Отмена крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:49, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение отмены крепостного права.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Рассмотреть предпосылки отмены крепостного права в России
Изучить подготовку реформы
Выявить основные принципы и условия отмены крепостного права
Определить положение крестьян в России после отмены крепостного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Историческая обусловленность и подготовка реформы 5
1.1. Предпосылки отмены крепостного права в России 5
1.2. Подготовка реформы 9
2. Общая реализация отмены крепостного права 12
2.1. Основные принципы и условия отмены крепостного права 12
2.2. Положение крестьян в России после отмены крепостного права 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

a0207 - Отмена крепостного права.docx

— 53.51 Кб (Скачать)

     Губернаторам  были разосланы рескрипты царя, в  которых предписывалось составить  из числа помещиков их губерний комитеты для подготовки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". Крестьянская реформа с этого момента стала гласной, и в феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в "Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии".

     В губернских комитетах развернулась борьба между либеральным меньшинством и крепостническим большинством, нередко принимавшая острый характер. Лишь в одном Тверском комитете преобладали  либерально настроенные помещики.

     Для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и подготовки закона об освобождении крестьян 4 марта 1859 года при Главном комитете были учреждены две Редакционные комиссии.  Одна комиссия должна была подготовить  проект "Общего положения о крестьянах", другая - проект "Местных положений о поземельном устройстве крестьян".

     В конце августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" Редакционными комиссиями был в основном подготовлен. В Петербург были вызваны депутаты отдельными группами от губернских комитетов для его обсуждения. Проект был подвергнут жёсткой критике. Депутаты считали установленные Редакционными комиссиями нормы крестьянских наделов завышенными а повинности за них - заниженными, настаивали на сохранении в руках дворянства всей земли и вотчинной власти помещиков. В результате в некоторых чернозёмных губерниях были понижены нормы крестьянских наделов, а в нечернозёмных, преимущественно с развитыми крестьянскими промыслами, были повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая "переоброчка" - пересмотр размеров оброка через 20 лет после издания "Положений о крестьянах".

     В октябре 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и передали проект в Главный комитет, где  он обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь  проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: прежде всего  снова были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в местностях, "имеющих особые промышленные выгоды".

     28 января 1861 года проект поступил  на рассмотрение последней инстанции  – Государственного совета. Члены  Государственного совета внесли  дополнение к проекту в пользу  помещиков – пункт о праве  помещиков предоставлять крестьянам  по соглашению с ними сразу  в собственность бесплатно ("в дар") четверть надела. Тем самым помещикам давалась возможность сохранить в своих руках максимум земельных угодий, а также это было рассчитано на обеспечение его дешёвой рабочей силой.

     16 февраля 1861 года в Государственном  совете обсуждение проекта "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" было завершено4. 
 

 

2. Общая реализация отмены крепостного права

2.1. Основные принципы и условия отмены крепостного права

 

     19 февраля 1861 года Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действия Положений о крестьянах5 (в общей сложности 17 законодательных актов). Подписание этих актов было приурочено к шестой годовщине вступления Александра II на престол.

     В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет "об устройстве сельского состояния" под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший Главный комитет "по крестьянскому делу". Задачей нового комитета являлось осуществление высшего наблюдения за введением в действие "Положений" 19 февраля 1861 года, рассмотрение проектов законов в дополнение и развитие этих "Положений", изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

     По  Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но полное освобождение крестьяне получали не сразу с  момента обнародования Манифеста  и "Положений". В течение ещё двух лет крестьяне (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. В интересах исправного платежа повинностей крестьяне наделялись землей в личное пользование. Эта сделка происходила при согласии на неё крестьянина и землевладельца. При отсутствии такого согласия наделение землёй осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа и без земли6.

     Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного  владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. Право  собственности на землю сохранялось  за помещиком. Усадьбы могли быть выкуплены крестьянином, полевые  угодья выкупались только по согласию с помещиком и всей общиной. Выкупной договор между помещиками и крестьянами  утверждался мировым посредником (назначался Сенатом из местных дворян-помещиков). До момента выкупа усадебной земли  крестьяне не имели права отказываться от полевого надела. Выкупив землю, крестьянин уже не был временно обязанным. Помещик утрачивал вотчинный  надзор, а крестьянин переходил в  разряд крестьян-собственников. Субъектом  собственности в большинстве  регионов становилась община, в некоторых  районах – крестьянский двор (в  этом случае крестьяне получали право  наследственного распоряжения землёй). В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик  получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. При выкупе крестьянин пользовался  казённой ссудой. Ссуду бывшие крепостные получали от государства. В случае, когда крестьянин выкупал полный надел и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 75-80 % капитальной  суммы, а оставшиеся 20-25 % крестьяне  компенсировали либо деньгами, либо отработками. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде "выкупных платежей" в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

