Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:19, реферат
ГУМИЛЁВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912-1992) — российский историк, географ и этнолог. Родился 1 октября 1912 г. в Санкт-Петербурге. В 1938-1956 гг. неоднократно находился в заключении; в 1956 г. реабилитирован. В 1956-1966 сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде, 1966-1986 гг. — научно-исследовательского института географии при Ленинградском Государственном университете. В 1930-е - 1960-е годы принимал участие в ряде этнографических и археологических экспедиций
Введение
Пассионарии
«Гармоничные особи»
Субпассионарии
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южный Федеральный
Университет
Исторический
факультет
Реферат
на тему:
«Пассионарии,
«гармоничные особи»
и субпассионарии»
г.Ростов-на-Дону
2011г.
План:
Введение
ГУМИЛЁВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912-1992) — российский историк, географ и этнолог. Родился 1 октября 1912 г. в Санкт-Петербурге. В 1938-1956 гг. неоднократно находился в заключении; в 1956 г. реабилитирован. В 1956-1966 сотрудник Государственного Эрмитажа в Ленинграде, 1966-1986 гг. — научно-исследовательского института географии при Ленинградском Государственном университете. В 1930-е - 1960-е годы принимал участие в ряде этнографических и археологических экспедиций. Доктор исторических наук (1967). Основные труды: Хунну (1960), «Древние тюрки» (1967), «В поисках вымышленного царства» (1970), «Этногенез и биосфера земли» (1979), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «География этноса в исторический период» (Другое название — «Конец и вновь начало», 1990), «Тысячелетие вокруг Каспия» (1990), «От Руси к России» (1992).
Автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этногенеза» . Этнос в понимании Гумилёва — не социальная, а «природная» категория, то есть он подчиняется неким природным закономерностям, не имеющим ничего общего с марксистской сменой общественно-экономических формаций. В то же время он отмечал, что этнос — это и не биологическая популяция. Этнос в понимании Гумилёва — это коллектив людей, обладающий оригинальным стереотипом поведения, отличающим его от других этносов, причём этот стереотип поведения не остаётся одним и тем же, а меняется на различных фазах жизненного цикла этноса.
Гумилёв подчёркивает, что для поддержания существования такого образования, как этнос, требуются определённые затраты сил входящих в него людей (в терминологии В.И. Вернадского — биохимической энергии). Речь идёт о затратах энергии людей, составляющей этнос, сверх необходимой для простого самообеспечения, жизни для себя и своей семьи. Именно эта энергия необходима для творческих достижений этноса, сохранения его самобытности, распространения этноса в пространстве, войн с другими этносами и т.д.
Применительно к отдельному индивиду свойство наличия избытка жизненной энергии (активности) сверх необходимой для «жизни для себя», Гумилёв назвал«пассионарностью» (от лат. Passio — страсть; это главная категория всей системы Гумилёва). Пассионарность по своей сути противоположна инстинкту самосохранения. Именно пассионарность заставляет её носителей жертвовать своим временем, здоровьем, а подчас и жизнью, ради какой-либо абстрактной идеи или цели, гонит их в далёкие военные походы, заставляет открывать новые земли, совершать научные открытия, создавать произведения искусства, инициировать политические и религиозные преобразования и т.д. Саму поведенческую особенность таких людей действовать вопреки самосохранению Гумилёв называет пассионарным импульсом поведения.
В
зависимости от степени проявления свойства
пассионарности Гумилёв подразделяет
людей на три типа: Пассионарии, «гармоничные
особи» и субпассионарии.
Пассионарии.
Люди, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Деятельность пассионариев характеризуется способностью к сверхнапряжениям. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. Примеры пассионариев: Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д’Арк, протопоп Аввакум.
Пассионарии могут осваивать более широкий спектр социальных ролей, не только благодаря высокой активности взаимодействия с миром. По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарии - это люди "длинной воли", то есть волевые, обладающие высокой саморегуляцией деятельности. Поэтому они могут хорошо владеть собой, не проявляя до поры вышеперечисленные качества и не выказывая неудовлетворенность своих потребностей. А пассионарность - это еще и "неудовлетворенность разных степеней".1 Доминирующими для пассионариев являются их потребность в активности, "повышенная тяга к действию,"2 необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного.
Пассионарность не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находится в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.3 Известные пассионарии, государи и полководцы, характеризуются исключительной агрессивностью и смелостью. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос или, наоборот, сражаются против захватчиков. Усмирить и запугать их очень трудно, подчас легче убить. Именно воинственность пассионарных вождей и пассионарность народа многое предопределяет в мировой истории. Пассионарные властители, политики и военные составляют агрессивное меньшинство, но понуждают остальных на кровопролитие, насилие, войну во имя целей, которые "простому", непассионарному человеку не могут быть понятны. Поэтому в динамичных, исторически активных, пассионарных этносах женщины и пацифисты, всегда составляющие большинство населения, от реальной власти отчуждаются.
