Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить вопрос отмены крепостного права в России, для этого необходимо в с поставленной целью и планом решить следующие задачи:
1. Определить предпосылки отмены крепостного права, т.е. социально-экономическое положение России в первой половине. Разложение крепостного права.
2. Изучить отмену крепостной зависимости, ее проведение и итог.
3. Рассмотреть причины отмены крепостного права различных теориях

Содержание

Введение
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ
1.1.Экономическое развитие России в первой половине XIX века, кризис крепостнических отношений
1.2. Необходимость модернизации и попытки реформирования
1.3. Социальная политика самодержавия
2.КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА: ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ, ИТОГИ
2.1 Содержание "Положений" 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь.
2.2. Ответ крестьян на реформу
2.3 Особенности проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России. Реформы в государственной и удельной деревне
2.4. Значение отмены крепостного права
Заключение
литература

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Отмена крепостного права.doc

— 140.00 Кб (Скачать)


26

 

Отмена крепостного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК  РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ

1.1.Экономическое развитие России в первой половине XIX века, кризис крепостнических отношений

1.2. Необходимость модернизации и попытки реформирования

1.3. Социальная политика самодержавия

2.КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА: ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ, ИТОГИ

2.1 Содержание "Положений" 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь.

2.2. Ответ крестьян на реформу

2.3 Особенности проведение крестьянской реформы в национальных окраинах России. Реформы в государственной и удельной деревне

2.4. Значение отмены крепостного права

Заключение

литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия.

Отмена   крепостного   права   в   России   и последовавшие за ней реформы (местного самоуправления, т.е. земская и городская, судебная,  отмена  телесных наказаний, военная, народного просвещения, цензуры и др.), проведенные  в  царствование Александра II, — это «перелом», «поворотный пункт» истории , коснувшийся различных сторон общественно-политической жизни  России  и часто  в  научно-популярной литературе именуемых "революцией сверху" или "переворотом". Однако вплоть до сегодняшнего дня  в  историографии остается ряд нерешенных проблем, касающихся данной эпохи, а именно: ее хронологические границы, роль Александра II  в  проведении реформ, их предпосылки, взаимосвязь между ними и их дальнейшая судьба.

Цель работы – изучить вопрос отмены крепостного права в России, для этого необходимо в с поставленной целью и планом решить следующие задачи:

1.                 Определить предпосылки отмены крепостного права, т.е. социально-экономическое положение России в первой половине. Разложение крепостного права.

2.                 Изучить отмену крепостной зависимости, ее проведение и итог.

3.                 Рассмотреть               причины отмены крепостного права различных теориях

 

 

 

 

 

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК
РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ

 

1. 1.Экономическое развитие России в первой половине XIX века, кризис крепостнических отношений

Процесс разложения  феодально-крепостнической  системы, начавшийся в России со второй половины XVIII века,  в первой по­ловине XIX века перешел в глубокий кризис.

Социально-экономическая жизнь России первой половины XIX века характеризовалась господством феодально-крепостни­чес­кой системы. Но в ее недрах развивался новый капиталисти­ческий уклад. Процесс разложения крепостной системы хозяйс­тва прояв­лялся в росте промышленного производства и торгов­ли, расшире­нии применения вольнонаемного труда, в изменени­ях, происходив­ших внутри самих феодальных отношений.              

Развитие капиталистических отношений в промышленности, рост общественного разделения труда, товарного производства все больше подтачивали натуральный характер сельского хо­зяйства. Уже с конца XVIII века помещичьи и крестьянские хо­зяйства втяги­вались в орбиту товарно-денежных отношений. В первой половине XIX века они становятся определяющими в хо­зяйственной жизни страны[1].

Основу Российской  промышленности  к середине века со­с­тавляли крестьянские промыслы,  удовлетворявшие потребности, прежде всего,  самих крестьян в промышленных изделиях.

На базе мелкого товарного производства возникали  капи­та­листические мануфактуры. Их количество в России возросло к сере­дине XIX века до 2800 предприятий -  на  50%  больше  по сравне­нию  с              1800 годом.  Число рабочих выросло в них в 2,5 раза - до 800 тыс.  Мануфактуры становились крупнее, большая часть их исполь-зовала наемную рабочую силу и была тесно свя­зана с рын­ком[2]. 

