Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:13, контрольная работа
Цели. Целью моей работы является полный анализ парламента: Великобритании и Испании
Задачи. Исходя и моей цели, перед собой я ставлю следующие задачи:
Изучение Парламента Великобритании
Изучение Парламента Испании
Сравнительная характеристика парламентов данных стран.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Парламент Великобритании 3
2. Парламент Италии 9
Заключение 14
Список используемой литературы: 16
Оглавление
Актуальность темы. Со школы я стала интересоваться такими странами Великобритания и Испания, по моему мнению европейские страны, а особенно их структура очень интересные объект для изучения. В данной работе я хотела бы поговорить о парламенте данных стран. Найти общие и различные черты, и сделать сравнительную характеристику. Познакомившись с парламентом, то есть с одной ветвью власти, в дальнейшем при более глубоком изучении данных стран у меня не будет затруднений в ознакомлении с другими ветвями власти. В своей работе я осветила такие моменты как в функции парламента его состав и многое другое.
Цели. Целью моей работы является полный анализ парламента: Великобритании и Испании
Задачи. Исходя и моей цели, перед собой я ставлю следующие задачи:
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, введения заключения и списка использованной литературы в количестве 16 страниц.
Старейшим парламентом мира является английский парламент, создание которого датируют XIII в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным в 1215г. была подписана Великая хартия вольностей.
Своеобразие британского парламента заключается в сохранении разнообразных архаических черт, которые находят свое отражение во многих сторонах его организации и деятельности. Когда говорят о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеют в виду не только обе палаты парламента, но и королеву, являющуюся неотъемлемой институцией (частью) парламента. При анализе места парламента в системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа — парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Британский парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью парламента считается британский монарх.1
Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть, основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха, «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей, которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, ее роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.
Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, — его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время. Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами — обычаями (англ. custom and practice).2
Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон, или Scots law), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999) законами, принятыми Парламентом Шотландии.
Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами.
Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.
После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.3
После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен Суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.
Последний этап принятия законопроекта — это получение Королевского согласия (англ. Royal Assent). Теоретически Суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям Суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708, когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».
Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются Сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин.
Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции. Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в 1399, по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано Сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об Апелляциях 1876 (так называемые «Lords of Appeal in Ordinary») и другими пэрами, имеющими судебный опыт («Lords of Appeal»). Эти Лорды, называемые также «Лордами-законниками» («Law Lords»), являются Лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.4
Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в государственной измене. Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента, суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806.
Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов стал в 1963 году Алек Дуглас-Хоум. Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хоум отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.
Парламент контролирует исполнительную власть, принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действия либо во время «Времени вопросов», либо во время заседаний парламентских комитетов. И в том и в другом случае министрам задают вопросы члены обеих палат, и они обязаны отвечать.
Многие
голосования считаются
Если правительство потеряло доверие Палаты общин, Премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, Суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство, хотя последнее происходит очень редко.5
На практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жёстко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование, не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству — дважды в 1924 и один раз в 1979.
B целом Великобританию можно с уверенностью охарактеризовать как страну с устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.
Место и роль парламента в системе государственных органов определяется прежде всего формой правления, установленной Конституцией Италии 1947г., и принципом разделения властей.
Высший орган законодательной власти — бикамеральный парламент, состоящий из палаты депутатов и сената. Палаты избираются сроком на пять лет, и продление срока полномочий допускается только в случае войны. Легислатура парламентской деятельности ограничена тремя срока ми, т.е. 15 годами.
В палату депутатов избрание с 2006 г. происходит путем всеобщих прямых выборов по пропорциональной системе представительства. До этого в течение 15 лет применялась мажоритарно-пропорциональная система. С 2008 г. в нижнюю палату избирается 512 депутатов, а не 630, как было до последних выборов. В 2005 г. по инициативе премьер-министра и лидера движения «Вперед, Италия» С. Берлускони и его сторонников в избирательное законодательство были введены два новшества. Во-первых, это принцип «премии большинству», смысл которого состоит в том, что партия (коалиция, избирательный блок), завоевавшая в нижней палате большинство, но менее 340 голосов, получает недостающие до этого числа дополнительные мандаты, призванные гарантировать управляемость государством. Во-вторых — предоставление права голоса соотечественникам, прожинающим за рубежом. В результате этих законодательных новаций левые, получив на парламентских выборах 2006 г. ничтожно малый перевес (0,07%), смогли сформировать правительство. Однако из-за раскола внутри левоцентристского блока оно, после почти двух лет нахождения у власти, ушло в отставку. 6
В сенат - верхнюю палату - избрание происходит по областям пропорционально их населению. Каждая область должна быть представлена не менее чем 7 сенаторами, исключая области Молисе (2 сенатора) и Вадде-д'Аоста (1 сенатор). Всего в Италии 20 областей, таким образом, общее число избираемых сенаторов, которые представляют интересы областей, — 315.
Кроме того, следует отметить, такое различие между выборами в палату депутатов и сенат, как установление возрастного ценза. Активное и пассивное избирательное право по выборам в нижнюю палату составляет 18 и 25 лет соответственно, а в сенат 25 и 40 лет. Такой возрастной ценз при реализации пассивного избирательного права один из самых высоких в мире.
Каждый бывший президент Италии является сенатором по праву и пожизненно, если только не откажется от этой привилегии. Глава государства может назначить, пожизненными сенаторами пять граждан, прославивших отечество выдающимися заслугами и сфере общественной деятельности, науки, искусства, литературы. В 2006 г. в верхней палате заседало в общей сложности 324 сенатора, включая 4 бывших президентов.