Особенности становления феодального государства и права во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Феодальный тип государства и права приходит на смену рабовладельческому типу в результате закономерного исторического процесса. На территории нынешней Франции этот процесс начался примерно в V веке.

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Становление феодального государства во Франции.......................5
2. Франция в период сеньориальной монархии...................................13
3. Сословно-представительная монархия во Франции.......................21
4. Абсолютизм во Франции....................................................................27
4.1. Изменения в правовом положении сословий
в XVI—XVIII вв…………………………………………………27
4.2. Возникновение и развитие абсолютизма…………………………31
4.3. Усиление королевской власти…………………………………….33
4.4. Создание централизованного аппарат управления………………35
4.5. Государственные финансы…………………………………………39
Заключение...............................................................................................41
Список использованной литературы......................................................43

Работа содержит 1 файл

Текстовый документ OpenDocument.docx

— 71.34 Кб (Скачать)

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая  не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской  защите от феодальной вольницы, вновь  всколыхнувшейся в XVI веке в связи  с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды  на лучшее будущее с сильной и  милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция  королю (в том числе и со стороны  церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в  обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку  и опирающаяся на возросшую государственную  мощь королевская власть приобрела  в условиях перехода к абсолютизму  большой политический вес и даже относительную самостоятельность  по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело  прогрессивный характер, поскольку  королевская власть способствовала завершению территориального объединения  Франции, формированию единой

32

французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного  управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII—XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе  и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма  стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства  и времяпрепровождения (бесконечные  балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который  называли "могилой нации".

 

 

 

 

 

 

 

33

4.3. Усиление королевской власти. 

Верховная политическая власть при  абсолютной монархии всецело переходит  к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого  королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически  перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний  раз, вскоре были распущены и уже  не собирались до 1789 года. Некоторое  время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI—XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился  в оплот феодальной знати и  неоднократно использовал свое право  ремонстрации и отклонял королевские  акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение  определенного срока после издания  королем ордонанса, а повторная  ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление  о власти короля и о характере  его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных

34

штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как  священная. Вводилось новое официальное  титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и  неограниченной власти короля. Все  чаще государство начинает отождествляться  с личностью короля, что нашло  свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство  — это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с  деспотизмом. Королевские прерогативы  не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной  связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам  король, его имущество, его семья  принадлежат французскому государству  и нации. Юридически король признавался  источником любой власти, которая  не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению  полной свободы короля в сфере  законодательства. При абсолютизме  законодательная власть принадлежит  только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную  и церковную должность, хотя это  право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся  окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую  политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных  средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

 

 

35

4.4. Создание централизованного аппарат управления. 

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной  администрации. Нередко королевская  власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности  ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела  в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных  секретарей ведет к быстрому росту  центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должности заместителей государственных секретарей, при  них создаются 

 

36

значительные по размерам бюро, которые  в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией  чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые  должности (например бальи) сохранились от предшествующей

37

эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы  этих служб и их функции не были точно определены, что порождало  многочисленные жалобы и споры. Особенности  местной администрации нередко  проистекали из сохранения в некоторых  частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной  земельной собственности. Поэтому  политика централизации, которую проводила  королевская власть, не затронула  в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в  провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали  назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели 

38

прямые связи с центральным  правительством, прежде всего с Генеральным  контролером финансов. Функции интендантов  были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

4.5. Государственные финансы. 

Информация о работе Особенности становления феодального государства и права во Франции