Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 10:16, реферат
В конец XIX в. в России промышленный переворот почти не затрагивал сельское хозяйство, крупные фермы капиталистического образца были очень немногочисленны и несмотря на быстрое развитие промышленности, Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной. Однако крестьянская реформа 1861г. открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила в путь капиталистического развития.
Введение 3
Глава1. Особенности экономического развития России во второй половины XIX века …………………………………………………………4
Глава 2. Аграрная реформа П.А. Столыпина………………………........7
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы. 7
2.2 Содержание столыпинской аграрной реформы ………………………………………8
2.3 Методы столыпинской аграрной реформы………………………...11
2.4 Причины неудачи аграрной реформы…………………………….12
2.5 Итоги реализации аграрной реформы……………………………...13
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………...17
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
РЕФЕРАТ
«Особенности сельского хозяйства в России 1894-1917гг.»
Выполнил:
Челябинск 2012
Содержание
Введение 3
Глава1. Особенности экономического развития России во второй половины XIX века …………………………………………………………4
Глава 2. Аграрная реформа П.А. Столыпина………………………........7
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы. 7
2.2 Содержание столыпинской аграрной реформы ………………………………………8
2.3 Методы столыпинской аграрной реформы………………………...11
2.4 Причины неудачи аграрной реформы…………………………….12
2.5 Итоги реализации аграрной реформы……………………………...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Процесс воспроизводства в сельском хозяйстве тесно переплетается с процессом воспроизводства в промышленности. Поэтому сельское хозяйство, как и другие отрасли хозяйства, испытывает на себе удары общих экономических кризисов. Помимо этого, сельскому хозяйству свойственны специфические аграрные кризисы. Они растягиваются на целые десятилетия, существуя как самостоятельное явление наряду с экономическими кризисами перепроизводства, которые носят периодический характер. Например, кризис, возникший вместе с промышленным кризисом 1873 г. и охвативший Западную Европу, Россию, а затем и США, длился то обостряясь, то несколько смягчаясь до середины 1900-х гг.
П.А. Столыпин увидел главную причину застоя сельского хозяйства России в общинном землепользовании . Все это и заставило меня сделать попытку глубже разобраться в его реформаторской деятельности. Аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью.
Поэтому цель работы – выявить особенности сельского хозяйства в России в период 1894-1917гг.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд задач:
Актуальность данной работы заключается в том, что всемирная история изобилует примерами различного рода аграрных кризисов, и наше время не исключение, так как современный агропромышленный комплекс России также находится в кризисном состоянии.
Позицию государства в отношении к модернизации можно назвать непоследовательной на протяжении всего XIX и начала XX в.
При Николае I (годы правления:
1825-1855) мало внимания уделялось экономическому
развитию страны. Правительство практически
не субсидировало тяжелую
1861 год стал переломным в истории России: крепостное право было отменено Александр II (годы правления: 1855-1881), открывший новую эпоху либеральных реформ предпринял решительную попытку устранить одно из самых серьезных препятствий на пути к модернизации.
Но реформа 1861 г. обрекла русскую деревню на мучительно долгий путь развития капитализма, сохранив полуфеодальные формы зависимости крестьян. Проникновению буржуазных отношений в сельское хозяйство по прежнему мешала община, которая не только была сохранена, но даже усилена властями: ведь она представляла собой низшую ячейку в государственной системе налогообложения и с ее помощью легко было осуществлять административный контроль над крестьянами.
И все-таки Россию рубежа XX в. нельзя назвать в истинном смысле модернизированной страной. Демократизация так и не была осуществлена. Промышленный переворот почти не затронул сельское хозяйство; 50% крестьян по-прежнему обрабатывали землю сохой, а не плугом. Крестьянство страдало от малоземелья, так как из-за роста населения наделы сокращались. Крупные фермы капиталистического образца были очень немногочисленны. Несмотря на быстрое развитие промышленности, Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной: 76% населения были заняты в сельском хозяйстве. Уровень жизни народа был в 4 раза ниже, чем в Англии, и в 2 раза ниже по сравнению с Германией.
В России конца XIX в. социально-экономические пережитки феодализма в сельском хозяйстве (отсталое помещичье хозяйство, использование отработки, аграрные порядки в российской деревне) сочетались с развитием капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению общественных противоречий. Аграрный кризис конца XIX в., заключавшийся в росте крестьянского малоземелья и увеличение крестьянских повинностей, стал причиной возникновения крестьянских выступлений.
В 1902 г. было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством министра финансов С. Ю. Витте, которое пришло к выводу о необходимости перейти от общинного к подворному и хуторскому землевладению, уравнять крестьян в правах с другими сословиями и активизировать переселение крестьян из Центра на малонаселенные земли.
В конце XIX века земельная политика государства не отличалась последовательностью. Рескрипт 1882 года об основании Крестьянского банка для кредитования покупки земли преследовал цель создать в деревне слой инициативных и энергичных собственников. Однако последующие «аграрные» указы 1886 и 1893 годов, наоборот, консервировали устаревшие поземельные отношения, усложняли разделение индивидуальных хозяйств и продажу надельной земли, возможную только при одобрении двух третей схода. Таким образом, правительство делало все, чтобы сохранить крестьянскую общину, тормозившую интенсификацию сельского хозяйства.
В правительстве С. Витте, сформированном в период подъема революции 1905 – 1907 годов, сопровождавшейся массовыми погромами и захватами помещичьих имений, подготовка земельного законопроекта была поручена министру государственных имуществ Николаю Кутлеру. Он хотел наделить крестьян землей за счет помещиков, выкуп которым должно было платить государство, но этот проект не был реализован.
Таким образом, характерной особенностью российского политического процесса конца ХIХ в. было чередование реформ и контрреформ. Разрабатывал Витте и меры по укреплению позиций капитализма в сельском хозяйстве. Развивая идеи своих предшественников на постах министра финансов и председателя правительства, он начал готовить аграрную реформу на базе принципов, проводимых впоследствии в жизнь П.А. Столыпиным.
Глава 2. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
2.1. Сущность столыпинской аграрной реформы.
П.А. Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы- создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустройстве крестьян" Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов- революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: «правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции»1
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя"2. Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной "подкормке" в виде казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое - сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки общины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе - добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. В этой главе мы не можем рассмотреть содержание этих двух законов- здесь уместно изложить их сущность, основные черты. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессу.
2.2 Содержание столыпинской аграрной реформы
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статье закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли"3. Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
Важным инструментом
разрушения общины и насаждения мелкой
частной собственности был
Итак, в задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.
2.3 Методы столыпинской аграрной реформы.
До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам- достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам(т.е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во- первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Так, к примеру, только медицинских пунктов было открыто около 500.
Информация о работе Особенности сельского хозяйства в России 1894-1917гг