Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма.
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права в 1961 г.
Тема, выбранная мной актуальна и в данное время, так как сейчас тоже проводятся реформы, и анализ реформ 60-70-х гг. XIX в. позволяет соотнести их с реформами нашего времени, выявить недочёты и, соответственно, следствия этих недочётов, выявить влияние этих реформ на дальнейшее развитие нашей страны.

Содержание

Введение
1. Причины и характер реформы 1861 г.
1.1 Предпосылки проведения реформ.
1.2 Причины реформы.
2. Подготовка аграрной реформы. Основные положения реформы, ее реализация.
2.1 Подготовка аграрной реформы.
2.2 Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.»
2.3 Содержание реформы 1861 г.
3. Значение отмены крепостного права и оценки реформы 1861 г. в исторической литературе.
3.1 Последствия реформы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.История тема 13.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
">     В отличие от западных стран, в России все происходит сверху, и реформы, производимые в других странах снизу, во время буржуазных революций, в России проводятся сверху, государством.

     Как уже говорилось выше крестьянская реформа 1861 года – это один из таких ключевых, поворотных пунктов в истории  нашей страны. Во-первых, у нас  крепостное право отменили примерно через 50 лет после последней европейской страны. Последней страной была, Германия, где освобождение произошло в ходе наполеоновских войн, Наполеон вместе со знаменами своих полков нес Кодекс Наполеона и освобождение других стран от феодальных пут. Если углубиться в историю, видно, что на границе между феодальной и аграрной экономикой и экономикой индустриальной, свободной, капиталистической, рыночной возникает такой момент, когда страны, проходящие этот период, делают большой рывок, такой как будто сгусток энергии выплескивается, и страны поднимаются на совершенно новую ступень качественного развития. Так было в Англии. На самом деле, от крепостного права в Англии избавились – это была первая страна в Европе – к XV-XVI веку там уже прошли огораживания, освободили крестьян от земли, и "овцы съели людей", как тогда говорили. И все закончилось Английской революцией, когда Карлу I отрубили голову. Но после этого Англия стала страной, совершенно свободной от феодальных пережитков. И вот эта свобода, вот это появление правового государства оказали решающее воздействие на то, что страна, которая лежит на окраине Европы и всегда была очень незначительной по численности населения по сравнению с континентальными странами, в конце концов, стала "мастерской мира", "владычицей морей" и т. д. 

     На  самом деле, то же самое происходило  во время Великой аграрной революции, когда крестьяне получают свободу, они получают возможность свободно улучшать свою жизнь, и это придает  огромный порыв, который создается  не постановлениями Коммунистической партии, а просто свободой. И тот же самый потенциал был и у нашей страны. И как раз его высвобождение началось с Великой крестьянской реформы, как говорили, после царского манифеста 18 февраля 1861 года. Но, в отличие от английского или французского варианта, он у нас был очень ограниченный. Реформа проводилась "сверху", главными реформаторами. Главными людьми, которые настаивали на реформе, были люди из высшей аристократии: это великий князь Константин Николаевич, его жена Елена Павловна, целый ряд видных аристократов, которые убедили царя, и царь тоже стал сторонником реформы, хотя в глубине его души вечно было, конечно, сопротивление. И нужно было достигать компромисса между крестьянами, между их интересами и интересами крепостников, основных землевладельцев, которые владели землей и самими крестьянами. Стоял вопрос, что просто дать свободу крестьянам – это мало, они должны иметь возможность на что-то жить, значит, им надо было дать землю. И тут нашла коса на камень, искали компромисса. Были партия либеральная и партия революционных демократов. Они близко стояли, но, конечно, сильно различались. Это такие люди как, скажем, либералы Каверин и Чичерин, Самарин. Со стороны революционной демократии – это Чернышевский, Добролюбов. Но в определенный момент они выступали вместе, потому что они добивались радикальных реформ и расчистки места для развития свободного крестьянства. Хотя, надо сказать, что общину никто из них не затрагивал, т. к. и у славянофилов, и у революционных демократов было убеждение, что крестьянская община – это такая особенность российского общества, которая спасет Россию от язвы капитализма. А в это время капитализм был в Европе. В той же Англии тогдашние наши деятели, общество видели огромное различие между богатыми и бедными и т. д., - то, что мы сейчас видим, - и старались этого в значительной степени избежать, поэтому общину как-то никто не трогал. Но за свободу была такая борьба, чтобы крестьяне получили землю на наиболее благоприятных для себя условиях. А кончилось тем, что условия были очень тяжелые. В значительной степени были приняты условия, приемлемые для дворян, это означает, что крестьяне получали землю за выкуп, выкуп довольно значительный, что они должны были еще иметь определенные обязанности отрабатывать на помещика, сохранялась община, в которой они были связаны круговой порукой в отношении задолженностей по выкупам. 

     К причинам реформы 1861 г. относят: 

    • промышленную  революцию;
 
    • изменение социальной структуры русского общества (появляются капиталисты, формируется  институт наемных рабочих);
 
    • крымскую  войну (России показали, что она является страной второго сорта);
 
    • общественное  мнение (осуждение крепостничества);
 
    • смерть  Николая I.
 

     Нельзя  отрицать и тот факт, что особенности  крепостничества в России также  явились базой для проведения реформы в жизнь.  

     Особенностями крепостничества в России было:

     Документов  о крепостничестве не было. И если в странах Европы оно исчезло  естественным путем, то в России его  ликвидация становится государственной  задачей.

      Во  всех странах Европы крепостнические отношения были разнообразными, т.е. отношения крепостничества наблюдались в разных сословиях и в соответствии с этим крепостные имели разные права. В России государство само формирует единое сословие.

      Император пытается подать свои действия как ответ на предложения прибалтийского дворянства. Способ решения – создание секретного комитета, но тяжесть работы перенесена в губернские комитеты, т.е. идёт работа на местах. Комитеты создали в 45 губерниях. В 1858 г. создали главный комитет по крестьянскому делу, его возглавил, по российской традиции, император. Ведущая роль в организации работы принадлежала министерству внутренних дел, при котором создан специальный земский собор. В главном комитете работали 2 редакционные комиссии, которые и подготовили все документы.

    1. Причины реформы

     В социальной сфере - усиление крестьянского  протеста против крепостничества, которое  выражалось в увеличении волнений. 
 

     Таблица 1 - Причины реформы 1861 г.

    Увеличение  крестьянских восстаний
    Годы 30-е 40-е 50-е
    Кол-во восстаний 328 545 1010
 
 
 
 
 

     Таблица 2 - Другие предпосылки

      
политические Поражение в  Крымской войне подорвало международный  престиж России и показало, что  в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными  державами.
экономические Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию  рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в  производство, повышению покупательной  способности населения и развитию торговли.
нравственные Крепостное  право выглядело безнравственно. Поэтому для мирового признания  развития России требовалась отмена КП.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Подготовка аграрной  реформы. Основные  положения реформы,  ее реализация.

     2.1 Подготовка аграрной  реформы

     Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселев, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Ланского, Панина и Муравьева), что во многом предопределило результаты реформы

     3 января 1857 года был учреждён новый  Секретный комитет по крестьянскому  делу в составе 11 человек (бывший  шеф жандармов А. Ф. Орлов,  М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин  и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.

     Программа правительства, изложенная в рескрипте  императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору  В. И. Назимову, предусматривала уничтожение  личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны.

     В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между  либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

     Новая программа Главного комитета по крестьянскому  делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах  рескрипта Назимову. В программе  было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет»

     4 декабря 1858 года была принята  новая программа крестьянской  реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

    • получение крестьянами личной свободы
    • обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
    • утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
 

     Для рассмотрения проектов губернских комитетов  и разработки крестьянской реформы  в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.

     В конце августа 1859 года были вызваны  депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны  депутаты от 24 губернских комитетов. После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Н. Панин. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

     19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

     Манифест  был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье  в Успенском соборе Кремля после  литургии; тогда же был обнародован  в Петербурге и некоторых иных городах[7]; в остальных местах —  в течение марта того же года. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Обнародование манифеста  «Положений 19 Февраля  1861 г.» 

     19 февраля 1961 г. Государственный  совет завершил обсуждение проекта  «Положений». А 29 февраля они  были подписаны царём и получили  силу закона. В тот же день  царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.

     Ликвидация  феодальных отношений в деревне  – не единовременный акт 1861 г., а  длительный процесс, растянувшийся  на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с  момента обнародования Манифеста  и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и т.п.), барщина ограничилась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько сокращалась подводная повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп.

 

      2.3 Содержание реформы 1861 г. 

     Основную  роль в подготовке документов по крестьянскому  положению сыграли: Ростовцев Я.И., Милютин Д.Н., Самарин Ю.Ф., Черкасский, Кавелин К.Д. 

     Таблица 3 - Содержание реформы 1861 г.

В чем выразился буржуазный характер? Какие сохранились  пережитки?

Личное освобождение крестьян

1) личная свобода крестьян. Крестьяне должны платить подушную подать.
2) гражданские права (возможность  заключать сделки, начинать свое  дело, переходить в другие сословия и т.д.). Из крестьян формируют будущих солдат. Из-за отсутствия возможности получения  образования крестьяне заранее  становятся солдатами.
Крестьян  могли подвергать телесным наказаниями.
Крестьяне не могли менять место жительства.
Сохраняется политическое бесправие крестьян.
3) Вместо власти помещика – крестьянское  самоуправление, ведающее сбором  податей и мелкими судебными  делами. Вопросы решаются на сельских  сходах. Решения схода исполняются  сельским старостой, выбираемым  на 3 года. Несколько сельских обществ – волость. Во главе волости – волостной старшина. Контакты сельского и волостного управления с помещиком осуществлялись через мировых посредников. Мировой посредник – только дворянин. Мировые посредники назначаются Сенатом из местных помещиков. Сначала мировые  посредники не зависели от губернаторов, но потом стали подчиняться не столько закону, сколько властям.

Аграрный вопрос

1) Крестьяне освобождаются с землей  за выкуп. Но размеры земельного  участка и размеры выкупа в  разных областях разные. Размеры надела и размеры выкупа определяются соглашением крестьян и помещика. Результаты фиксируются в уставных грамотах. Составление уставных грамот – основное занятие мировых посредников. Земля – собственность  помещика, в т.ч. и та, которая до реформы находилась в пользовании крестьян. За пользование наделами свободные крестьяне должны отбывать барщину, то есть отрабатывать свой надел или выплачивать оброк в виде издольщины (доля урожая) или испольщины (половина урожая).
  Прежде чем  наделять крестьян землей, помещики большинства губерний отобрали в свою пользу, отрезали, лучшую часть земли в свою пользу. В отрезки попали многие земли, которые крестьяне поколениями обрабатывали и считали своими. Требование возвращения отрезков оказалось в программе многих аграрных партий на рубеже XIX – XX вв.
2) Крестьяне получали земельный  участок, иногда больше, иногда  меньше (нечерноземье-черноземье). За свою земли  крестьяне должны заплатить выкуп. Пока крестьянин не выплатит выкуп  – он временно обязанный. 20% крестьянин должен был заплатить единовременно, 80% ему давало государство как бы взаймы, и он должен был возвращать их государству втечение 49 лет. В сумму выкупа входила плата за землю и личное освобождение. Пока крестьянин не выплатит всей суммы и государству, и помещику.
  Система временно обязанных отменена в 1881 г. 20% процентов  платил крестьянин, 80% государство. Эта  сумма, положенная под 6 процентов годовых  в банк, должна была компенсировать помещику его расходы, связанные  с отсутствием оброка. Помещик  должен был получать и 6% годовых, и отработку или другую барщину одновременно. Но государство не выплатило всем помещикам всей суммы, а выплачивало ее постепенно. В результате к 1904 г. оказалось, что крестьянами выплачено в 3 раза больше положенной суммы – 1,5 миллиарда вместо 500.000 рублей. Это произошло, т.к. крестьяне переплачивали за свою землю государству, одновременно оплачивая отсутствие повинностей.

 Сохранение  общины. Крестьяне, связанные круговой  порукой, оказывались прикрепленными  к своей земле. Переделы земли, круговая порука в повинностях, земли получал не крестьянин, а община, община властвовала над личностью.

Информация о работе Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г.