Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:33, контрольная работа
Цель работы – изучить вопрос отмены крепостного права в России, для этого необходимо в с поставленной целью и планом решить следующие задачи:
1. Определить предпосылки отмены крепостного права, т.е. социально-экономическое положение России в первой половине. Разложение крепостного права.
2. Изучить отмену крепостной зависимости, ее проведение и итог.
3. Рассмотреть причины отмены крепостного права различных теориях
Введение
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ
1.1.Экономическое развитие России в первой половине XIX века, кризис крепостнических отношений
1.2. Необходимость модернизации и попытки реформирования
1.3. Социальная политика самодержавия
2.КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА: ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ, ИТОГИ
2.1 Содержание "Положений" 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь.
2.2. Ответ крестьян на реформу
2.3 Особенности проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России. Реформы в государственной и удельной деревне
2.4. Значение отмены крепостного права
Заключение
литература
В феврале 1803 г. был издан Указ "О свободных хлебопашцах". Согласно указу помещик мог освобождать крестьян с наделом земли за выкуп. До этого помещики отпускали на волю в основном своих дворовых, не занятых сельскохозяйственным трудом. Дворяне высказывали недовольство указом, не спешили применять его на практике. Да и условия были невыгодны для крестьян[3].
Особую тревогу вызвала у дворянства Отечественная война 1812 года. С появлением в сентябре в Москве Наполеона Александру 1 доносили, что среди крестьян распространяются слухи о свободе, а среди солдат поговаривали, что сам Александр тайно просил Наполеона войти в Россию, чтобы освободить крестьян, так как царь боится помещиков. Ходили слухи, что Наполеон - сын Екатерины II и идет отнять у Александра свою законную корону, после чего и даст свободу крестьянам.
Русские дворяне боялись потрясения крепостного права в случае победы Наполеона, которое могло вылиться в реформы "сверху" после заключения мира, либо в виде новой грандиозной пугачевщины. И то, и другое было для них неприемлемо. Отвергнув мысль поднять крестьянское восстание в России, Наполеон был обречен решать проблемы военными способами, поскольку дипломатические оказались безуспешными. В середине декабря 1812 г. остатки некогда "великой армии" Наполеона бежали из России, что послужило сигналом ко всеобщему восстанию против французов на Западе.
Отечественная война 1812 года подтолкнула общественное мнение страны к пониманию необходимости преобразований, поскольку успехи в развитии европейских стран были очевидны для русских участников заграничных походов. А победа феодально-крепостнической России над Францией далась ценой огромного напряжения народа, экономики и привела к финансовому кризису, тяжелым социальным последствиям.
Рост настроения в пользу перемен был и в правительственных кругах. Александр I и его министры искали новые направления в социальной политике. В результате разрабатываемых социальных проектах появляются буржуазные элементы. Так, сначала отменяется крепостное право в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, в 1817-1819 гг. в условиях секретности шла работа над планом ликвидации крепостного права во всей России. В его основе была идея продажи государству помещичьих имений, возможность помещикам избавиться от долгов и начать перевод своих хозяйств на рациональную основу: использование наемных работников, сдача земли в аренду.
С этой целью в 1818-1819 гг. был образован секретный комитет под руководством министра финансов графа Д.А.Гурьева. Комитет закладывал в проекте отход от общины, перевод сельского хозяйства на фермерский путь развития. В 1818 г. крестьянам разрешили устраивать фабрики и заводы.
Социальный строй крепостной России к концу первой половины XIX в. отражал острые сословные противоречия феодального общества: феодально-зависимые крестьяне всех категорий составляли свыше 80% всего населения, а дворян-земледельцев было менее 1%.
Характерным было массовое прогрессирующее разорение крестьян и выделение прослойки зажиточного крестьянства. Крупные перемены происходили в положении самих помещиков. Кризис крепостного хозяйства вел к разорению значительного количества помещичьих хозяйств, особенно мелкопоместных[4].
Разложение феодальных классов-сословий сопровождалось возникновением новых классов, присущих буржуазному обществу. Сравнительно быстрый рост русской мануфактуры и переход к фабрично-заводскому производству ускоряли формирование рабочего класса.
Быстро формировался класс буржуазии. Во второй четверти XIX в. ее ряды пополнились в основном из среды купцов и зажиточного крестьянства.
Значительной стала социальная прослойка служилой интеллигенции. Бюрократический аппарат самодержавия требовал большего числа чиновников. В свою очередь промышленность, торговля, сельское хозяйство требовали специалистов. Поэтому, хотя и медленно росло число средних и высших учебных заведений, а следовательно и число учащихся.
