Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:33, реферат
Интерес к знаниям, которые мы относим к науке к любой её области, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующих учёных, привлекали к себе внимание, вероятно ещё в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.
Наука является неотъемлемой частью социальной среды и постоянно развивается под воздействием комплекса общественных сил.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Первая государственная программа научно-технического развития……...4
Глава 2. Академия наук в 20 - 30-е годы………………………………………………5
Глава 3. Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20 – 30-х годах…………7
Глава 4. Развитие транспорта в России в 20 – 30-е годы……………………………10
Глава 5. Развитие советской науки…………………………………………………...11
Глава 6. Система управления наукой в советский период………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………………13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Первая государственная программа научно-технического развития……...4
Глава 2. Академия наук в 20 - 30-е годы………………………………………………5
Глава 3. Состояние и развитие науки и культуры СССР в 20 – 30-х годах…………7
Глава 4. Развитие транспорта в России в 20 – 30-е годы……………………………10
Глава
5. Развитие советской науки………………………………………
Глава 6. Система управления наукой в советский период………………………….11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………………
Интерес к знаниям, которые мы относим к науке к любой её области, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующих учёных, привлекали к себе внимание, вероятно ещё в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль.
Наука является неотъемлемой частью социальной среды и постоянно развивается под воздействием комплекса общественных сил.
В данном реферате я решила описать развитие науки в 20-30 годы XX века, потому что двадцатый век – век величайших научно-технических достижений и открытий.
Эта тема вообще актуально в наше время, потому что, из большинства открытий в то время мы пользуемся сейчас и продолжаем развиваться всё дальше и дальше в мир будущих открытий.
В данном реферате была использована специальная
литература, книги и учебники.
Кризисная ситуация, сложившаяся в Советской России к началу 1920 г., обусловила острую потребность в разработке программы возрождения и развития экономики страны. Такой программой стал первый в мировой истории единый государственный план развития народного хозяйства, обеспечивший комплексное решение социально-экономических и научно-технических проблем и получивший название ГОЭЛРО /Государственная электрификация России/. Идеи электрификации и развития промышленности на плановых началах высказывались российскими и зарубежными учеными и до революции, однако возможность реализовать эти идеи возникла лишь в Советской России. В январе 1920 г. Г.М.Кржижановский представил В.И.Ленину проект статьи "Задачи электрификации промышленности", а уже 24 марта того же года Совет рабоче-крестьянской обороны принял положение о Государственной комиссии по электрификации России. Председателем Комиссии стал Кржижановский, всего в разработке плана участвовало более 200 специалистов и такие организации, как Комитет государственных сооружений, Центральный электротехнический совет, Электроотдел ВСНХ, Отдел по электрификации железных дорог и др. Для успешной работы Комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт. В ноябре 1920 г. план был завершен и представлен на рассмотрение делегатам открывшегося 22 декабря VIII Всероссийского съезда Советов. План ГОЭЛРО получил одобрение съезда и 21 декабря 1921 г. СНК принял постановление "О плане электрификации России". Важной особенностью плана ГОЭЛРО было активное участие в его разработке ученых, что позволило избежать ведомственной узости и обеспечить комплексность подхода, учитывающего различные аспекты развития народного хозяйства и применение математических моделей, предвосхитивших современные методы экономико-математического моделирования. План ГОЭЛРО не только обеспечил основу для быстрого развития отечественной промышленности, но и науки. Так, за период с 1929 по 1931 гг. численность НИИ в системе ВСНХ возросла на 33%, а численность научных кадров в этих институтах возросла почти в 2 раза. При этом соответствующие отделы были созданы и в системе АН СССР. Таким образом, план ГОЭЛРО оказал существенное воздействие и на развитие фундаментальной науки и может с полным правом считаться началом научной политики в СССР.
Революционный февральско-октябрьский период 1917 г. оказал существенное влияние на развитие научно-организационного творчества ученых. Ведущие члены Академии наук (С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский др.), еще до революции формировавшие образ науки как мощной социально-преобразующей силы, способной воздействовать на все сферы жизнедеятельности общества, приняли самое активное участие в новом государственном строительстве, реформируя образовательную и научную системы России.
Однако начавшиеся после Октябрьской революции сложные и противоречивые процессы взаимной адаптации науки и новых структур власти, социализации науки в пролетарском государстве, когда власти реально могли блокировать или, наоборот, актуализировать развитие определенных научных направлений, существенно изменили облик академического сообщества.
В годы гражданской войны Академия наук понесла значительные кадровые потери, последствия которых сказывались еще долгие годы. Ученые страдали от тяжелых условий жизни, многие из них становились вольными или невольными жертвами новой государственной политики, основанной на "классовом" подходе.
Советское правительство придавало большое значение Академии наук, вокруг которой были сосредоточены ведущие научные силы России, привлекало Академию к активному участию в решении коренных задач экономической и технической реконструкции, культурного строительства.
Все заботы о развитии научных исследований взяло на себя государство. Впервые в мире была осуществлена государственная организация науки, к которой впоследствии пришли развитые капиталистические страны.
В труднейшее время гражданской войны советское правительство изыскивало средства для финансирования исследований, проводимых в Академии наук, и для помощи ученым, создавало условия для научной работы. Однако находились и такие "реформаторы", которые стремились уничтожить Академию наук "как совершенно ненужный пережиток ложноклассической эпохи развития классового общества". Планы радикал-коммунистов были прерваны В.И.Лениным, рассматривавшим науку как непосредственную производительную силу общества, основу военно-промышленного потенциала страны и ее международной репутации.
В 20-е годы под руководством ученых Академии проводились исследования Курской магнитной аномалии, геологические исследования Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых Академией в различные районы страны для изучения природных ресурсов.
Усилилось внимание к фундаментальным исследованиям по проблемам естественных и гуманитарных наук. Были созданы новые научно-исследовательские учреждения, в том числе Физико-математический институт, который возглавил В.А.Стеклов (впоследствии на базе института были созданы Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический институт им. В.А. Стеклова), Оптический институт во главе с Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт физико-химического анализа во главе с Н.С.Курнаковым, Институт по изучению платины во главе с Л.А.Чугаевым.
С этого времени академическая наука начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР.
Научную политику 1920-30-х годов, необходимость развития и поддержки тех или иных научных направлений или исследований советское партийно-государственное руководство прямо связывало с "нужностью" и "практичностью" науки, ее ролью в обеспечении создания экономического фундамента грандиозного проекта построения коммунистического общества. Соответственно новой социальной роли был существенно повышен и социальный статус академической науки и ее институций. Академии наук с ее высококвалифицированным научным составом отводилась роль ведущего научного центра страны, что подкреплялось со стороны власти особым вниманием к Академии - увеличением финансирования научных исследований, строительством новых зданий институтов и лабораторий, расширением персонального состава Академии, предоставлением "высшему научному сословию" многих дополнительных прав. Отражением возраставшей роли Академии наук в жизни общества явилось правительственное постановление 1925 г., в котором Академия была признана "высшим всесоюзным ученым учреждением". Она получила наименование "Академия наук СССР". Однако партийно-государственная власть - единственный источник финансовых ресурсов ставшей к этому времени капиталоемкой науки - требовала подчинения деятельности академического сообщества своей идеологической доктрине и своему толкованию государственных интересов. Что произойдет с "неугодными" учеными - даже академиками и членами-корреспондентами - сталинский режим широкомасштабно продемонстрировал в 1929-1931 гг., сфабриковав печально знаменитое "дело Академии наук", по которому было арестовано свыше 100 человек.
В 20-30-е годы ученые Академии активно участвовали в разработке народнохозяйственных планов, устанавливали прямые связи с предприятиями и стройками. Своими исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению актуальных вопросов социально-экономических преобразований, вели большую работу по подготовке специалистов для новых отраслей народного хозяйства, для культуры.
В апреле 1932 года ЦК ВКП (б) принял постановление “О перестройке литературно-художественных организаций”, которое предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Для руководства художественным творчеством и контролем над ним при правительстве был образован Комитет по делам искусства.Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.
Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства. Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры.
К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. . В 1932 году был образован Союз композиторов СССР. Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод социалистического реализма. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям.
Росту популярности кино способствовало появление отечественных звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году.
Развивались культурные связи с заграницей. Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность – было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Так чуть позже в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже.
В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство, способствовала укреплению военной мощи страны.
Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики. Продолжалась разработка теории космических полётов. Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.
Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.
Развитие науки и культура в СССР шло по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.
Информация о работе Отечественная наука и техника в 20-30-е годы