Патриарх Никон и протопоп Аввакум

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:51, реферат

Описание работы

С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла одну из важнейших ролей в общественной и политической жизни России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее – патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления.
Проблема раскола церкви очень важна, но о ней, к сожалению, сейчас мало говорят. Поэтому в своей работе я бы хотела раскрыть эту проблему и показать не только внешние стороны, но и глубокий внутренний конфликт.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Патриарх Никон........................................................................................4
Протопоп Аввакум..................................................................................13
Противостояние Никона и Аввакума....................................................16
Заключение..............................................................................................22
Список литературы.................................................................................23
Приложение.............................................................................................24

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

   Последовательно выступая против церковных «новин», Аввакум тем не менее пользовался  расположением царской семьи, где ценили его искренность и убежденность. По настоянию царя и царицы протопоп был сослан нерастриженым, т. е. сохранившим священнический сан. Это позволили ему некоторое время служить по старым обрядам в Вознесенской церкви в Тобольске.

   Сами  участники борьбы прекрасно понимали, что сущность спора лежит за пределами  вопроса об обрядности и написания  богослужебных книг. Ещё глубже и  значительнее были объективные причины  раскола не осознанные самими его  участниками, а даже вождями. Не следует думать, что Неронов Аввакум и их единомышленники были вообще против всяких изменений в богослужебной практике или в богослужебных книгах. В сущности, они то первые и начали проводить некоторые изменения в современной им обрядности . Они не были и принципиальными противниками исправления книг, только считали авторитетными не современные греческие книги, а древние греческие рукописи. В конце концов ожесточенная борьба «ревнителей благочестия» против Никона и его реформ объяснялось именно тем, что Никон ограничился лишь формальным исправлением книг и обрядов, в то время как, по мнению некоторых «ревнителей благочестия», в исправлении нуждались в первую очередь не книги и обряды, а самый церковный быт, нравы духовенства и – шире - неустройства русской жизни в целом. Глубоко противоречили убеждениям «ревнителей» и вводимые Никоном порядки церковного управления: они мыслили его на демократических началах выборности и широкой, многообъемлющей соборности, а Никон поощрял ставленничество, укреплял патриаршее единовластие.

     Существенным  основанием для осуждения деятельности Никона со стороны Аввакума и его  единомышленников было то, что нравы, насаждаемые патриархом в церкви, еще больше развращали духовенство, стремившееся во всем подражать своему «великому государю». Красноречивым свидетельством морального облика деятелей реформированной церкви является челобитная Соловецких монахов: «Прежней архимандрит Варфоломей до конца святую обитель… пиянством, и бесчинством, и житием с послушником своим.. обругали… и нас, убогих, не по делу всячески напрасно и бесчеловечно оскорбляли»8.

     Не  последнюю роль в расхождении  между «ревнителями благочестия» и  правящей церковной партией, а затем  царской властью и обрядов, освященных веками, и признать превосходство  греческой церкви больно задевало и оскорбляло и оскорбляло национальное чувство многих русских людей XVII века. Аввакум и его приверженцы были воспитаны на теории «Москва – третий Рим», свято верили в превосходство над другими странами Руси, сумевшей сохранить свою независимость, и не соглашались искать образец в греческой земле, поскольку Византийская империя не смогла устоять против натиска внешних врагов.

Но самой важной объективной причиной возникновение  «раскола» как общественного движения, переросшего рамки небольшого кружка «ревнителей благочестия» и даже сферу всей церкви, явилось то, что в результате реформы еще больше укреплялась власть феодальной знати, еще больше усиливалась эксплуатация крестьянства и посадского населения. Вот почему движение «раскола» в конечном счете, слилось с протестом народных масс.

     «Раскол»  был пестрым по своему социальному  составу движением, он объединил  на первых порах все слои населения  феодальной Руси, недовольные укреплявшимся  дворянским государством – его пыталась использовать в своих интересах лишенное былых привилегий боярство, к нему примкнули богатые «гости», стрелецкое войско; оно привлекло часть высшего духовенства – всех, кто по тем или иным причинам был недоволен Никоном.

