Отмена крепостного права в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 11:38, реферат

Описание работы

Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран

Работа содержит 1 файл

Реформы2часть.docx

— 42.83 Кб (Скачать)

Выборы были бессословные, но от участия в них  отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, "находящиеся в услужении  у частных лиц" (в эту категорию  наряду со слугами входили также  рабочие и служащие частных промышленных предприятий), и т.д., а также армия  и полиция, поскольку они считались  вне политики. Населением избирались лишь члены уездных земских собраний, причем избиратели делились на три  избирательные курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин. Если для избирателей  первых двух курий, имевших высокий  имущественный ценз, выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших по третьей  курии, выборы были многостепенными. Губернские земские собрания избирались депутатами (они назывались "гласными") уездных  земских собраний. Избирательная  система составлялась с таким  расчетом, чтобы обеспечить фактическое  преобладание в органах земского самоуправления дворянства, хотя формально  органы эти были всесословные. Городская  реформа. По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы сословные органы городского самоуправления.

В соответствии с "Городовым положением" 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на 4 года городские Думы, которые  в свою очередь создавали исполнительно-распорядительные органы – городские управы во главе  с городским головой. Правом участвовать  в выборах в городские Думы пользовались лишь плательщики городских  налогов. Все участвовавшие в  выборах, разделялись на три избирательных  собрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики, платившие в общей сложности 1/3 всех городских налогов; во втором собрании участвовали менее крупные налогоплательщики, платившие вторую треть налогов; в третьем собрании все остальные  мелкие налогоплательщики, платившие  оставшуюся треть общей суммы  налогов. Такая система выборов  давала преимущества в городских  думах крупной буржуазии и  крупному дворянству, владевшему городскими домами-усадьбами. Так, в Москве две  первые курии, избиравшие 2/3 членов городской думы, составляли всего лишь 13% всех избирателей. При этом нужно учитывать, что число избирателей было невелико. Оно, например, в Петербурге и Москве не превышало в то время 20–21 тыс. человек, т.е. 5% взрослого населения этих городов.

Учитывая, что  как в земских, так и в городских  учреждениях ведущая роль предназначалась  дворянству, органы местного самоуправления не создавались в тех местностях, где дворянства не было, как, например, в Сибири, или же оно было нерусским  по национальности (Польша, Литва, Правобережная  Украина, западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях  создание земских учреждений растянулось  на многие десятилетия и было завершено  лишь после революции 1905–1907 гг. В  компетенцию городской Думы входили  вопросы: о назначении выборных должностных  лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах. Надзор за деятельностью  городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством  губернатора. Присутствие принимало  жалобы на действия органов городского самоуправления и контролировало их хозяйственную деятельность.

Расходы Думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные и благотворительные  заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.

Губернаторам  было предоставлено право приостанавливать действие постановлений органов  самоуправления, отказывать в утверждении  в должности любого чиновника  местных учреждений (в том числе  и в органах самоуправления), закрывать  собрания разных частных клубов, обществ  и артелей. Характерная деталь: постановления  органов самоуправления в жизнь  должна были проводить полиция, но она  им не подчинялась, а выполняла лишь приказы губернатора. Следовательно, выполнение решения органа местного самоуправления напрямую зависело от губернатора. Но в целом создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному  развитию русских городов.

2.2 Судебная реформа 

Структуру дореформенной  судебной системы составляли разнообразные  исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Старый дореформенный суд особо  противоречил потребностям буржуазного  развития страны. Во-первых, суд находился  в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решения  судебных дел, носил сугубо сословный  характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствие проводилось  полицией, гласности судебного процесса не существовало, равно и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой. Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г. 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном  совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

– Учреждения судебных установлений;

– Устав уголовного судопроизводства;

– Устав гражданского судопроизводства;

– Устав о  наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Сам порядок  судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства  всех перед законом и судом, отделения  суда от администрации и осуществления  правосудия только судом, создания всесословного  суда, состязательности, несменяемости  судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права  обвиняемого на защиту, прокурорского  надзора, выборности (мировых судей  и присяжных заседателей). Введена  оценка доказательств по внутреннему  судейскому убеждению вместо системы  формальных доказательств. Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов –  общих судов и мировых судов. Мировые суды учреждались для  рассмотрения мелких уголовных и  гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке  упрощенного судопроизводства. Мировые  судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших  высшее или средне образование, высокий  имущественный ценз, который несколько  снижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи  можно было обжаловать в уездный  съезд мировых судей (в апелляционном  порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат. Система общих  судов состояла из окружных судов  и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией  губернии. Именно в окружном суде рассматривалась  основная масса судебных дел, как  уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с  лишением или ограничением гражданских  прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Приговоры  суда, вынесенные с участием присяжных  заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в  Сенат в кассационном порядке  по признаку формального нарушения  процессуального закона. Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским  делам (за исключением уголовных  дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8–10 окружных судов. Вместе с тем  судебная палата рассматривала в  качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.

Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором  были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных  лиц и особо важные дела могли  рассматриваться в Верховном  уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Судебная реформа  была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные  пережитки феодальных порядков. Отделение  суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами Принцип  несменяемости судей и судебных следователей правительство также  обходило. Бессословные по принципам  организации мировые и общие  суды фактически почти полностью  состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный  ценз в те времена имели преимущественно  дворяне.

Сохранены были и чисто сословные суды – духовные, которые кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие  мелкие тяжбы между крестьянами. Со второй половины 60-х годов правительство  начинает наступление на новые судебные уставы, стремясь ликвидировать тип  несменяемости судей и ограничить компетенцию суда присяжных. В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. – дела о неповиновения властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.

2.3 Военная реформа 

Крымская война  показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся  неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами  обеспечить оборону страны. Так, хотя Россия по численности населения  превосходила Францию и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученных  резервов, и в ходе войны русскую  армию нечем было пополнять. Это  объяснялось тем, что русская  армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили  по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так  и в военное время имела  фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания  армии во время войны и восполнения  боевых потерь практически не было. Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные  должности производились не за заслуги  и знания, а по принципу сословной  принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая  система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность  войск, вынужденных передвигаться  к месту боевых действий пешим  порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог –  все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость  военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г.

Новый Устав  о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.

Существо военной  реформы заключалось прежде всего  в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена  всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены  следующие: в армии 6 лет и 9 лет  в запасе; во флоте – 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая  система комплектования давала возможность  создать резерв военнообученных  развертывания вооруженных сил  во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6 и 7 лет). Армия не в состоянии  была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные – в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось.

Слишком длительные сроки действительной службы в армии  сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались  на обороноспособности страны. Но армия  предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная  опора государственной власти. Для  подавления крестьянских бунтов нужен  был вымуштрованный солдат, покорно  выполняющий любой приказ офицеров.

Важной задачей  реформы явилось укрепление и  обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных  училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и  сдавшие соответствующие государственные  экзамены. Для подготовки офицерского  резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся". Лица с высшим образованием призывались  на действительную службу на 6 месяцев, а со средним – на 1,5 года, затем  держали экзамен на офицерский чин  и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла  дорогу в офицерский корпус разночинной  интеллигенции, но только на должности  младших офицеров. Генералы и старшие  офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами. Реорганизован  был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться  военному министру (а по флоту морскому министру). Тогда как ранее во главе ряда отраслей военного управления (командующий гвардией, артиллерией, и т.д.) стояли великие князья, которые  как члены императорской фамилии  имели право непосредственного  доклада царю, подчинялись министру и действовали бесконтрольно. Территория страны была разделена на 15 военных  округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления. Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии  телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая "барина" от "мужика". Важной составной  частью военной реформы явилось  перевооружение армии современным  по тем временам оружием и строительство  парового броненосного флота. Введены  были новые военные уставы и перестроено  обучение войск.

2.4 Реформа полиции  и тюремной системы 

Падение крепостного  права, революционная ситуация в  стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостного  права крестьяне находились под  властью помещиков, то необходимости  в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный  полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей  нижнего земского суда и 2–3 становых пристава в каждом уезде и десяток  стражников. После крестьянской реформы  положение изменилось, крестьяне  освободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции. С  целью усиления полиции были проведены  следующие реформации:

1. В 1862 г. уездная  и городская полиция уездных  городов объединена и в каждом  уезде создано единое полицейское  управление во главе с исправником,  который стал назначаться правительством.

2. Расширен низовой  аппарат полиции: в 1878 г. учреждены  должности участковых урядников  и полицейский резерв в уездах  – отряды сельской стражи.

Информация о работе Отмена крепостного права в России