Рыночная конкуренция ускорила в 30-50-х гг.  применение машин в ряде отраслей. Таким образом, в 30-40-х гг. в России на­чался промышленный переворот, который продолжался почти 40 лет.  В это время мануфактуры с ручным трудом превращались в фабрики с машинами.             

Российская экономика была  социально  противоречива:  в ней переплетались и боролись новое со старым, причем настоя­тельной потребностью времени стало устранение отживающих по­рядков ради прогресса Отечества.

Главным тормозом развития капитализма в России были са­модержавие и крепостничество.  Из-за полного присвоения дво­рян­ством  прибавочного  продукта,  создаваемого  крепостными кре­стьянами,  сдерживался процесс первоначального накопления капи­тала. Крепостная зависимость крестьянства мешала появле­нию свободных наемных рабочих.  И, наконец, в своей социаль­но-эконо­мической практике царизм больше  проявлял  заботы  о дворянстве, чем о молодой русской буржуазии.

В первой половине XIX в.  Россия продолжала  оставаться отсталой  аграрной  страной.  Царь,  помещики  и самодержав­но-крепостное государство являлись почти монопольными  собс­твенни­ками  земли. 

Тяготы и  социальные  последствия  Отечественной  войны 1812 г.  привели к опустошению многих западных и центральных гу­берний.  Население с 1812 по 1817 г.  сократилось почти на 10% (с 45 млн. до 41 млн. чел.).  Сотни  тысяч  крестьянских семей были разорены. Сильно пострадала промышленность в районе во­енных действий.  Нарушено было и денежное обращение.  России был нанесен ог­ромный ущерб.

Возродить промышленность после войны  удалось  доволь­но быстро.  Сельское  хозяйство  восстановилось  путем усиления эксплуатации крепостных крестьян.  Однако крепостное  хозяйство  помещиков  отживало  свое время.  Необходимые  условия  его  существования  и развития (господство натурального хозяйства, система крестьянских на­делов,  личная  зависимость крестьян от помещиков,  рутинная техника об­работки земли) на протяжении первой половины XIX в. отмирали.               Натуральный характер сельскохозяйственного производства уже не являлся в России господствующим.  Помещичьи хозяйства все более вовлекались в рыночные связи:  росло  производство то­варного  хлеба,  увеличились  посевы  картофеля,  сахарной свеклы и других технических культур, вводилось травосеяние и многополье,  развивалось скотоводство, строились предприятия по обработке сырья.  Товарно-денежные отношения охватывали и крестьянские хозяйства,  особенно в нечерноземных губерниях, где преобладал оброк и были развиты мелкая крестьянская про­мышленность и от­хожие промыслы.

Усиление крепостнической эксплуатации тормозило переход России к капитализму, разоряло многие крестьянские хозяйства и  обостряло  социально-классовые противоречия в деревне.  К тому же все это усугублялось и природными  катаклизмами.  Из 50  лет  первой половины XIX в.  44 года были голодными. 

Размеры внешней торговли резко колебались в зависимости от военно-политической ситуации,  таможенной политики  госу­дарств  и  т.д.  поэтому  для России первостепенное значение имел внут­ренний рынок страны и его оборот для первой четвер­ти XIX в. со­ставлял почти 1 млрд. руб., превышал в несколько раз обороты внешней российской торговли.

В целом, экономическое развитие России в первой полови­не XIX в. было сложным и противоречивым. Растущий капиталис­тичес­кий  способ производства все больше расшатывал крепост­ной уклад жизни.  Только уничтожение крепостного права могло создать нормальные условия для соци­ального прог­ресса.

 

1.2. Необходимость модернизации и попытки реформирования

Россия вступила в XIX в.  абсолютной самодержавной  мо­нархией. Император стоял на вершине пирамиды власти, издавал законы,  следил за их исполнением, был верховным судьей, са­мо­стоятельно распоряжался финансами.

Однако потребности перемен,  вызываемые нарастанием ка­питалистических элементов, разложением феодально-крепостного строя настойчиво выдвигали задачу реформирования системы по­литической власти.  Это понимали и император Александр  I  и пра­вящая верхушка страны.

Эпоха правления Александра I (1801-1825) характеризует­ся  борьбой  двух направлений во внутренней политике:  либе­рального и конcервативного.  С вступлением на престол  Алек­сандра I нача­лась подготовка некоторых реформ. Для этого при царе был создан "негласный комитет" (1801-1803) из  лиц  ему близких  и либерально настроенных (П.А.Строганов,  В.П.Кочу­бей,  А.А.Чарторижский, Н.Н.Новосильцев). Интересуясь запад­но-европейскими буржуаз­ными политическими учениями, они роб­ко ставили вопрос о возмож­ности их применения в России. Ито­ги  деятельности комитета были незначительными,  и ничуть не затрагивали устоев государства-са­модержавия и крепостничест­ва.

