Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, реферат

Описание работы

История русской церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время в стране, так или иначе, отражалось на положении русской православной церкви. Одним из самых тяжелых времен в России считается Смутное время.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………….…3
2.Патриарх Никон…………………………………………….……5
3.Протопоп Аввакум……………………………………………....7

Глава I. Накануне церковного раскола

1.1 «Священство» и «Царство»........................................................8

Глава II. Церковный раскол

2.1 Церковная реформа……………………...................................10

2.2 Никон и Аввакум……………………………………………....14

2.3 Падение Никона. Преследования раскольников…………....17

Глава III. Итоги церковного раскола
1. Соловецкое восстание…………………………………..…..19
2.Роль правительства на православной арене…………….…20
3.Мои рассуждения…………………………………………….21

3.4 Список литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 214.26 Кб (Скачать)

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение Высшего Профессионального  Образования

«Российская Академия Народного Хозяйства и  Государственной Службы при Президенте РФ»

Факультет Государственного и Муниципального Управления

Кафедра истории и мировой политики 

Реферат по истории

на тему:

«Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

Церковный раскол» 
 
 

Выполнила:                                      Студентка I курса очно-заочного отделения

Факультета  ГиМУ

Литовченко  М.А. 

Проверил:                                                                        Проф.        Морозов В.И. 
 
 
 

Санкт –  Петербург

2011 г.

Содержание: 

  1. Введение  ……………………………………………………….…3
  2. Патриарх Никон…………………………………………….……5
  3. Протопоп Аввакум……………………………………………....7

    Глава I. Накануне церковного раскола

1.1 «Священство» и «Царство»........................................................8

       Глава II. Церковный раскол

2.1  Церковная реформа……………………...................................10

  2.2  Никон и Аввакум……………………………………………....14

2.3  Падение Никона. Преследования раскольников…………....17

       Глава III. Итоги церковного раскола

    1. Соловецкое восстание…………………………………..…..19
    2. Роль правительства на православной арене…………….…20
    3. Мои рассуждения…………………………………………….21

3.4  Список литературы…………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение

        История русской церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время в стране, так или иначе, отражалось на положении русской православной церкви. Одним из самых тяжелых времен в России считается Смутное время. Несомненно, оно тоже оставило неизгладимый отпечаток в истории церкви. Брожение в умах, появившееся вследствие Смутного времени, привело к расколу общества, а он, в свою очередь – к расколу церкви.

         Наряду с социальными потрясениями, Россия второй половины XVII в. пережила серьезный идеологический кризис – Церковный раскол. Расколом принято называть отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Раскол является одним из существенных явлений, произошедших в истории развития российской духовной культуры. Истоки его связывают с очередной пыткой церковников унифицировать обрядность и богослужебные книги.

         Как отметил Н.Ф. Каптерев еще в конце XIX в., действия Никона по изменения церковных обрядов вызвали смятение умов в русском обществе. Эту точку зрения поддержали практически все историки. С.Зеньковский полагал, что изменение обрядов также потрясло современников. Оно «было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви».

         Хотя, недавно была предложена иная трактовка периода раскола американским историком Георгом Михельсом, который, в свою очередь, проанализировал ранние истоки старообрядчества и пришел к выводу, что церковная реформа поначалу мало повлияла на народную среду, и что русское общество оставалось несколько равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к изменению

3

в русских богослужебных  книгах. С патриархом Никоном была не согласна лишь небольшая группа лиц, не оказавшая значительного  влияния на современников.

         О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему  толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

В переломные моменты в ходе Российской истории  принято искать корни происходящего  в её далеком прошлом. Именно поэтому  церковный раскол является очень  важным в изучении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Патриарх  Никон (1605 – 1681гг.)

    В миру носил имя Никита Минин.

      

         Патриарх Никон был шестым московским патриархом. Имел официальный титул Великого государя (25.07.1652 – 12.12.1666). Родился он в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (ныне - Перевозский район Нижегородской области). Мать Никиты умерла рано, а отец его вскоре женился вновь. С мачехой у маленького Никиты отношения не сложились – она била его и морила голодом.  Грамоте он обучался у приходского священника. По достижении 12 лет ушел в Макарьев Желтоводский монастырь и был в нем послушником вплоть до 1624 года. По настоянию родителей, Никита вернулся домой, женился и принял сан священника. Сначала служил в селе Лыскове, а через 2 года, по просьбе московских купцов, был назначен священником одной из московских церквей. 

5   

         Идея стать священником воплотилась в жизнь вследствие смерти детей Никиты в 1635 году. В возрасте 30 лет он принял                     постриг с именем Никон в Свято – Троицком Анзеоском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году, из-за конфликта с Елеазаром Анзерским (начальным старцем скита), бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В нем же с 1643 года был избран игуменом монастыря.

         В 1646 году патриарх Никон произвел  отличное впечатление на царя  Алексея Михайловича, явившись  к нему с поклоном по тогдашнему  обычаю новопоставленных игуменов. Царь велел Никону остаться  в Москве. Затем Никон вошел  в состав неформального кружка  духовных и светских лиц, который профессор Н.Ф.Каптерев называет «кружком ревнителей благочестия». Главные идеологи данного кружка – Стефан Вонифатьевич, боярин Ф.М.Ртищев и протопоп Иоанн Неронов. Они ставили перед собой цель оживления религиозно – церковной жизни в стране, улучшения нравственности у ее населения. 
 
