Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:05, реферат
Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.
Из наиболее известных
драматургов этого времени
В 1898 г. открылся Московский
Художественно-общедоступный
В репертуаре театра ведущее
положение заняли пьесы А.П.Чехова
(«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»),
затем М.Горького («Мещане», «На дне»).
Лучшими спектаклями стали
Скульптура. Постепенно классицизм в скульптуре стал уступать место реалистическим направлениям. Это ярко проявилось в творчестве П.Клодта (скульптура конных групп на Аничковом мосту).
Во второй половине XIX в. кардинальных изменений в скульптуре не замечено. Этот консерватизм объяснялся отчасти тем, что скульпторы были в большей зависимости от заказчиков, нежели живописцы. Весомое влияние оказывала и Академия: академизм сохранил свое преимущественное положение по сравнению с другими, более прогрессивными направлениями. Ярче всего новые веяния проявились в творчестве скульптора М.Антокольского, создавшего немало выдающихся произведений, среди которых были настоящие шедевры: портреты Петра Великого, Ермака, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, поражающие глубиной исторического видения мастера.
2. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.
В конце 90-х гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12%.
Во второй половине XIX в. обрели
собственную письменность некоторые
народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши
и др.). Важную роль в ее создании
сыграли православные миссионеры. Стали
выходить книги на языках народов
Поволжья, открылись национальные начальные
школы, появилась местная
По вопросу о среднем
образовании велась длительная борьба
между сторонниками реального и
классического направления. Первые
настаивали на расширении преподавания
естественных наук и современных
иностранных языков. Вторые считали
необходимым сохранить
Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.
Только выпускники мужских
гимназий имели право поступать
в университеты. При Александре III
правительство старалось
Наряду с гимназиями существовали мужские училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.
Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тысяч человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.
Высшее техническое
В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.
В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. (Прежде на него меньше всего обращалось внимания.) Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа всегда была у него на подозрении как очаг неистребимой “крамолы”.
3. Развитие науки и техники.
Развитие науки в России
необходимо рассматривать в русле
тех социально-экономических и
общественно-политических процессов,
которые формировали культуру России
во второй половине XIX в., т.е. в русле формирования
буржуазно-капиталистических отношений.
В науке постепенно происходила смена
мировоззрения: от механического к диалектико-
Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIXв. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.
К концу XIX в. появляются науки, развивающиеся на стыке нескольких направлений: биохимия, геохимия, радиобиология, биогеохимия, радиогеология, биофизика.
Гениальным ученым-химиком,
создавшим периодическую
Ученые Н.Н.Зинин (1812-1888) и А.М.Бутлеров (1828-1886) – основоположники органической химии.
Из изобретений и открытий П.Н.Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. А.Н.Лодыгин (1847-1923) за 7 лет до изобретения американского инженера Эдисона создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.
Мировую известность приобрели
открытия А.С.Попова (1859-1905). В 1895г. на заседании
Русского физико-химического общества
он сообщил об изобретении им прибора
для приема и регистрации электромагнитных
сигналов, а затем продемонстрировал
работу «грозоотметчика» - радиоприемника,
нашедшего очень скоро
А.Ф.Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.
Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.
Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М.Сеченов (1829-1905) - основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека.
Научные интересы И.П.Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии.
И.И.Мечников (1845-1915) – выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, основоположник (совместно с А.О.Ковалевским) новой научной дисциплины – сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии.
К.А.Тимирязев (1843-1920) исследовал явление фотосинтеза.
П.П.Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) – руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию.
Н.Н.Миклухо-Маклай (1846-1888) – русский ученый,путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Выступал против расизма и колониализма.
Гуманитарные науки. Было бы неверным считать, что наука развивалась только в естественно-технической области. Во второй половине XIX в. в России формируется мощное философское, общественное и гуманитарное знание. Литературоведение, языкознание, лингвистика, экономика, история, философия занимают все большее место в российской науке, подтверждая тем самым традиционное для нашей страны стремления к высокой духовности и глубине миропонимания.
В области историко-
И.И.Срезневский (1812-1880) подготовил
работы по истории старославянского
языка и древнерусской
В.И.Даль (1801-1872) создал «Толковый словарь живого великорусского языка».
Талантливый русский историк С.М.Соловьев (1820-1879)в 50 - 70-х гг. работал над 29-томным изданием «История России с древнейших времен».
В.О.Ключевский (1841-1911) читал
Курс русской истории, органически
соединивший идеи государственной
школы с экономико-
В работах Н.И.Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
Заключение.
Итак, вторая половина XIX века явилась временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив ценность личности как доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, условия жизни, рост культурных потребностей. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством многонациональной культуры. Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры. Меня распирает гордость за то, что я живу в России, в которой жили такие замечательные и талантливые люди. Мы со школьной скамьи, почти на всех предметах сталкиваемся с именами этих выдающихся людей. И только из-за богатства русской национальной культуры я никогда бы не променяла Россию на другую страну мира.
Использованная литература:
Информация о работе Особенности культурного развития России во второй половине 19-го века