Обострение социального кризиса проявилось в развитии крестьянского антифеодального движения. Выступления носили ярко выраженный антикрепостнический характер. Крестьяне отказывались от барщины, от уплаты оброка, боролись с произволом помещиков, требовали освобождения от крепостного права. Государственные крестьяне боролись против притеснений чиновничества.
Абсолютная монархия сложилась в результате длительной эволюции крепостного государства, но на нее наложила отпечаток личность царя Николая I. Он смотрел на государство как на подобие армии, считая себя командиром-государем, а своих министров-адъютантами.
На протяжении 30-50-х гг. правительство Николая I то усиливало репрессии в интересах помещиков, то несколько смягчало наиболее жесткие крепостнические порядки. Но сущность царизма не менялась.
В 1837-1841 гг. правительство провело реформу управления крестьянами, принадлежавшим казне. Они были переданы в ведение учрежденного для этой цели министерства государственных имуществ с большим штатом чиновников в центре и на местах.
Замысел реформаторов, таким образом, потерпел неудачу. Но реформа способствовала созданию условий для развития капиталистического способа производства у государственных крестьян.
В правительственных кругах будущую Россию видели аграрной страной, т.к. правительство Николая I опасалось социальных последствий развития фабричной промышленности. И все же оно само вынуждено было поощрять развитие капиталистического производства. Правительство поощряло выставки промышленных изделий, открыло в столице Технологический институт, создало Мануфактурный и Коммерческий советы с совещательным представительством мануфактуристов и купцов. Введение твердой серебряной валюты (1839-1843) укрепило денежное обращение.
В первой половине XIX в. в экономике России, особенно в промышленности, начал активно развиваться капитализм. Начало промышленного переворота (30-40-е годы) послужило основой перевода промышленности на фабрично-заводские рельсы. Стали формироваться новые классы - буржуазия и пролетариат. Однако феодально-крепостническая система играла еще главенствующую роль до падения крепостного права. Это существенно тормозило рост капиталистических отношений. Самодержавие в первую очередь защищало интересы отживающего класса помещиков, поскольку помещики были его социальной опорой. Это вело к консервации феодальных отношений и феодальной структуры общества. Все это тормозило нормальное развитие экономики страны и затягивало тугой узел противоречий, который мог быть разрублен только с ликвидацией крепостного строя.
Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой. Кроме того, помещикам запрещалось переводить крестьян в дворовые. Завершающим актом ликвидации феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временнообязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу по обнародовании "Положений" - либо по обоюдному соглашению их с помещиком или по его одностороннему требованию (сами крестьяне требовать перевода их на выкуп не имели права).
По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу: от своего имени выступать в суде, заключать разного рода имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.
Черты внеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период временнообязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаления из общины неугодного ему крестьянина, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась.
Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения.
Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 - 1841 гг. реформой П.Д.Киселева.
Вводились следующие сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, которое ранее составляло имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2000 крестьян мужского пола, составляли волость.
Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.
Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. Правительство не могло не считаться с тем, что требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.
Разработчики закона определили такие нормы надела, которые из-за их недостаточности привязали бы крестьянское хозяйство к помещичьему путем неизбежной для него аренды земли у своего бывшего барина. Отсюда и явились на свет пресловутые "отрезки" от крестьянских наделов, составившие в среднем по стране свыше 20% и достигавшие в некоторых губерниях 30-40% от их дореформенных размеров[5].
При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалось предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно также выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями (как и лесом) уже за дополнительную плату.
Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп, однако закон 19 февраля 1861 г. окончательного срока завершения такого перевода не устанавливал.
В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, т.е. крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу - утрату помещиком крепостного труда. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой "капитализации оброка".
Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и вместе с тем избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами.
Хотя выкуп и дорого обошелся крестьянству, он несомненно способствовал развитию в стране капиталистических отношений. Из-под власти помещика крестьянин попадал под власть денег, в условия товарного производства. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкуп способствовал не только более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, но и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы. В целом реформа 1861 г. создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.
Обнародование "Положений" 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на "полную волю", вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Более половины их (937) было подавлено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной "воли". Продолжая уповать на "доброго" царя, крестьяне никак не могли поверить в то, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значительной части прежних наделов, а предоставленные им объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные "Положения" поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, "царскую волю", другие же пытались отыскать эту "волю" в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о "воле".