Произошли некоторые изменения в структуре власти:  пет­ровские коллегии заменили министерства: иностранных дел, во­ен­ных, финансовых,  коммерции,  юстиции, внутренних дел, на­родного просвещения и др.  Министерства выполняли роль орга­нов исполни­тельной власти.  Министры назначались царем и от­ветственны были  перед ним.  Был утвержден комитет министров без определенных функций.  В итоге комитет не стал постоянно действующим органом.

В подготовке реформ политической системы страны  видное место занял проект М.М.Сперанского.  По его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль. Было принято предложение М.М.Сперанского о создании Государственного Совета (1810),  который просущест­вовал до фев­раля 1917 г. и имел законосовещательные функции.

При своей ограниченности задуманные реформы намечали  в перспективе  развитие в России буржуазных отношений.  Однако под давлением крепостников, интриг консерваторов Александр I вы­нужден был остановить преобразования.

В системе государственных учреждений России важное мес­то занимал Сенат, созданный Петром I в 1722 г. При Александ­ре I права Сената были урезаны и он стал выполнять роль выс­шей  су­дебной  инстанции.  Возглавлял Сенат министр юстиции. Вся полно­та власти на местах принадлежала губернаторам, наз­начаемым ца­рем. Реформы госаппарата при Александре I не уси­лили власть са­модержавия.

Победа России над Наполеоном,  влияние идей французской революции,  конституционное устройство  в  ряде  европейских стран  поставили перед Россией задачу некоторых преобразова­ний.  В 1815 г. была дарована Конституция Царству Польскому. Александр I обещал распространить конституционные порядки на всю Россию.  В 1820 г. проект был готов и был на­зван "Уставная грамота Российской империи".  Это был проект  кон­ституционного самодержавного государства с буржу­азным по сути двухпалатным парламентом, без рекомендации ко­торого, царь не мог издавать законы. Проект конституции пре­дусматривал  дарова­ние  жителям  России  гражданских  прав и конституционных свобод.  Но он так и не был реализован,  так как большая часть дворянства не желала реформ.  Вновь победа оказалась за консерваторами.

Курс реформ сменяется курсом на усиление крепостничест­ва и самодержавия,  особенно при преемнике Александра I. На­пуганный восстанием декабристов царь Николай  I  (1825-1855) при­ложил  свои усилия для укрепления абсолютизма:  ужесточил цен­зуру,  создал корпус жандармов и третье отделение  "Собс­твенной его величества канцелярии политического сыска", раз­вернул борьбу со всяким проявлением свободомыслия.

При Николае I усилилась милитаризация всех сторон госу­дарственной жизни страны.  Госаппарат приобрел огромные раз­ме­ры  и  влияние,  усилилась милитаризация правительственной поли­тики,  понизилось значение Государственного Совета и Се­ната.  О  реформах по подготовке конституционных проектов не могло быть и речи,  все прошлые наработки были переданы заб­вению.

Итак, в  первой  половине XIX в.  Россия получила новые правительственные учреждения,  имевшие большое государствен­ное значение.  Политике двух монархов - Александра I и Нико­лая I были присущи колебания, они вынуждены были идти на от­дельные  уступки  в духе требований времени,  но эти уступки были непосле­довательными,  незначительными и  половинчатыми, не  затрагива­ющие господствующее положение дворян-крепостни­ков.  Время царствования Николая 1 стало "апогеем самодержа­вия".

 

1.3. Социальная политика самодержавия

Уже в годы правления Александра I стала ослабевать  мо­но­полия дворянства на землю. Император затронул одну из важ­ней­ших привилегий дворян, разрешив указом от 12 декабря 1801 г.  всем  свободным  людям приобретать в собственность земли без крестьян.  Это способствовало развитию новых  социальных отно­шений в земледелии,  т.е.  использованию неподневольного труда батраков.

Окружение монарха понимало архаичность крепостничества, но не представляло себе,  как решить эту проблему  и,  боясь соци­альной  нестабильности,  проявляло  предельную  осторож­ность.

Информация о работе Отмена крепостного права