     При определении норм надела закон учитывал особенности природных и экономических  условий. Вся территория Европейской  России была разделена на три полосы – нечернозёмную, чернозёмную и  степную. Каждая из этих групп в свою очередь делилась на несколько местностей с учётом качества почвы, численности  населения, уровня торгово-промышленного  и транспортного развития. В первых двух группах устанавливались "высшая" и "низшая" (1/3 "высшей") нормы наделов, а в степной – "указная" норма. Средний размер надела для черноземной полосы колебался от 2 до 5 десятин, в нечерноземной – от 3 до 4, в степных – до 12 десятин. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал "высшую" или "указную" нормы, и прирезку, если он не достигал "низшей" нормы. Помещик не мог дать земельный надел меньше "низшей" нормы, установленной местным Положением, а крестьянин не мог требовать надела больше "высшей" нормы, предусмотренной в том же Положении. Крестьяне потеряли на отрезках 20% земли в нечернозёмной полосе , 40% земли в черноземной.

     Предусматривалось безвыкупное выделение "дарственных наделов", размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.

     Земля предоставлялась общине, помещик  давал уставную грамоту, которая  определяла наделы и повинности крестьян. Землёй наделялись только лица мужского пола. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ  и пустошей.

     Если  на территории надела обнаруживались полезные ископаемые или помещик  собирался там строить каналы, пристани, ирригационные сооружения, то помещик имел право потребовать  принудительного обмена крестьянских наделов. Если крестьянская усадьба  находилась в недопустимой близости к помещичьим строениям, то осуществлялся их перенос.

     В актах, посредством которых осуществлялась реформа, содержались положения, явно указывавшие на то, что законодатель намеревался ввести крестьянскую выкупную операцию в русло общегражданского права. Статьи 33 и 34 Общего положения  подчеркивали, что крестьянин получает право приобретать в собственность  недвижимое и движимое имущество (а  также отчуждать его и распоряжаться  им) на общих основаниях и на основе гражданских узаконений. В ст. 36 предполагалось право свободного выхода крестьянина  из общины с выделением ему в частную  собственность надела, "соразмерного степени его участия в приобретении земли"7.

     В течение первых девяти лет после  принятия Общего положения крестьянам было запрещено продавать или  закладывать свои земельные наделы.

     Временно  обязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего  срока с момента выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 году с изданием закона об обязательном переводе крестьянина выкуп и  о прекращении временно обязанного состояния, когда все они были переведены в состояние собственников.

     Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в  гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства.

     В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных  крестьян. Удельные крестьяне были освобождены с несколько большим  наделом, чем надел помещичьих крестьян, но и у них отрезали часть земли. На выкуп удельные крестьяне были переведены сразу. Государственные  крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом. Им, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

     В период "временнообязанности" крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой. Выход из общины был нелёгким. "Положение о выкупе" допускало выход крестьянина из общины, по которому необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т. д. Поэтому выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли.

     Сход  разрешал семейные разделы земли. Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между крестьянскими  дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько  сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу  - волость. Волостной сход большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. В период временно обязанного существования староста являлся фактическим помощником помещика и мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. К недоимщикам применялись такие меры, как:

  • отобрание доходов с недвижимости;
  • отдача в работу или опеку;
  • принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника;
  • отобрание части или всего надела8.

2.2. Положение крестьян в России после отмены крепостного права

 

     Крестьяне получили землю не в собственность, а в бессрочное, безвозмездное  пользование. Крестьянин стал в результате реформы не собственником, а лишь землепользователем. Правительство  заботилось в первую очередь о  сохранении крестьянства как податного  сословия, способного исправно выполнять  государственную повинность. Этим объясняются  сохранение и упрочение после  реформы дореформенных, патриархальных форм устройства крестьянского быта и управления.

     Низшей  хозяйственной единицей являлся  крестьянский двор во главе с дворохозяином. Дворохозяин отвечал за обработку  своего надела и исправное выполнение повинностей. Он был организатором  труда и быта своей семьи. Собственность  двора была общей. Если какой-либо член семьи уезжал в город на длительное время, он считался временно отсутствующим  и мог в любое время возвратиться и потребовать положенную ему  часть имущества. Дворохозяин имел право вернуть члена своей  семьи обратно до истечения срока  его паспорта. Дворохозяин представлял  свой двор на мирском, деревенском сходе. Сложности вызывали разделы земли  и имущества, если один из взрослых сыновей хотел отделиться и образовать свое хозяйство. При разделе нередко  возникали острые конфликты, даже драки. Все внутрисемейные споры решались на деревенском сходе.

Информация о работе Отмена крепостного права