От восточных славян до первых Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:29, творческая работа

Описание работы

От восточных славян до первых Романовых.
Проект который содержит: хронологию, документы, дискуссию, кроссворд, персоналий

Содержание

Хронологическая таблица………………………………………… 2-4
Персоналий…………………………………………………………...5-12
Основные документы………………………………………………13-15
Кроссворд…………………………………………………………….16-18
Дискуссия……………………………………………………………..19-20
Источники……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Проект №1.docx

— 86.38 Кб (Скачать)

     "Слово о погибели Русской земли" первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

     "Задонщина" принадлежит к группе повестей, возникших в связи с Куликовской битвой. Повесть сложилась в конце XIV или начале XV в. на основе летописного сказания, устных преданий, произведений народного поэтического творчества. Вероятно, автором ее был брянский боярин, впоследствии священник в Рязани, Софония.

     "Хожение за три моря" - древнерусское произведение в стиле дневниковых записей. Автор - тверской купец Афанасий Никитин - описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию. Путешествие продолжалось с1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий Никитин умер.

     "Повесть  о Петре и Февронии" возникла в ХV веке на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой. Окончательная литературная обработка повести относится, вероятнее всего ко времени канонизации Петра и Февронии (на церковном соборе 1547г.) - к середине XVI века.

     Сочинения (1621-1682), главы старообрядчества, представляют собой крупнейшее явление в истории русской литературы. Главное произведение Аввакума - "Житие" - написано в период 1672-1673 г.г. в пустозерской тюрьме.

     «Сказание о Борисе и Глебе» посвящено трагическим событиям русской истории начала XI в. — междоусобной борьба между наследниками Владимира  Святославича, приведшей к гибели младших сыновей крестителя Руси — Бориса и Глеба.

     «Изборник Святослава» — вторая по древности дошедшая до нас датированная древне-русская(и вообще славянская) рукописная книга. Переписана в Киеве двумя писцами с не сохранившегося болгарского оригинала, который был переведен с греч. по инициативе болгарского царя Симеона, при котором Болгария переживала "золотой век" письменности. Изборник по содержанию представляет собой сборник из более чем 380 статей энциклопедического характера виднейших византийских авторов, в том числе трактат по поэтике "Об образех" Георгия Хировоска. Заказчиком книги был киевский князь Святослав Ярославич.

     «Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам»  — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его — описание мук грешников в аду. Содержание «Хождения…» несложно. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучатся грешники: огненные реки, огненные столы, виселицы и т. п. — Она видит страдания лиц, не признававших Господа, нарушавших клятву или заповеди, ростовщиков и т. д. Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников. Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время от Великого Четверга до Пятидесятницы

     «Ру́сская Правда» - правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Она содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

     «Житие Александра Невского» - Автором повести был, вероятно, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский.

     «Повесть о стоянии на Угре (“О цари Ахмате, како приходил на Угру”) — летописные повести о последнем столкновении русских войск с силами хана Большой Орды Ахмата в 1480 г., приведшем к окончательному падению ордынского ига.

      «Домострой» - анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц.

      «Соборное уложение» 1649 года, свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия ( по тем временам — приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один окольничий и два дьяка.

      Белоцерковский  договор 1651 г. между украинским гетманом Б.Хмельницким и комиссарами польского правительства (гетман М. Потоцкий и др.) в связи с поражением крестьянско-казацкого войска под Берестечком во время войны украинского народа против феодальной Польши. Заключён 18(28) сент. под Белой Церковью. Хмельницкий был вынужден пойти на тяжёлые условия Б. д., так как требовалась передышка для продолжения вооруж. борьбы.

      "Прелестные  грамоты" Степана  Разина - Для того, чтобы собрать больше сторонников, Степан Разин рассылал "прелестные грамоты". Они обещали простому населению уничтожение зависимости от помещиков и рассылались в больших количествах по территории Среднего Поволжья, появлялись даже в Карелии и в Слободской Украине. Писались от имени Разина, а иногда и от имени царевича Алексея Алексеевича(в действительности умерший в Москве 17 января 1670 г. сын царя Алексея Михайловича) и опального патриарха Никона.

