Особенности культурного развития России во второй половине 19-го века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.

Работа содержит 1 файл

ИСТОР.docx

— 42.38 Кб (Скачать)

 Из наиболее известных  драматургов этого времени следует  назвать А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина, А.К.Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.  Обилие театральных жанров, среди  которых опера, оперетта, водевиль, драма, балет, удовлетворяло вкусы  всех слоёв населения и разнообразило  театральный репертуар. Наиболее  известными оставались ведущие  театры России: Малый и Александринский,  в которых блистали имена М.Ермоловой,  Ф. Шаляпина, П. Стрепетовой, М.Щепкина, М.Садовского. Рубеж веков отмечен творчеством А.Чехова, М.Чехова, В.Немировича-Данченко, К.Станиславского, В.Комиссаржевской, С.Дягилева, А.Павловой, А.Собинова и др. Интенсивное развитие искусства театра привело не только к появлению драматургических жанров в литературе, но и к развитию искусства сценографии, театрального костюма, театральной живописи.

В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр, основателями которого стали К.С.Станиславский (1868-1938) и В.И.Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.

В репертуаре театра ведущее  положение заняли пьесы А.П.Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М.Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С.Тургенева, «Синяя птица  М.Метерлинка, «Гамлет» В.Шекспира.

Скульптура. Постепенно классицизм в скульптуре стал уступать место реалистическим направлениям. Это ярко проявилось в творчестве П.Клодта (скульптура конных групп на Аничковом мосту).

Во второй половине XIX в. кардинальных изменений в скульптуре не замечено. Этот консерватизм объяснялся отчасти тем, что скульпторы были в большей зависимости от заказчиков, нежели живописцы. Весомое влияние оказывала и Академия: академизм сохранил свое преимущественное положение по сравнению с другими, более прогрессивными направлениями.       Ярче всего новые веяния проявились в творчестве скульптора М.Антокольского, создавшего немало выдающихся произведений, среди которых были настоящие шедевры: портреты Петра Великого, Ермака, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, поражающие глубиной исторического видения мастера.

2. Развитие образования.

Наследием крепостной эпохи  был крайне низкий уровень грамотности  народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением  детей до семи лет) составляла 44%. В  Москве по переписи 1871 г. неграмотных  оказалось 55%. В губернских городах  их процент повышался до 60—70, в  уездных — до 70—80, в деревне  грамотность была редким явлением.

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось  количество и городских школ. Несколько  позднее, с 80-х гг., стала расширяться  сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся  за счет энтузиастов-просветителей.

В конце 90-х гг. начальное  образование в сельской местности  охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения  осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12%.

Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые  народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали  выходить книги на языках народов  Поволжья, открылись национальные начальные  школы, появилась местная интеллигенция.

По вопросу о среднем  образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и  классического направления. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных  иностранных языков. Вторые считали  необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности  как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического  направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения  Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

Основой среднего образования  стала классическая гимназия. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.

Только выпускники мужских  гимназий имели право поступать  в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.».

Наряду с гимназиями существовали мужские училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.

Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов  с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось  втрое и составило 17 тысяч человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в  Сибири.

Высшее техническое образование  развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной  России, в которую стремительно вторгался  технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский  технологический институт.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать  Высшие женские курсы. По имени первого  их директора, профессора русской истории  К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное  образование. (Прежде на него меньше всего  обращалось внимания.) Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа  всегда была у него на подозрении как  очаг неистребимой “крамолы”.

 

 

 

 

 

3. Развитие науки и техники.

Развитие науки в России необходимо рассматривать в русле  тех социально-экономических и  общественно-политических процессов, которые формировали культуру России во второй половине XIX в., т.е. в русле формирования буржуазно-капиталистических отношений. В науке постепенно происходила смена мировоззрения: от механического к диалектико-материалистическому. Новые знания были основаны на принципах сохранения и трансформации энергии, на новом подходе к строению материи. Опираясь на западноевропейскую науку, российские ученые дополнили ее фундаментальными исследованиями в различных областях знания.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIXв. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

К концу XIX в. появляются науки, развивающиеся на стыке нескольких направлений: биохимия, геохимия, радиобиология, биогеохимия, радиогеология, биофизика.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему  химических элементов, был Д.И.Менделеев (1834-1907). Периодическая система явилась  фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Менделеева «Основы  химии» была переведена на многие европейские  языки.

Ученые Н.Н.Зинин (1812-1888) и  А.М.Бутлеров (1828-1886) – основоположники  органической химии.

Из изобретений и открытий П.Н.Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. А.Н.Лодыгин (1847-1923) за 7 лет до изобретения американского инженера Эдисона создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели  открытия А.С.Попова (1859-1905). В 1895г. на заседании  Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора  для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал  работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф.Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных  аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием  самолета.

Огромны были успехи биологических  наук. Русские ученые открыли целый  ряд законов развития организмов.

Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М.Сеченов (1829-1905) - основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека.

Научные интересы И.П.Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Учеными всего мира он был признан  величайшим авторитетом в области  физиологии.

И.И.Мечников (1845-1915) – выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, основоположник (совместно с А.О.Ковалевским) новой научной дисциплины – сравнительной  эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной  микробиологии и патологии.

К.А.Тимирязев (1843-1920) исследовал явление фотосинтеза.

П.П.Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) – руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию.

Н.Н.Миклухо-Маклай (1846-1888) –  русский ученый,путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Выступал против расизма и колониализма.

Гуманитарные  науки. Было бы неверным считать, что наука развивалась только в естественно-технической области. Во второй половине XIX в. в России формируется мощное философское, общественное и гуманитарное знание. Литературоведение, языкознание, лингвистика, экономика, история, философия занимают все большее место в российской науке, подтверждая тем самым традиционное для нашей страны стремления к высокой духовности и глубине миропонимания.

В области историко-экономической  науки одной из серьезных работ  была книга В.В. Берви-Флеровского «положение рабочего класса в России».

И.И.Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе.

В.И.Даль (1801-1872) создал «Толковый  словарь живого великорусского языка».

Талантливый русский историк  С.М.Соловьев (1820-1879)в 50 - 70-х гг. работал  над 29-томным изданием «История России с древнейших времен».

В.О.Ключевский (1841-1911) читал  Курс русской истории, органически  соединивший идеи государственной  школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства  в развитии русского общества.

В работах Н.И.Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны  России и Украины с польскими  захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».

 

 

 

 

Заключение.

Итак, вторая половина XIX века явилась временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив ценность личности как доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, условия жизни, рост культурных потребностей. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством многонациональной культуры. Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры. Меня распирает гордость за то, что я живу в России, в которой жили такие замечательные и талантливые люди. Мы со школьной скамьи, почти на всех предметах сталкиваемся с именами этих выдающихся людей. И только из-за богатства русской национальной культуры я никогда бы не променяла Россию на другую страну мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература:

  1. История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н.И.Павленко. Москва 1998.
  2. Культурология для технических вузов. М.В.Буланова-Топоркова,Т.А.Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А.Михайлова, В.Е.Столяренко. Ростов-на-Дону 2001.
  3. Культурология. История мировой культуры. Под ред.профессора А.Н.Макаровой. Москва 2006.
  4. Культурология. История мировой культуры. Под ред.Т.Ф.Кузнецовой. Москва 2003
  5. Культурология, учебник. А.В.Костина. Москва 2008.

 

 

 


Информация о работе Особенности культурного развития России во второй половине 19-го века