Выдающиеся пассионарии характеризуются прекрасными организаторскими способностями и так называемой пассионарной индукцией (заразительностью, способностью увлечь за собой массы людей непассионарных). Ведь искренность вызывает симпатию, а активность, тем более жертвенная, заразительна.
Пассионарность как акцентуация темперамента не характеризует содержательную сторону личности, то есть ценностные ориентации, мировоззрение. Пассионарии могут быть как патриотичными, так и увлекающимися иноземными системами мировоззрения, святыми и преступными. Пассионарность - понятие формально - динамическое, внеэтичное.
С одной стороны, у Л.Н. Гумилева пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями : высокими, средними, малыми. С другой стороны- пассионарии, это люди психически здоровые и даже неглупые, ибо для самого элементарного прогноза нужна высокая степень пассионарного напряжения. Правда иногда импульс пассионарности бывает столь силен, что пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Приходиться согласиться, что пассионарии всегда деятельны, но не всегда умны. Итак, интеллектуальные способности не могут служить для диагностики пассионарности.
Л.Н. Гумилев утверждает, что пассионарность имеет шесть градаций.
Высшую степень пассионарности Л.Н. Гумилев обнаруживает у самых самоотверженных людей, у тех, кто может "жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности, и прочих страстей"4. Для иллюстрации исследуется мотивация известных исторических деятелей. К пассионариям высшей степени он относит тех выдающихся политических деятелей, которые ради своих страстей готовы пожертвовать всем, даже собой. Это Наполеона Бонапарт, основной мотив поведения которого - жажда деятельности; Александр Македонский, очевидная иррациональность действий которого объясняется крайней степенью выраженности у него честолюбия и гордости; неукротимый Чингисхан; Люций Корнелий Сулла, человек невероятно тщеславный и завистливый; страстно убежденные Ян Гус, Лютер, Кальвин, Саванарола, Иоанн Лейденский и Жанна Д? Арк; неистовый протопоп Аввакум; идущий на крайний риск Ганнибал; фанатичный Игнатий Лойола; "любовник бранной славы" Карл ХII.
Менее пассионарны те, которые во что бы то ни стало (но все же не ценой своей жизни) стремятся к идеалу победы.
Ниже
по шкале располагаются
Еще ниже пассионарность у ищущих удачу с риском для жизни прагматиков- авантюристов.
Минимальной пассионарностью обладают энергичные люди, которые стремятся обустроить свою жизнь, ничем не рискуя.
Рассмотрим несколько примеров самых известных пассионариев.
Александр Македонский. Всем известны его походы на Беотию, Иллирию, Фракию, Среднюю Азию, Индию. Нас в данном случае интересуют мотивы этих войн, которые придется искать в самом характере полководца. Два качества, доведенные до крайности, отмечают у Александра и Ариан, и Плутарх: честолюбие и гордость, то есть проявления описанной нами пассионарности. Этого избытка энергии оказалось достаточно не только для победы, но и для того, чтобы принудить своих подданных вести войну, которая была им не нужна. Однако ситуация Александровских времен была интересна еще и тем, что не он один был пассионарием. Многие его соратники – Пердикк, Клит, Селевк, Птолемей и другие тоже обладали пассионарностью и искренне соучаствовали в деле своего царя, благодаря чему удалось взять в поход простых македонян и греков. Не один человек, а целая группа пассионарных людей определила судьбу похода, который был обречен на победу.
Другой человек, которого Гумилев определил, как пассионария – это Наполеон.
Поручик артиллерии Наполеон Бонапарт в молодости был беден и мечтал о карьере. Это банально, и потому понятно. Благодаря личным связям с Огюстеном Робеспьером он был произведен в капитаны, после чего взял Тулон и, став в результате этого генералом, в октябре 1795 г. подавил мятеж роялистов в Париже. Карьера его была сделана, но богатства она ему не принесла, равно как и брак с красавицей Жозефиной Богарне. Однако уже итальянская кампания сделала Бонапарта богачом. Так что остальную жизнь он мог бы прожить не трудясь. Но что-то потянуло его в Египет, а потом толкнуло на стремительный риск 18-го брюмера. Что? Властолюбие, и ничто иное! А когда он стал императором французов, разве он успокоился? Нет, он принял на себя непомерную тяжесть войн, дипломатии, законодательной работы и даже предприятий, которые отнюдь не диктовались истинными интересами французской буржуазии, вроде испанской войны и похода на Москву.
Конечно, Наполеон всякий раз по-разному объяснял мотивы своих поступков, но действительным источником их была неуемная жажда деятельности, не оставившая его даже на острове Св. Елены, где он написал свои мемуары только потому, что не мог находиться без дела. Для современников стимул деятельности Наполеона оставался загадкой. И недаром парижские буржуа приветствовали русскую армию, вступавшую в Париж в 1814 г., возгласами: "Мы не хотим войны, мы хотим торговать".
Информация о работе Пассионарии, «гармоничные особи» и субпассионарии