        Бахчисарайский мирный  договор 1681 г., договор, завершивший войны 70-х гг. 17 в. между Русским государством, Турцией и Крымским ханством за Правобережную Украину. Заключён в Бахчисарае 13(23) янв. сроком на 20 лет. Согласно договору граница Рус. гос-ва и Турции устанавливалась по Днепру; Турция признавала Левобережную Украину и Киев воссоединёнными с Рус. гос-вом, а запорожских казаков — его подданными.

 
 

  Вопросы к  кроссворду:

  1 - военноначальник,  правитель у славянских народов.  На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV – начале  XVIII вв.); города (сер. XVI в. - 1775 г.);

  2 - древнейший  вид феодальной земельной собственности  в России, родовое имение, переходившее  по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма  землевладения. С конца XV в.  противостояла поместью, с которым  3 - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило  в городах XI-XII вв. Решало вопросы  войны и мира, призывало и изгоняло  князей, принимало законы, заключало  договоры с другими землями.  В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось  до нач. XVI в. сближалась по характеру  в XVI-XVII вв., в нач. XVIII в. окончательно  слилась в один вид.

   4 - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати,  старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право  отъезда к другим князьям. В  Новгородской республике фактически  управляли государством. При дворах  великих князей ведали отдельными  отраслями дворцового хозяйства  и управлением государственными  территориями.

  5 - форма феодальной  земельной ренты за предоставляемую  в аренду землю. Заключалась  в работе на полях и в  хозяйстве барина без оплаты  и собственным инвентарем. Появилась  в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена  до 1 пол. XIX в.

  6 – представитель  ордынцев, специальный чиновник  для сбора дани и учета населения  на русских землях.

  7 – в монгольской  державе съезд монгольской знати  во главе с членами правящей  династии.

  8 - господствующее  привилегированное сословие в  эпоху феодализма. В России возникло  в XII-XIII вв. как низшая часть  феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за  службу земли (поместья).

  9 - денежная  и весовая единица Древней  Руси, слиток серебра в 1/2 фунта  (XII в.). В XV в. вытеснена рублем.

  10 - руководитель  политического образования, удела.  Представитель феодальной аристократии IX-XVI вв.

   11 – должностное  лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее  местное управление. До сер. XVI в.  назначался царем и Боярской  думой.

  12 - высший  титул главы самостоятельной  православной христианской церкви. В России впервые избран собором  русских церковных иерархов в  1589 г.

  13 - отделение  от  Русской православной церкви  части верующих, не признавших  церковной реформы Никона (1653-1656 гг.).

  14 - доход, регулярно  получаемый с капитала, земли,  имущества, не связанный с предпринимательской  деятельностью

  15- придворный  чин и должность в Русском  государстве - XIII - нач. XVIII вв. Возглавлял  приказы, полки.

  16 - постоянные  рынки, которые устраивали в  городах и селах крестьяне,  сидевшие на землях светских  и церковных владельцев. На этих  рынках торговали, но не несли  своей доли тягла (т.к. его  платил помещик, отпускавший торговать  своих крестьян туда). Составляли  конкуренцию посадам.

  17 - в России  в X - нач. XVIII вв. категория зависимого  населения, по положению близкая  к рабам. Не имели своей собственности  и исполняли различные работы  в хозяйстве феодала.

  18 - традиционные  верования древних славян (дохрис-тианские), включающие в себя мифологию, магию, обрядность. Мифологическая часть включала представления древних о происхождении вселенной, природы, человека, животных, растений, фактов прошлой жизни и их отношения между собой.

  19 - община  торговцев и ремесленников; скорее  юридическая, чем территориальная,  единица в России.

  20 - Центральные  органы государственного управления  и контроля. Начинают формироваться  при Василии III и окончательно  складываются при Иване Грозном.  Это начало отраслевого принципа  в системе российского управления. Позже они получили право суда  и принятия законов в рамках  их компетенции.

 

Дискуссия:

   Для понимания  процессов, которые привели к  формированию единой древнерусской  государственности, необходимо представлять территориальное расположение и  динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. 

    По этой  проблеме имелось и имеется  немало гипотез. Исконные области  древних этнических общностей  славян, получившие наименование  «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих  пор неоднозначно.

    Первым, кто попытался ответить на  вопросы: откуда, как и когда  появились славяне на исторической  территории, был древнейший летописец  Нестор - автор «Повести временных  лет». Он определил территорию  славян, включая земли по нижнему  течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.  

Информация о работе От восточных славян до первых Романовых