Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:38, реферат
Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран
3. Изменились
принципы комплектования
4. Полиция была
освобождена от несвойственных
ей функций: хозяйственные дела
(после земской и городской
реформ) перешли к органам местного
самоуправления; предварительное следствие
(после судебной реформы)
5. В крупных
городах вместо прежних управ
благочиния созданы
Вся губернская
полиция подчинялась
2.5 Финансовая реформа
Существенную
роль в приспособлении российского
государственного аппарата к условиям
буржуазного развития сыграла финансовая
реформа. Ее существо сводилось к
трем основным элементам. Первый из них
– это упорядочение государственных
финансов. Дело в том, что до реформы
каждое ведомство имело и бюджет,
и свою кассу. Такой порядок не
обеспечивал аккумуляцию
Первый элемент
реформы – ликвидация финансовой
самостоятельности министерств
и ведомств и введение единого
общегосударственного бюджета и
единой общегосударственной кассы
укрепляло твердый порядок в
расходовании средств. Государственный
бюджет теперь калькулировался Министерством
финансов, а рассматривался и утверждался
Государственным советом. Важное значение
имело установление гласности бюджета.
С 1862 г. роспись государственных
доходов и расходов стала публиковаться
в печати. Все денежные средства
государства теперь концентрировались
на счетах государственного казначейства
в Государственном банке, учрежденном
в 1860 г. В 1864 г. был реорганизован
государственный контроль, который
стал проверять целесообразность расходов
ведомств и ревизовать состояние
финансов. С 1866 г. отчеты государственного
контроля об исполнении бюджета стали
публиковаться для всеобщего
сведения. Второй элемент реформы
– отмена государственной кредитной
монополии, что привело к созданию
широкой сети коммерческих банков.
Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского
и Дворянского банков, также сети
коммерческих банков отвечало потребностям
капиталистического развития. Третий
элемент реформы – изменение
налоговой системы. Подушная подать,
которая бралась с мужских
ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство
и дворянство были от нее освобождены),
была упразднена и заменена поземельным
налогом для крестьян и землевладельцев
и подоходным налогом для остальных
налогоплательщиков. Таким образом,
налоговая система также стала
всесословной. Но основной доход все
же давали не прямые, а косвенные
налоги, которые ложились всей своей
тяжестью на народные низы. Немалые
средства извлекало государство
и в виде натуральных повинностей
(дорожной, гужевой и т.д.), распространявшихся
также на крестьян.
2.6 Реформы системы просвещения и цензуры
В общем ряду
реформ 60–80-х годов существенное
место занимали школьные и университетские
реформы, а также реформа цензуры.
Развитие капитализма требовало
отмены сословных ограничений для
разночинной интеллигенции, наиболее
зажиточной части крестьян и квалифицированных
рабочих. Развивавшаяся промышленность
нуждалась в массовой квалифицированной
рабочей силе, что требовало решительного
расширения начального образования. Все
это и обусловило реформы системы
просвещения. В 1863 г. был утвержден
новый университетский устав, который
ввел автономию университетов. Ректоры
стали избираться Советами университетов,
а деканы – Советами факультетов.
В 1864 г. был утвержден новый устав
гимназий и прогимназий (дававших неполное
среднее образование), вводивший
в средней школе всесословный
принцип обучения, открыты были и
женские гимназии. В том же 1864
г. утверждено "Положение о начальных
народных училищах". Народные училища
открывались как Министерством
прощения, так и земствами и
частными лицами. Либерализация идеологического
контроля в системе образования
была дополнена некоторой
Заключение
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50–60-х годов XIX в., в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863–1874 гг.
Реформы 60-х начала
70-х годов XIX века были заметным шагом
вперед на пути превращения России
в правовое государство, они коренным
образом изменили политический облик
страны, однако, оставался незыблемым
центральный бюрократический
Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху". Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.
Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным событиям 1905–1907 годов и 1917 года.
Список литературы