 
 
 
 
 
 

6

     Протопоп Аввакум (1620 – 1682гг.)

       В миру носил имя Аввакум  Петрович Кондратьев.

      Аввакум Петров – протопоп города Юрьевца–Повольского, являлся противником богослужебной реформы Патриарха Никона, одновременно – духовный писатель.  Ему приписаны 43 сочинения ( в их числе – «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др.) Старообрядцы почитают его священномучеником и исповедником.

       Произошел Аввакум из очень  бедной семьи. Весьма начитанный, известность он приобрел довольно  рано, как подвижник православия.  При жизни был строг, старательно  придерживался церковных правил  и беспощадно карал кого-либо  за всякое отступление от них,  в результате чего около 1651 года вынужден был бежать, из-за  возмущенной паствы города Юрьевца-Повольского  в Москву. Позднее, именно в  Москве, лично известный царю, протопоп  Аввакум Петрович участвовал в проводимой патриархом Иосифом «книжной справе».

7

Накануне  церковного раскола

      «Священство» и  «царство».  Русская церковь всегда играла значительную роль в жизни страны. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой же – часто противостояла ей. В течении столетий церковь скопила немалые богатства – земли, деньги и пр. Их хотели заполучить себе и царская казна, и дворяне. Также, церковь, используя свой немалый авторитет, пыталась оказывать свое влияние и на государственные дела. Еще со времени принятия христианства на Руси возникал вопрос: что выше – «священство» или «царство»?

         С началом новой династии, этот  вопрос потерял свою актуальность  – просто потому что царь и патриарх были отцом и сыном. Представитель древнего рода московских бояр Кошкиных, Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым – он был племянником первой русской царицы Анастасии Романовны, двоюродным братом царя Федора Ивановича.  Он очень рано стал человеком известным, популярным, благодаря веселому нраву, красивой внешности и хорошей репутации.  В возрасте примерно около 30 лет он упоминается как боярин, служит воеводой. Но при Годунове Федора Никитича ссылают в Антониев – Сийский монастырь под Холмогорами (1601 г.) и постригают в монахи. При воцарении на престол Лжедмитрия 1, его возвращают в Москву, там он получает сан ростовского митрополита, а при втором самозванце – Федор получает сан митрополита московского и всея Руси.

         После сведения с царского  престола В.И.Шуйского и начала  «семибоярщины», Филарет являлся  одним из тех, кто звал польского  королевича Владислава на русский  престол, участвовал в переговорах  с Сигизмундом 3. Но затем обстоятельства  изменились, и Сигизмунд сам решил  стать русским царем. Филарет  с этим не соглашается и  его увозят в Речь Посполитую, как 

8

пленника. И лишь в 1618 году при Деулинском перемирии, его возвращают в Москву, где он занимает патриаршее место, пустовавшее с 1612 года, когда в заключении от голода умер Гермоген.

         Филарет сразу включается в  государственные дела. По его  инициативе принимают многие  очень важные для страны решения,  такие как учет земельного  фонда, совершенствование судопроизводство, уменьшение податные привилегии монастырей.

         Среди прочих инициатив Филарета – начало Смоленской войны с Польшей. В разгар осады Смоленска русской армией, он скончался, не  дожив два – три года до своих 80 лет. Два десятилетия спустя после кончины Филарета, русская церковь вступила в  эпоху бурных потрясений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Церковный раскол

Церковная реформа. В середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, переписанных из столетия в столетие, накопилось множество описок и изменений. Это и не удивительно: переписчики, переписывая текст из ветхих рукописей, не всё могли разобрать в нем и нередко сами что – то сами дописывали по памяти, поправляли, тем самым искажая исходный смысл текста.

         Примерно то - же самое приходило и при церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. И священники шли по весьма своеобразному методу: читали сами свою молитву, в то время как дьячок читал свою и хор пел псалмы. Одновременное пение и чтение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане выражали своё недовольство, так как не могли ничего разобрать. А иные, пользуясь сумятицей, переговаривались о мирских делах и заботах, перемигивались, и всякое благочиние шло насмарку. Наше церковное пение не нравилось иностранцам. Даже крайне доброжелательный к русским и склонный хвалить почти все их церковные установления архидьякон Павел Алеппский, рассказывая о пении, меняет тон речи. По его словам, наши протодьяконы и дьяконы произносили ектении, а священники молитвы низким и резким голосом. Когда Павел, освоив русский язык, прочел однажды в присутствии царя славянскую ектению высоким голосом, то Алексей Михайлович выразил удовольствие. Но Павел Алеппский делает различие между пением собственно в России и Малороссии. В последней, по его словам, была заметна любовь к пению и знание музыкальных правил. «А московиты, не зная музыки, пели наудачу; им нравился низкий, грубый и протяжный голос, который неприятно поражал слух; они даже порицали высокоголосное пение и укоряли этим пением

Информация о работе Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол