего экономического развития. Первыми этот вопрос попытались решить республиканские власти Эстонии, в конце 1988 г. провозгласившие Декларацию о суверенитете, утверждавшую верховенство республиканских законов над  общесоюзными, а также республиканскую  собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР не признал  этот документ, однако сам факт возникновения  Декларации послужил началу процесса,

9

проходившего  в 1989-1990 гг. и вошедшего в историю  под названием «парад суверенитетов». Вслед за Эстонией движение за суверенитет  поднялось в Литве, в Азербайджане и др. всё чаще стали звучать  требования о политической независимости  республик и их выхода из состава  СССР. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. В мае 1990 г. начал свою работу I Съезд народных депутатов РСФСР, выборы в который происходили в условиях многопартийной системы. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин, который выступил с инициативой признать государственный суверенитет России. После обсуждения этого вопроса, 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о российском суверенитете . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перестройка 80-х – 90-х гг. и распад СССР