Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:48, реферат
Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц., политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир, народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц. Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.) Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я, *взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип, *прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»
18.
Основание новой
династии в России.
Формирование сословной
системы организации
общества.
После
того, как в октябре 1612
года ополчение под
командованием Минина
и Пожарского выбило
из Москвы поляков, необходимо
было избрать царя.
Для этого Пожарский
призвал по 10 выборных
от каждого города.
К январю 1613 года
съехались в Москву
представители от 50
городов и вместе
с московскими
людьми составили
избирательный собор.
Собор прежде всего
постановил не избирать
царя "от иноверных",
а избрать своего, "из
великих московских
родов".
Вначале
голоса разделились,
выборные не могли
прийти к единому
мнению. Но вскоре выяснилось,
что не только на
соборе, но и в
Москве среди земских
людей и среди
казаков, которых
тогда в столице
было много, особый успех
имеет молодой
Михаил Федорович
Романов, сын митрополита
Филарета. 7 февраля 1613
года собор впервые
решил остановить
свой выбор на Михаиле.
Но из осторожности
постановили отложить
дело на две недели,
а в это время
послать по ближайшим
городам узнать мнение
народа, а также вызвать
в Москву бояр, которых
не было на соборе.
21
февраля 1613 года
торжественно Михаил
Романов был провозглашен
царем, и ему
принесли присягу
как члены собора, так
и вся Москва. Нового
царя в это время не
было в Москве, он вместе
со своей матерью инокинею
Марфой Ивановной находился
в Ипатьевском монастыре
под Костромой, куда
и отправилось посольство
от земского собора
с предложением престола.
Михаил Федорович долго
отказывался от царства,
мать его тоже не хотела
благословить сына на
престол, боясь, что
русские люди "измалодушествовались"
и могут погубить молодого
Михаила, как прежних
царей, Федора Борисовича
и Шуйского. Только после
долгих просьб послы
собора получили согласие,
и Михаил Романов 14 марта
1613 года принял царство
и отправился в Москву.
19.
Этапы становления
крепостного права
в России. «Соборное
уложение» 1649г.
Время
правления во второй
половине XVIIв приходится
на Алексея Михайловича(1645-1676)
– сын царя Михаила
Федоровича. В сложных
соц-пол-х условиях проводил
укрепляющие феодально-абсолютистскую
систему мероприятия,
вызывавшие крупнейшие
народные движения. (Абсолютизм
– абсолютная, неограниченная
монархия, самодержавная
власть, форма правления,
при которой верховная
власть принадлежит
неограниченно одному
лицу – монарху) Прикрепление
трудового населения
к посаду (торгово-промышленная
часть города), увеличение
налогов, а так же введение
медных денег привели
к городским восстаниям.
Соборное Уложение (1649)
было принято Земским
собором. Состояло из 25
глав и 967 статей. С.у.
завершило юридич-е
оформление крепостного
права,упорядочило судопроизводство
и усилило центр-ую власть.
В его царствование
велись войны с Польшей
и Турцией за Украину,
со Швецией за Прибалтику.
В1667 Украина присоединена
к России. Секуляризация
– обращение церковной
и монастырской собственности
в светскую собственность.
20.
Социально-экономические
преобразования в
эпоху Петра I.
Реформы
проводились в
течение всего
правления Петра I.
Не было специального
плана проведения
реформ. Внутренняя
политика была тесно
связана с борьбой
за выход к морю.
Реформы в промышленности
и торговле. До 1709
г. Промышленность и
торговля работали только
на армию, открывались
только гос. мануфактуры,
связанные только с
нуждами армии, была
введена монополия внешней
и внутренней торговли.
После 1709 года ситуация
изменилась. Наибольшие
сдвиги произошли в
области промышленности.
В начале правления
Петра I в стране насчитывалось
около 30 мануфактур,
в конце около 250. складывалось
два новых промышленных
района: Урал и Петербург.
Особенно быстрыми темпами
развивалась металлургия.
Россия выплавляла чугуна
в 1,5 р больше чем Англия,
и заняла ведущее место
по производству металла.
В 1719 г была опубликована
Берг-привилегия, которая
позволяла всем жителям
России заниматься поисками
полезных ископаемых
и с разрешения Берг-коллегии
основывать заводы,
т.е. «провозглашала
горную свободу». В центре
страны наибольшее развитие
получила текстильная
промышленность. Возникли
новые отрасли производства;
судостроение, шелкопрядение,
стеклянное и фаянсовое
дело, производство
бумаги. В 1722 г был издан
указ о создании ремесленных
центров в русских городах.
На мануфактурах работали
в основном крепостные
крестьяне. Труд их был
малопроизводителен,
условия жизни тяжелые.
Также медленно внедрялась
передовая техника.
Развитие промышленного
и ремесленного производства,
получение Россией выхода
к балтийскому морю
способствовали росту
внешней и внутренней
торговли. Улучшились
пути сообщения. Наряду
с серебряными монетами
стали чеканить медные
разменные деньги. К
1726 г ввоз товаров был
вдвое ниже, чем вывоз.
Петр I понимал, что торговля
укрепляет мощь государства.
Социальные реформы.
В 1714 г Петр I издает
указ о единонаследии,
по которому дворянское
поместье уравнивается
в правах с боярской
вотчиной. По этому указу
один из сыновей дворян
мог наследовать поместье.
Таким образом, бояре,
как привилегированный
класс прекратили свое
существование. Для
того, чтобы стимулировать
службу Петр I издает
табель о рангах. Все
должности (гражданские
и военные) подразделялись
на 14 рангов. Занять
следующий ранг можно
было, только пройдя
все предыдущие. Чиновник,
достигший 8 класса,
или офицер получали
потомственное дворянство.
В 1724 г Петр I издал указ,
запрещавший крестьянам
уходить от помещиков
на заработки без их
письменного разрешения.
Так было положено начало
паспортной системе
в России. Государственное
устройство, реформы
органов управления.
Петр I считал, что страна
будет развиваться быстро,
если хорошо будут работать
чиновники. В 1711 г вместо
боярской думы был учрежден
Сенат. Сенату предписывалось
разрабатывать новые
законы, следить за финансами
страны, контролировать
деятельность администрации.
В 1718 – 1721 гг. была преобразована
громоздкая и запутанная
система приказного
управления страной.
Вместо полусотни приказов
было учреждено 10 коллегий.
Для них построили специальное
здание (сейчас Петербургский
университет). Своеобразной
коллегией стал синод,
или духовная коллегия,
учрежденный в 1721 г.
Создание синода знаменовало
еще один шаг на пути
подчинения церкви государству
21.
Военные реформы
и внешнеполитическая
деятельность в
эпоху Петра I.
Пристальное
внимание Петр I уделял
реформированию армии
и созданию военного
флота. Причина этого
состояла не в особой
воинственности Петра I
или в войнах, ставших
привычными для царя,
который из 36 лет
царствования провоевал 28.
Дело в другом. Петр I
был убежден, что армия,
флот и корабль наиболее
совершенные общественные
структуры, что они должны
стать достойной моделью
всего общества.
По
его мнению, воинская
дисциплина это то,
без чего нельзя воспитать
в людях порядок,
трудолюбие, сознательность,
христианскую нравственность.
Не случайно поэтому
в 1716 г. основной военный
закон Воинский устав
по прямому указу Петра
I был принят как основополагающий
акт, обязательный в
учреждениях всех уровней.
Реформируя
армию, Петр I в первую
очередь изменил
сроки военной
службы: она стала
для дворян уже
не временной, а постоянной.
Изменился и сам принцип
формирования армии
создавалась постоянная
армия на основе рекрутской
повинности. Созданная
великим реформатором
регулярная армия заняла
ведущее положение в
жизни русского общества.
В России XVIII-XIX вв. не
армия была при государстве,
а наоборот, государство
при армии.
Особое
внимание Петр I уделял
созданию военно-морского
флота, без которого
не может существовать
великая морская
держава. Военно-морские
силы России были созданы
за короткий срок. Построенные
на русских верфях
суда по мореходным
качествам и боевому
оснащению нередко
превосходили иностранные.
Благодаря созданному
Петром I мощному
военно-морскому флоту
на Балтийском море
была достигнута победа
в Северной войне.
22.
Влияние петровских
реформ на развитие
России.
23.
Изменение политической
системы российского
государства в
результате реформ
Петра I.
24.
Реформизм в эпоху
Екатерины II.
Внутр
пол-ка Ек 2. Просвещенный
абсолютизв,кт утвердился
при Е-2, означал правление
образованного, просвещенного
монарха. Е-2 большое
значение придавала
законам, издавая их
по 12 штук в месяц. Вместо
соборного уложения
созвала уложенную комиссию (половина
- дворяне), кт должна
была составить новый
свод законов. Руководящий
документ назывался
"наказ", в нем излагалась
идея о том, что России
необходима самодержавная
власть. = она проводит
прогрессивную реформу
местного управления
и усиливает свою власть
в центре = времена Ек2
называют «золотым веком
дворянства». Она издает
жалаванную грамоту
дворянства, по которой
дворяне могли не служить,
их судил особый суд.
Она проводит секуляризацию
(изъятие) церковных
земель и раздает эти
земли дворянам. = крестьянский
вопрос == она распространяет
КП на новые территории (дон
Урал) == помещики могли
ссылать крестьян в
Сибирь и на каторгу ==
крестьянам запретили
жаловаться на помещиков.
Это пик крепостного
права. = при Ек2 впервые
вводятся бумажные деньги.
Россия в конце правления
Ек2: = площадь страны 17,5
млн км.кв.= население
37,2 млн = большая часть
населения крестьяне
– 92%./ крестьяне жили
очень бедно. Оброк был
5р, а в год крестьянин
тратил на себя 17коп.
дворяне жили богато:
одно нарядное платье
Потемкина стоило 200000р.
С/х нищало. Крестьяне
готовы были к бунту
(воостание Пугачева(1773-1775)).
Промышленность: число
предприятий увеличилосб
в 4р, но больше половины
рабочих – крепостные
крестьяне > низкое
качество товаров и
производительность
труда. Торговля: хорошо
развивалась внешняя
торговля Англия
и Китай, а внутренняя
медленно, т.к. население
бедное. Финансы: денег
не хватало, т.к. маленькте
поступления в казну
> политика просвещенного
абсолютизма себя не
оправдала. Нужно было
искать новые пути развития
страны. Оценка правления: =
Карамзин писал, что
это был блистательный
век = современники ЕК2,
кот знали жизнь во дворце
называли это время
«временем повреждения
нравов» = Ключевский
писал, что Россия конца
правл ЕК2 похожа на
здание: красивое снаружи
и грязное неопрятное
внутри.
Во
второй половине 18в.
в России стал разлагаться
феодально-крепостническая
система и начал
складываться капиталистический
уклад. Однако тормозом
на его пути стал
абсолютистский строй.
Перед Россией
встал вопрос, по
какому пути идти дальше:
или сохранить
незыблемым существующий
строй, или путем
реформ приспособить
его к новым
отношениям, или устранить
самодержавие и крепостничество.
Этот вопрос должна
была решить Екатерина 2.
Екатерина 2 пришла к
власти путем свержения
своего мужа - Петра 3,
и не имела законного
основания на власть.
Поэтому она старалась
обеспечить себе поддержку
дворянства, расширяя
и укрепляя его
права за счет других
сословий и прежде
всего крестьянства.
При Екатерине
крепостное право
достигло своего апогея:
в 1766г. помещики получили
право ссылать
крестьян на каторгу,
а в 1767г. крестьянам
было запрещено жаловаться
на помещиков. За годы
ее правления помещикам
во владение было роздано 850
тыс. крестьянских душ.
Екатерина раздавала
дворянству и земли.
Для расширения государственного
земельного фонда
в 1764г. была проведена
секуляризация церковных
земель, т.е. изъятие
церковных земель
в пользу государства.
