Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, реферат
История русской церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время в стране, так или иначе, отражалось на положении русской православной церкви. Одним из самых тяжелых времен в России считается Смутное время.
1.Введение ……………………………………………………….…3
2.Патриарх Никон…………………………………………….……5
3.Протопоп Аввакум……………………………………………....7
Глава I. Накануне церковного раскола
1.1 «Священство» и «Царство»........................................................8
Глава II. Церковный раскол
2.1 Церковная реформа……………………...................................10
2.2 Никон и Аввакум……………………………………………....14
2.3 Падение Никона. Преследования раскольников…………....17
Глава III. Итоги церковного раскола
1. Соловецкое восстание…………………………………..…..19
2.Роль правительства на православной арене…………….…20
3.Мои рассуждения…………………………………………….21
3.4 Список литературы…………………………………………...22
10
малороссов, которые, по их словам подражали полякам».
Из описания путешествия Павла видно, что на Украине в церковном пении принимали участие все присутствующие в храме; особенно воодушевляли чистые и звонкие голоса детей.
В нашей церковной практике была еще одна несообразность, удивлявшая иностранцев, против которой восставали многие пастыри церкви. У нас существовал обычай, согласно которому каждый присутствующий на службе молился своей иконе. Нарушение этого правила даже считалось преступлением, за которое наказывали. Так, если хозяин какой-нибудь иконы замечал, что кто-то другой ей кланяется, то он сейчас же принимался бранить его: «Как ты смел своими воровскими молитвами восхищать у иконы те милости, на которые я один имею право как хозяин?» Он предлагал ему приобрести своего Бога, которому можно молиться сколько угодно, объясняя при этом, что пользоваться чужим нельзя. Виновный в этом случае должен был заплатить хозяину иконы часть ее стоимости. В случае церковного отлучения хозяин иконы забирал ее из церкви домой, и потом, по примирению с церковью, опять возвращал ее на прежнее место. Между тем этот обычай вел к большой неблагопристойности при богослужении: присутствующие в церкви заняты были не столько общим церковным пением и чтением, сколько своими частными молитвами, которые каждый обращал к собственной иконе, так что во время богослужения все собрание молящихся представляло собой толпу лиц, обращенных в разные стороны. Наступала минута большого входа, тогда все устремляли свои взоры на Св.Дары и повергались перед ними ниц, но после того, как Дары ставились на престол и царские врата закрывались, опять каждый начинал смотреть врозь, каждый обращался к своей иконе и твердил свою простую молитву: «Господи, помилуй!» Сам царь в этом случае следовал общему правилу. Таково свидетельство Майерберга, которое вполне подтверждается Колинсом. Последний говорит, что
11
в известные моменты службы русские разговаривали о делах, а царь Алексей Михайлович почти всегда занимался делами в церкви, где он бывал окружен боярами.
Обычай креститься двумя
Одни говорили, что нужно исправить
богослужебные книги и обряды,
примеряясь к старым, древнерусским
образцам, решениям Стоглавого Собора
в 1551 году, утвердившего незыблемость
обрядов русской церкви. Другие
считали, что в самых
Редакторы Печатного двора
В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, ужаснувшись, и засели за благое дело – исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.
Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже переживали по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и древние языческие суеверия, еще сохранившиеся.
Кружок «ревнителей» возглавил протопоп Благовещенского
12
монастыря, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В кружок также входили окольничий Фёдор Ртищев – царский любимец, человек мягкий, образованный; Никон – архимандрит столичного Новоспасского монастыря; Иван Неронов – протопоп Казанского собора, земляк Никона; дьякон Благовещенского монастыря Федор; а также провинциальные пастыри, протопопы Аввакум из Юрьевца – Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома и прочие.
Все они – люди образованные,
незаурядные, энергичные; Никон,
Неронов, Аввакум –
При изучении русских книг
выяснилось, что в них нет одинаковых
текстов, немало описок, ошибок. Власти
решили обратиться к греческим
оригиналам и ученым монахам.
13
Никон и Аввакум
Всю работу возглавил Никон. Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же – чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович.
Царь, возложивший надежды на
сильного духом и телом Никона,
поручил ему проведение
троеперстием.
Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого языка богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями и исправлениями. Например, вместо слова «певцы» в новых стояло слово «песнопевцы», «вечного» - «бесконечного», «молюся» - «Прошу» и т.д. Ничего существенного новые книги, которые по велению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия оставались по-прежнему неприкосновенными. Вводились только уточнения.
Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюжинные способности, фанатизм, железную волю, нетерпимость к инакомыслящим. Но в это время он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие друзья и соратники по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона, - человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый, имеющий железную волю. «Ревнители» пишут царю, возражая
14
против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» вопреки всему они не прекращают, а наоборот, усиливают их, обращают к широким слоям верующей столицы, а потом и других городов, уездов. Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников – никониан: «А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един день. Перво бы Никона – того собаку разсекли бы начетверо, а потом бы никониан тех».
Но власть-то была у Никона. Да какая! Необъятная! Не смиряясь с положением духовного владыки, он властно вмешивался в мирские дела: во время отлучек царя возглавлял все правительственные дела, указывал боярам, и оскорблял их.
По приказу Никона у населения
были отобраны иконы,
Своих оппонентов – Аввакума, Неронова, Федора и прочих – он отправил в ссылку или отдал «под начал» в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он, по требованию Никона, одобрил принятые им законы.
В 1656 г. на очередном соборе
всех сторонников старых
Сторону «ревнителей»
15
время «ревнители» надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович, ведь он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха, и Аввакум в нем разочаровался, перестал считать «благочестивейшим и православнейшим» царем.
Позиция Никона имела поддержку власти,
но нужна ли она для русской независимой
православной церкви? От противников реформ
требовали отказаться не от старых книг
и обрядов, а от обвинений в адрес своих
оппонентов-реформаторов в отступлении
от правой веры. Но сопротивление «староверов»
становилось все более упорным. Тогда
от увещеваний и ссылок власти стали переходить
к заключениям и жестоким наказаниям.
16
Падение Никона. Преследование раскольников. Через некоторое время непомерная гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с самим царем.
Значительно возмужавший,
Обидчивый и гневливый Никон
не выдержал – на одном из
богослужений в Успенском
Только в 1666 г. состоялся суд,
на который под охраной
В этом же году закончил
свой земной путь и его
17
властей», т.е. мирских начальников, и судить их по Уложению. Аввакума и других его сподвижников «древлего благочестия» сожгла на костре в 1681 г.
Старообрядцы, противники церковной
реформы, вызывали сочувствие
среди обиженных, угнетенных. Поддерживали
раскол и представители
18
Итоги церковного раскола
Соловецкое восстание. Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги.
В конце 1667 г. правительство
приняло строгие меры, распорядилось
конфисковать все вотчины,
Поморские жители открыто
Информация о работе Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол