Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:42, курсовая работа
Современные исследователи федерализма справедливо отмечают, что хотя в мире и нет абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы обеспечивает внутреннюю целостность и стабильность, мир и согласие. Одна из основных причин такого успеха кроется в решении на конституционном уровне проблемы разделения государственной власти и ответственности за ее осуществление между центром и составными частями государства с учетом специфики конкретной страны.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Современное понимание федерализма и его сущность 5
1.2.Типология современных моделей федерализма 9
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ФЕДЕРАЛИЗМА 15
2.1. Конституционные основы российского федерализма 15
2.1. Особенности и перспективы федерализма в Российской
Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Первый уровень – отношения государственной власти, формируемые непосредственно между Российской Федерацией и ее субъектами в целом, без определения конкретных носителей власти. Основная доля норм федеральной Конституции регулирует именно этот уровень федеративных отношений.
Второй уровень – отношения между непосредственными носителями государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Такими носителями могут выступать как народ (граждане Российской Федерации, составляющие политическую общность, – ст.3 Конституции РФ), так и органы государственной власти.
В вопросе «что делить» ключевыми для формирования федеративных отношений являются по меньшей мере три задачи. Во-первых, разделение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Во-вторых, разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В-третьих, разделение конкретных объектов, в отношении которых либо с помощью которых реализуются властные полномочия (собственность, природные ресурсы, финансы).
Современная российская конституционная модель федерализма решает только первую задачу, две другие переданы на усмотрение федеральных законов и иных уровней федерального регулирования. Сравнение с зарубежным опытом показывает, что в данном случае Россия не оказалась оригинальной и ее модель в целом соответствует мировым стандартам конституционного регулирования6.
Для того чтобы в текущем
законотворчестве была ясность в том, «как делить», по мнению Умновой
И.А., на федеральном конституционном уровне
необходимо обозначить правовые формы
и основы процедуры разделения и осуществления
государственной власти. Решение этих
вопросов есть по сути создание составляющих
концептуальную основу всего текущего
правотворчества правил разграничения
и реализации компетенции. С этой точки
зрения, думается, до сих пор не решены
в полной мере две основополагающие для
России задачи конституционного обеспечения
государственного устройства как Федерации.
Во-первых, не определены на конституционном
уровне единые правила разделения государственной
власти между Федерацией и ее субъектами
и разграничения компетенции между органами
государственной власти двух уровней.
Во-вторых, не созданы конституционные
основы публично-правовой ответственности
сторон федеративных отношений.
Важный аспект определения единых правил разделения государственной власти по вертикали – правовое решение проблемы федерального конституционного регулирования предметом ведения федерации и ее субъектов. Особенности конституционного регулирования предметов ведения Российской Федерация и ее субъектов в значительной мере предопределяют тип российского федерализма. Центральную часть в системе разграничения предметов ведения, несущую функционально-регулятивную нагрузку, составляет круг предметов ведения.
Структура и содержание
круга предметов ведения
Таким образом, конституционные основы российского федерализма представляют собой систему федеративных отношений, определяемых федеральной Конституцией и составляющих устои федеративного устройства России. По своей значимости для формализации модели федерализма эти отношения носят принципиальный характер. Поэтому весьма важно обеспечить полноту и качество их конституционного регулирования.
2.2. Особенности и перспективы федерализма в
Российской Федерации
Федерализм в современном мире – это процесс, подверженный постоянному совершенствованию. На всем протяжении своего существования федеративные государства находятся в постоянном поиске верных управленческих решений. Да и само содержание данной категории претерпело значительные изменения. Как верно отмечает Б.Г. Хачатурян, за время теоретического осмысления федеративных принципов и практического строительства российского федеративного государства цели и задачи российского федерализма прошли значительную эволюцию7.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, – очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, «развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии». В международной практике, однако, происходит наоборот.
Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. «Иные договоры» так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, – как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.
Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу8.
Первейшая задача в современных условиях развития российского федерализма – это реализация на практике конституционной модели федерализма, его закрепления должными правовыми, финансово-экономическими и организационно-управленческими механизмами, которые призваны обеспечивать федерализацию всех сфер общественной и государственной жизни. Это тяжелейшая государственно-реформаторская задача российского общества и государственной власти всех уровней в тактическом и стратегическом измерениях.