В 1763г. была проведена
сенаторская реформа.
Сенат был разделен
на департаменты и
потерял свою первоначальную
функцию. Это еще
больше укрепило самодержавную
власть. Свою продворянскую
политику Екатерина
2 стала проводить в
форме просвещенного
абсолютизма . Основное
содержание этой политики
заключалось в стремлении
законсервировать существующий
строй путем укреплений
позиций дворянства,
усиления его прав и
привилегий. Для этой
политики характерно
использование идей
просветителей. Другими
словами, неограниченная
власть монарха сочеталась
с прогрессивным законодательством.
Однако позже Екатерина
отходит от этих принципов,
чему во многом способствовала
Французская революция
и Пугачевский бунт,
и старается еще больше
усилить власть над
крестьянством.
25.
Преобразования первой
половины XIXв.: замыслы
и свершения.
?
Первый период
царствования Александра
ознаменован проведением
либеральных реформ.
Началом своего
правления он подтвердил
либеральную настроенность
будущих преобразований:
была уничтожена
Тайная канцелярия ,
дарована свобода политическим
заключенным и ссыльным,
были запрещены пытки,
ставшие непременной
частью судопроизводства.
Особенно большое внимание
император уделял вопросам
отмены крепостного
права и ограничения
самодержавия. Решение
этих вопросов и других
обсуждалось Александром
среди его единомышленников,
входящих в Негласный
комитет (П.А. Строганов,
В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев,
А.Д.
Чарторыйский).
Уже в 1802 г. была осуществлена
административная реформа,
которая заключалась
в замене коллегий 8-ю
министерствами: военным,
морским, иностранных
дел, юстиции, внутренних
дел, финансов, коммерции,
народного просвещения.
Одновременно созданием
министерств была осуществлена
и сенатская реформа.
Сенат провозглашался
верховным местом империи ,
чья власть ограничивалась
лишь властью императора.
Министры должны были
подавать в Сенат ежегодные
отчеты, которые тот
мог опротестовывать
перед государем. Но
все же Александра не
переставало волновать
решение крестьянского
вопроса, во-первых,
он прекратил практику
раздачи государственных
крестьян в крепостные
дворянам, во-вторых, 20
февраля 1803 г. вышел
Указа о свободных (вольных)
хлебопашцах, который
устанавливал правила
освобождения крепостных
и наделения их землей,
однако предоставление
свободы он относил
к решению самих владельцев
имений. Этот Указ формировал
особую социальную категорию
свободных хлебопашцев,
владеющих землей по
праву частной собственности
с отличие от государственных
крестьян. Что касается
практических результатов
этого Указа, то они
были невелики. Общее
количество крепостных,
освобожденных после
его публикации, составило
около 50 000 человек.
В 1803
г. была проведена
еще одна немаловажная
реформа реформа
в сфере народного образования. 24
января 1803 г. Александр
утвердил новое положение
об устройстве учебных
заведений. Территория
России была разделена
на шесть учебных округов,
в которых создавались
четыре разряда учебных
заведений: приходские,
уездные, губернские
училища, а также гимназии
и университеты. Последние
должны были представлять
собой высшую ступень
образования. Если до
этого времени в России
существовал лишь один
университет Московский,
основанный в 1755 г., то
теперь были восстановлены
многие старые университеты
и созданы новые.
Хотя
образование по-прежнему
оставалось недоступным
для значительной
части населения,
прежде всего крестьян,
новая система
образования отвечала
потребностям общества
в грамотных, квалифицированных
специалистах.
Новый
этап реформ, начавшийся
в 1803 г. требовал новых
людей, этими новыми
людьми стали А.А.
Аракчеев и М.М. Сперанский.
Первый занимался
преимущественно
вопросами, связанными
с реорганизацией
армии, второй разработкой
планов новых реформ.
Реформы
Сперанского.
План
реформ, предложенный
Сперанским, представлял
собой мысли самого
императора. Во-первых,
он предлагал реформировать
систему государственного
управления путем
осуществления разделения
властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
Информация о работе Ответы на экзаменационные вопросы по истории