Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:19, реферат
ГУМИЛЁВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912-1992) — российский историк, географ и этнолог. Родился 1 октября 1912 г. в Санкт-Петербурге. В 1938-1956 гг. неоднократно находился в заключении; в 1956 г. реабилитирован. В 1956-1966 сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде, 1966-1986 гг. — научно-исследовательского института географии при Ленинградском Государственном университете. В 1930-е - 1960-е годы принимал участие в ряде этнографических и археологических экспедиций
Введение
Пассионарии
«Гармоничные особи»
Субпассионарии
Заключение
Список использованной литературы
И действительно, король-буржуа Луи Филипп, выполнявший социальный заказ растущего французского капитализма, прекратил ставшую традицией войну с Англией и перенес деятельность своих воинственных подданных в Алжир, ибо это было выгоднее, безопаснее и не затрагивало большинства французов, желавших мира и покоя. Но почему Наполеон после Амьенского мира не поступил так же? Поскольку он был не Луи Филипп, то парижские лавочники не могли ему ничего приказать. Они только удивлялись, зачем император вечно стремится воевать. Точно так же Александра Македонского не понимали даже его "друзья", как называли ближайших сподвижников царя-завоевателя.
Типичными
пассионариями, но отнюдь не "героями"
и не "вождями" являются: Скупой
рыцарь, одержимый алчностью; Дон
Гуан, стремящийся к любовным победам
ради побед; Сальери из зависти убивающий
Моцарта; Алеко, из ревности зарезавший
Земфиру. Пассионариями и вождями, хотя
и не героями у Пушкина выступают Мазепа
и Пугачев (весьма далекие от исторических
прототипов), а героями, но не пасссионариями
– Гринев и Машенька Миронова, рискующие
жизнью ради долга. Образец пассионария
и героя, хотя и короля, но не "вождя"
– Карл XII, "любовник бранной славы -для
шлема кинувший венец", т.е. приносящий
интересы своей страны в жертву своему
тщеславию.
«Гармоничные
люди».
Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так я видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично. К этому необходимо добавить, что и в развивающихся этносах большая часть особей имеет столь же слабую пассионарность, что и в реликтовых этносах. Разница лишь в том, что в динамических этносах присутствуют и действуют пассионарии, вкладывающие свою избыточную энергию в развитие своей системы.
Таким образом, если пассионарный импульс поведения равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилёв называет «гармоничными особями». Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но они не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели.
Люди
этого склада – крайне важный элемент
в теле этноса. Они воспроизводят
его, умеряют вспышки
Субпассионарии.
Наконец, в составе этносов почти всегда присутствует категория людей с "отрицательной" пассионарностью. Иначе говоря, их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению
Так называемые субпассионарии — это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Их жизненной энергии недостаточно даже для нормального самоподдержания. Это — безинициативные, себялюбивые люди, неспособные к активной деятельности и думающие лишь об собственных удовольствиях. К ним относятся праздные представители высшего общества, праздная чернь, требующая «хлеба и зрелищ», а также «прожигатели жизни», бродяги, морально и социально деградировавшие люди, вырожденцы и т.д.
Группа
субпассионариев в истории
Заключение.
Есть
соблазн сопоставить
Поэтому, несмотря на то, что пассионарии часто возглавляют народные движения, правильнее назвать их не "ведущими", а "толкающими", ибо без достаточного их числа, умерших в безвестности, было бы невозможно сломать традицию, т.е. инерцию массы.
Пассионарнооть
отдельного человека сопрягается с
любыми способностями: высокими, малыми,
средними; она не зависит от внешних
воздействий, являясь чертой конституции
человека; она не имеет отношения
к этическим нормам, одинаково легко порождая
подвиги и преступления, творчество и
разрушение, благо и зло, исключая только
равнодушие; и она не делает человека "героем",
ведущим "толпу", ибо большинство
пассионариев находятся именно в составе
"толпы", определяя ее потентность
и степень активности на тот или иной момент.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Пассионарии, «гармоничные особи» и субпассионарии