     Силы  споривших между собой никониан и старообрядцев были неравны: на стороне никониан находилось церковь и государственная власть, в то время как их противники располагали только одним средством нападения и защиты – словом. Обоих уроженцев Нижегородского уезда природа наделила недюжинным умом, властным характером, фанатичной верой в правоту своих взглядов и нетерпимостью к мнению других. Никон преследовал инакомыслящих во время своего патриаршества. Аввакуму, не обладавшего властью, оставалось лишь грозить своим противникам «перепластать их во един день», и прежде всего Никона, «того собаку рассекли бы начетверо, а потом бы никониян тех».

     Противостояние  Никона и Аввакума не было только противостоянием  двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки с пробуждающимся самосознанием народа. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Вера  в бога была движущей силой российского  общества на  протяжении многих лет. Митрополит был вторым человеком в государстве. Иногда его мнение имело решающее значение в решении важнейших государственных вопросов. Церковные каноны строго соблюдались, и их нарушение было страшным грехом.   Церковный раскол, произошедший в 1667 г., имел огромное значение в духовной жизни Российского государства, он привел к расколу общества и духовенства. Одни приветствовали реформы Никона, другие были не в состоянии оценить их значение, они слепо верили в правильность старых обрядов и малейшее отступление от них казалось им  богохульством. Люди, запутавшись, обращались к служителям церкви, а священники в свою очередь не могли объяснить суть происходящего, так как не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных противников изменений. Идейное противостояние привело к противостоянию физическому, что вылилось в кровавые события, направленные на уничтожение староверов: их сжигали в срубах, мучили в темницах. Им пришлось уйти в северные районы России и продолжать там жить по своим законам.

     В наше время мы должны учитывать уроки  раскола и стремиться к тому, чтобы духовное и идеологическое противостояние различных ветвей Русской православной церкви не приводило к противостоянию физическому или гражданской войне.  
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

  1. Барабанов, Олег Николаевич. История мировой  политики: Эпоха Древнего мира : учеб. пособие / О. Н. Барабанов ; Моск. гос. ин-т  междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М. : МГИМО (Ун-т) МИД России, 2006. - 324, [3] с.
 
  1. Виппер, Роберт Юрьевич. История древнего мира / Р. Ю. Виппер. История средних веков / А. А. Васильев - М. : Республика, 1993. - 510, [1] с.
  2. Всемирная история / [Ред.кол.:И.А.Алябьева и др.]. - М.;Минск : АСТ: Харвест, 1999. - 855 c.
 
  1. Никольский, Александр Александрович. Русский  Ориген XIX века Вл.С.Соловьев / А. А. Никольский. - СПб. : Наука, 2000. - 419, [1] с.
 
  1. Никольский, Николай Михайлович. История русской  церкви - [Б.м.:Б.и.], 1985.
 
  1. Павленко, Николай Иванович. История России с древнейших времен до 1861 года : учебник  для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. "История", рек. М-вом  образования РФ / Н. И. Павленко, И. Л. Андреева, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. - 3-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 2004. - 535, [1] с.
 
  1. Полибий. Всеобщая история: в 40 кн. / Полибий ; пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, с его предисл., примеч., указ., картами. - СПб. : Наука, 1995. -  381 с.
 
  1. Соловьев, Сергей Михайлович. Сочинения:В 18-ти кн. Кн. 1-15: История России с древнейших времен / С. М. Соловьев;[Отв.ред. и вступ.ст. чл.-кор. АН СССР И. Д. Ковальченко, проф. С. С. Дмитриева]. - М. : Мысль, 1988. Кн. 13. Т. 25-26 . - 1994 . - 621 c.
 
 
 

Приложение 

Протопоп  Аввакум 
 

Патриарх Никон

Информация о работе Патриарх Никон и протопоп Аввакум