Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:01, реферат
История русской церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время в стране, так или иначе, отражалось на положении русской православной церкви. Одним из самых тяжелых времен в России считается Смутное время.
1.Введение ……………………………………………………….…3
2.Патриарх Никон…………………………………………….……5
3.Протопоп Аввакум……………………………………………....7
Глава I. Накануне церковного раскола
1.1 «Священство» и «Царство»........................................................8
Глава II. Церковный раскол
2.1 Церковная реформа……………………...................................10
2.2 Никон и Аввакум……………………………………………....14
2.3 Падение Никона. Преследования раскольников…………....17
Глава III. Итоги церковного раскола
1. Соловецкое восстание…………………………………..…..19
2.Роль правительства на православной арене…………….…20
3.Мои рассуждения…………………………………………….21
3.4 Список литературы…………………………………………...22
Федеральное
Государственное Бюджетное
«Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ»
Факультет Государственного и Муниципального Управления
Кафедра
истории и мировой политики
Реферат по истории
на тему:
«Патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Церковный
раскол»
Выполнила:
Факультета ГиМУ
Литовченко
М.А.
Проверил:
Санкт – Петербург
2011 г.
Содержание:
Глава I. Накануне церковного раскола
1.1 «Священство»
и «Царство».....................
Глава II. Церковный раскол
2.1 Церковная
реформа……………………...............
2.2 Никон и Аввакум……………………………………………....14
2.3 Падение Никона. Преследования раскольников…………....17
Глава III. Итоги церковного раскола
3.4 Список
литературы…………………………………………...
2
Введение
История русской церкви неразрывно связана с историей России. Любое кризисное время в стране, так или иначе, отражалось на положении русской православной церкви. Одним из самых тяжелых времен в России считается Смутное время. Несомненно, оно тоже оставило неизгладимый отпечаток в истории церкви. Брожение в умах, появившееся вследствие Смутного времени, привело к расколу общества, а он, в свою очередь – к расколу церкви.
Наряду с социальными
Как отметил Н.Ф. Каптерев еще в конце XIX в., действия Никона по изменения церковных обрядов вызвали смятение умов в русском обществе. Эту точку зрения поддержали практически все историки. С.Зеньковский полагал, что изменение обрядов также потрясло современников. Оно «было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви».
Хотя, недавно была предложена иная трактовка периода раскола американским историком Георгом Михельсом, который, в свою очередь, проанализировал ранние истоки старообрядчества и пришел к выводу, что церковная реформа поначалу мало повлияла на народную среду, и что русское общество оставалось несколько равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к изменению
3
в русских богослужебных книгах. С патриархом Никоном была не согласна лишь небольшая группа лиц, не оказавшая значительного влияния на современников.
О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.
В переломные
моменты в ходе Российской истории
принято искать корни происходящего
в её далеком прошлом. Именно поэтому
церковный раскол является очень
важным в изучении.
4
Патриарх Никон (1605 – 1681гг.)
В миру носил имя Никита Минин.
Патриарх Никон был шестым
московским патриархом. Имел официальный
титул Великого государя (25.07.1652 – 12.12.1666).
Родился он в селе Вельдеманово близ Нижнего
Новгорода (ныне - Перевозский район Нижегородской
области). Мать Никиты умерла рано, а отец
его вскоре женился вновь. С мачехой у
маленького Никиты отношения не сложились
– она била его и морила голодом. Грамоте
он обучался у приходского священника.
По достижении 12 лет ушел в Макарьев Желтоводский
монастырь и был в нем послушником вплоть
до 1624 года. По настоянию родителей, Никита
вернулся домой, женился и принял сан священника.
Сначала служил в селе Лыскове, а через
2 года, по просьбе московских купцов, был
назначен священником одной из московских
церквей.
5
Идея стать священником воплотилась в жизнь вследствие смерти детей Никиты в 1635 году. В возрасте 30 лет он принял постриг с именем Никон в Свято – Троицком Анзеоском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году, из-за конфликта с Елеазаром Анзерским (начальным старцем скита), бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В нем же с 1643 года был избран игуменом монастыря.
В 1646 году патриарх Никон произвел
отличное впечатление на царя
Алексея Михайловича, явившись
к нему с поклоном по
6
Протопоп Аввакум (1620 – 1682гг.)
В миру носил имя Аввакум Петрович Кондратьев.
Аввакум Петров – протопоп города Юрьевца–Повольского, являлся противником богослужебной реформы Патриарха Никона, одновременно – духовный писатель. Ему приписаны 43 сочинения ( в их числе – «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др.) Старообрядцы почитают его священномучеником и исповедником.
Произошел Аввакум из очень
бедной семьи. Весьма
7
Накануне церковного раскола
«Священство» и «царство». Русская церковь всегда играла значительную роль в жизни страны. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой же – часто противостояла ей. В течении столетий церковь скопила немалые богатства – земли, деньги и пр. Их хотели заполучить себе и царская казна, и дворяне. Также, церковь, используя свой немалый авторитет, пыталась оказывать свое влияние и на государственные дела. Еще со времени принятия христианства на Руси возникал вопрос: что выше – «священство» или «царство»?
С началом новой династии, этот
вопрос потерял свою
После сведения с царского
престола В.И.Шуйского и
8
пленника. И лишь в 1618 году при Деулинском перемирии, его возвращают в Москву, где он занимает патриаршее место, пустовавшее с 1612 года, когда в заключении от голода умер Гермоген.
Филарет сразу включается в
государственные дела. По его
инициативе принимают многие
очень важные для страны
Среди прочих инициатив Филарета – начало
Смоленской войны с Польшей. В разгар осады
Смоленска русской армией, он скончался,
не дожив два – три года до своих 80
лет. Два десятилетия спустя после кончины
Филарета, русская церковь вступила в
эпоху бурных потрясений.
9
Церковный раскол
Церковная реформа. В середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, переписанных из столетия в столетие, накопилось множество описок и изменений. Это и не удивительно: переписчики, переписывая текст из ветхих рукописей, не всё могли разобрать в нем и нередко сами что – то сами дописывали по памяти, поправляли, тем самым искажая исходный смысл текста.
Примерно то - же самое приходило и при церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. И священники шли по весьма своеобразному методу: читали сами свою молитву, в то время как дьячок читал свою и хор пел псалмы. Одновременное пение и чтение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане выражали своё недовольство, так как не могли ничего разобрать. А иные, пользуясь сумятицей, переговаривались о мирских делах и заботах, перемигивались, и всякое благочиние шло насмарку. Наше церковное пение не нравилось иностранцам. Даже крайне доброжелательный к русским и склонный хвалить почти все их церковные установления архидьякон Павел Алеппский, рассказывая о пении, меняет тон речи. По его словам, наши протодьяконы и дьяконы произносили ектении, а священники молитвы низким и резким голосом. Когда Павел, освоив русский язык, прочел однажды в присутствии царя славянскую ектению высоким голосом, то Алексей Михайлович выразил удовольствие. Но Павел Алеппский делает различие между пением собственно в России и Малороссии. В последней, по его словам, была заметна любовь к пению и знание музыкальных правил. «А московиты, не зная музыки, пели наудачу; им нравился низкий, грубый и протяжный голос, который неприятно поражал слух; они даже порицали высокоголосное пение и укоряли этим пением
Информация о работе Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Церковный раскол