Особенности становления феодального государства и права во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Феодальный тип государства и права приходит на смену рабовладельческому типу в результате закономерного исторического процесса. На территории нынешней Франции этот процесс начался примерно в V веке.

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Становление феодального государства во Франции.......................5
2. Франция в период сеньориальной монархии...................................13
3. Сословно-представительная монархия во Франции.......................21
4. Абсолютизм во Франции....................................................................27
4.1. Изменения в правовом положении сословий
в XVI—XVIII вв…………………………………………………27
4.2. Возникновение и развитие абсолютизма…………………………31
4.3. Усиление королевской власти…………………………………….33
4.4. Создание централизованного аппарат управления………………35
4.5. Государственные финансы…………………………………………39
Заключение...............................................................................................41
Список использованной литературы......................................................43

Работа содержит 1 файл

Текстовый документ OpenDocument.docx

— 71.34 Кб (Скачать)

сословно-представительные учреждения (собрания сословного

 

23

представительства) – Генеральные Штаты и провинциальные штаты. Впервые общефранцузское собрание сословий было созвано в 1302 году. Его стали называть Генеральными Штатами в отличие от штатов (собраний) в отдельных провинциях.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Все вопросы  рассматривались Генеральными Штатами  раздельно по палатам. Решение выводилось простым большинством голосов. Окончательное  утверждение решения проводилось  на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия (духовенство и дворянство) всегда имели гарантированное большинство. Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Вопросы выносимые на рассмотрение Генеральных Штатов, и продолжительность их заседаний определялась королем. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявление королем войны, переговорами о миле, заключением договоров, обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году королем Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то как и прежде требовалось согласие

Генеральных Штатов.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных Штатов нужного ей решения. Однако, это не значило бесконфликтного подчинения

велениям  короля. Наиболее острый конфликт между  Генеральными Штатами 

24

и королевской властью произошел в 1357 году. В момент восстания горожан в Париже и пленения англичанами короля Иоганна. Генеральные Штаты, в работе которых главным образом приняли участие представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий Мартовский Ордонанс. Взамен предоставленных королевской власти субсидий, они потребовали, чтобы сбор и расходование денег производились самими Генеральными Штатами, которые должны собираться три раза в год и без созыва короля. Были избраны генеральные реформаторы, которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их вплоть до применения смертной казни. Однако, попытка Генеральных Штатов оставить за собой постоянные финансовые, контролирующие и законодательные функции не имела успеха. Вскоре после подавления в 1358 году крестьянского восстания Жакерии и Парижского восстания королевская власть отвергла все требования, которые содержались в Великом Мартовском Ордонансе.

Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной  Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные Штаты выполнили  предназначенную им роль. Начиная  с XV века, Генеральные Штаты практически  перестают созываться.

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не подвергли центральные органы управления существенной реорганизации. Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1413 по 1497 год). В этот совет входили  легисты, а также 24 представителя  высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет  собирался один раз в месяц, но его полномочия  носили исключительно совещательный характер.

Стремясь к централизации местного управления, короля вводит новые 

 

25

должности губернаторов. Они назначались  в бальяжах, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.

В XV веке появляются такие должностные  лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые  обычно из принцев крови и знатного дворянства. Обычно они управляли  группой бальяжей или административным округом, который в конце XV века начал называться провинцией.

Централизация на местах затронуло  и городскую жизнь. Короли часто  лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии,

ограничивали права горожан. Над  городами была установлена система  административной опеки.

1445 году получив возможность  взимать постоянный налог (королевскую  талью), король Карл VII организует  регулярную королевскую армию  с централизованным руководством  и четкой системой организации.  По всему государству были  расквартированы постоянные гарнизоны,  которые были призваны пресекать  любые попытки феодальной смуты.

Королевская администрация проводила  политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную  и вытесняя сеньориальную юрисдикцию.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV веке в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная власть находилась в руках короля и его администрации. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший

суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по судебным делам любой важности.

Наряду с осуществлением чисто  судейских функций, парламент в  первой

26

половине XIV века приобретает право  регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация королевских  актов становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов  при вынесении своих решений  могла использоваться только зарегистрированными  королевскими ордонансами.

Сословно-представительная монархия служила интересам основной массы  феодалов. Она была важным этапом на пути политического объединения  страны. В этот период власть вотчинников-сеньоров ослабла, так как основные функции  подавления крестьян перешли общегосударственным  органам. Генеральные Штаты полностью  утратили былое значение в период абсолютной монархии.

Вместо Генеральных Штатов король стал созывать Совет Нотаблей. В  нем заседали высшие представители  трех сословий. Формально решение  Совета Нотаблей не было обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С  согласия нотаблей стали вводиться  новые налоги, которые собирались чиновниками короля. Появилась многочисленная армия.

По мере усиления власти королевской  власти централизовалась система местного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

4. Абсолютная монархия.

4.1. Изменения в правовом положении сословий в XVI—XVIII вв.

Возникновение абсолютизма как  новой формы монархии во Франции  вызвано глубинными изменениями, которые  произошли в сословно-правовой структуре  страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием  в государстве было духовенство насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства  с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском 1 и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с  большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители  духовенства занимали

28

важные, а иногда и ключевые посты  в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделкам дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Дворянство предоставлялось также  в результате пожалования специальным  королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном  аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие  от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального  дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным  мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.

Несмотря на различия в родовитости  и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п.

29

Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право  назначения на придворные, государственные  и церковные должности. Некоторые  придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов  и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимущественное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

Подавляющую массу населения во Франции в XVI—XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация, В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения  и его увеличивавшийся вес  в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием  капиталистических отношений в  его правовом положении произошли  изменения. Практически исчезли  серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство

30

постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями  для крестьян были баналитеты, а  также право сеньора охотиться  на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой и разорительной  для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские  сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская  власть отдавала сбор налогов на откуп  банкирам и ростовщикам. Откупщики  проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что  многие крестьяне были вынуждены  продавать свои постройки и инвентарь  и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

4.2. Возникновение и развитие абсолютизма. 

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося  разложения феодализма было становление  абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI—XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

Информация о работе Особенности становления феодального государства и права во Франции