Федерализм является наиболее устойчивой формой государственного устройства крупных, сложных точки зрения территориального устройства и многонациональных государств современного мира, который позволяет выстраивать отношения власти и управления на территории всей страны с учетом как общих интересов государства, так и самобытности и специфики его составных частей – субъектов федерации и местных сообществ.
Современное положение
российского федерализма
Сегодня важно учесть и использовать достижения мировой и российской демократии и федерализма, весь тот правовой и фактологический материал, накопленный (особенно после 1990 года) федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, российским обществом в целом в укреплении российской государственности, в совершенствовании государственного управления. На базе действующей Конституции, ее федеративного потенциала необходимо создать пакет законодательных актов и программ, направленных на регулирование правовых, экономических, социальных и культурных отношений, способных обеспечивать как целостность единого государства, так и самоуправленческие возможности, самостоятельность субъектов Федерации, местных сообществ, а в целом — динамизм всей системы федеративных отношений.
Конституция Российской Федерации и уставы субъектов Федерации включили статьи о разграничении полномочий между органами власти и органами местного самоуправления, но все это порой делается с позиции сохранения властных полномочий на одном уровне и перекладывания ответственности на другой уровень. Именно отсутствие критериев и процедур разграничения полномочий между субъектами Федерации и местным самоуправлением стало в России причиной многих противоречий и конфликтов по всей вертикали государственной власти. Без четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления принцип федерализма не доводится до местных сообществ. В результате в государственной политике неучтенными остаются интересы конкретных общин, населения районов, городов, сельских поселений. Отсюда – неурегулированность и ряда экономических, культурных, языковых, местных и этнокультурных проблем.
Для современной России нет альтернативы демократии и федерализму. И с ними связаны перспективы обустройства России, ее граждан и народов, их благополучие и безопасность. Отделение органов местного самоуправления от государственной власти не означает, что оно (местное самоуправление) перестает быть одним из основ российской государственности. Все уровни власти, в том числе и публичной, являются частью системы федеративных отношений. Самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере своих полномочий призвана укреплять жизнеспособность и устойчивость Федерации, единство и управляемость государства. Как централизация, так и децентрализация полномочий в одинаковой степени могут выступать рычагами укрепления государства, если ими разумно пользоваться.
Конституция Российской
Федерации указывает на пять групп
предметов ведения и
В перспективе совершенствования федеративных отношений важными являются критерии:
а) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
б) обеспечение принципа народовластия — равноправное участие граждан России в управлении делами государства независимо от их национальной, религиозной и иной принадлежности и места проживания на территории Российской Федерации;
в) верховенство закона и соблюдение законности — принцип правового государства;
г) разделение власти по горизонтали и полномочий властей по вертикали;
д) закрепление полномочий и ответственности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Для того чтобы объединить субъекты Федерации, учесть особенности местных сообществ, соблюсти права и свободы граждан, федеративное государство должно быть правовым, устойчивым и динамичным.
Принципиальное значение имеют: требования Конституции Российской Федерации о государственной целостности, о единстве системы государственной власти, о статусе субъектов Федерации, о распространении суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию при безусловном верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов; принципы разграничения полномочий по всей вертикали государственного устройства, распределения властных полномочий, закрепления федеральных приоритетов за базовыми отраслями и ресурсами страны.
Первоочередной и стратегически важной является проблема укрепления Российской Федерации на принципах демократии и федерализма. Совершенствование федеративных отношений в Российской Федерации станет одним из шагов четкого и последовательного правового, а не субъективного, административного и тем более конъюнктурного решения вопроса управления Федерацией, от которого зависит перспектива развития целостности и эффективности функционирования российского федеративного государства9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема федерализма в России действительно является одной из наиболее ключевых, злободневных проблем современности. Без построения в стране нормальной Федерации невозможно создать эффективно функционирующую систему государственной власти в силу обширных размеров России, ее колоссальной социально-экономической, этнической, природно-климатической дифференциации. Главный же вопрос федеративной реформы состоит сегодня в необходимости оптимальным образом использовать представившуюся возможность построения прочной демократической государственности через преобразование (реконструкцию) федерализма10.
Информация о работе Особенности современного российского федерализма