Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:05, реферат
Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.
Кафедра «Философии и социально-гуманитарных наук»
Реферат
По курсу: «Отечественная история»
На тему: «Особенности культурного развития России
во второй половине 19-го века»
Начало второй половины XIX
века было рубежом, разделившим две
эпохи в истории России не только
в экономическом и социально-
Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей — возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической школы, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.
Культурный процесс развивался не только «вширь», но и «вглубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода. Центром культурной жизни провинции становится театр. При большом проценте неграмотных даже среди городских жителей он был более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральных губерниях, но и в западном и юго-восточном районе.
Главной участницей и идейной
вдохновительницей культурно-
Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети — все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.
Одновременно рубеж веков стал временем напряженных умственных исканий, интенсивной идеологической работы, временем вызревания новых художественных течений в литературе, изобразительном искусстве, театре — общественное развитие меняло не только содержание, но и формы художественного творчества.
1. Русское искусство и художественная литература
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX века был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Н. Чернышевский и его последователи ставили задачи не только правдивого, но и критического отражения действительности, выявления пороков общества, иногда даже вопреки эстетическим требованиям произведения. Такие крайности привели к конфликту в среде интеллигенции и спору о роли и месте искусства в общественной жизни.
1.1 Художественная литература
Огромный социальный охват,
наступательный, обличительный дух,
обращенность к злободневным проблемам
– вот что определяло литературу
пореформенного периода. Русская литература
отличалась не только критическим отношением
к действительности, она разоблачала
зло, искала пути борьбы с этим злом,
выполняла общественно-
На вторую половину XIX в. и первое десятилетие ХХ в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910), создавшего такие шедевры, как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.
Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, которые по мастерству, глубине мысли стоят рядом с произведениями У.Шекспира. Его роман «Бедные люди», произведения «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незнамова» отличаются глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обстоятельств, обращенностью к страданиям людей из народа. В 60 – 70-х гг. Достоевским были созданы самые выдающиеся его произведения – «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в которых отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху развития России.
Младшим современником Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был Н.С. Лесков (1831-1895) – художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в России («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Некуда», «Обойденные», «На ножах», «Загадочный человек», «Смех и горе», «Левша», «Очарованный странник»).
К 80-м гг. относится начало
творчества А.П. Чехова (1860-1904). Мысль
о трагедии человека, задавленного
мещанской обыденностью, разоблачение
пошлости, интеллигентского пустословия,
отражение тоскливой жизни «
Проза И.А. Бунина (1870-1953) – это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречиями, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумья о судьбе России («Суходол», «Новая дорога», «Чернозем», «Деревня», «Антоновские яблоки» и др.).
Максим Горький (1868-1936), в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), а в реалистических рассказах («Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш») показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки.
Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям, понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот что отличало творчество писателей-реалистов.
1.2 Русское искусство
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Многообразие тенденций общественной мысли XIX в. нашло отражение в искусстве, где с одной стороны, обострилась критика социальной действительности, а с другой – идеализировалось историческое прошлое России и усилилась тяга к национальному в искусстве. Основной темой искусства этого периода стала тема народа – страдающего, униженного, но могучего и талантливого.
Музыка. Это период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.
В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов – М.А.Балакарева, А.П. Бородина, Ц.А.Кюи, М.П.Мусорского и Н.А.Римского-Корсакова,- оформился в конце 50-х – начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В.Стасова.
В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М.Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы «Вильям Ратклиф» и «Сын мандарина» Ц.Кюи; симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М.Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова.
По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и «крайняя ее склонность к программной музыке». Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.
Творчество гениального композитора М.П.Мусоргского (1839-1881) тесно связано с отечественной историей. Его ранние произведения, песни и романсы на слова русских поэтов и собственный текст: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Семинарист»; оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а темой – народное движение за правду и свободу; вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти».
Гениальный П.И.Чайковский (1840-1893) написал целый ряд выдающихся произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами: «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева», шесть симфоний и др. Тема борьбы человека за счастье – центральная в его творчестве. Гений Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли.
Выдающийся композитор Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908) – продолжатель традиций М.И.Глинки. Из 15 созданных им опер (его любимый жанр) девять написаны на сказочные сюжеты, связанные с миром природы: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. Богато представлено симфоническое творчество Римского-Корсакова, часто в жанре сюиты, увертюры («Светлый праздник», «Шехерезада»). Им написано 79 романсов.
Творчество замечательного
русского композитора, пианиста и дирижера
С.В.Рахманинова (1873-1943) стало достоянием
широких кругов любителей музыки
во всем мире. Лучшие его произведения
были созданы в последнее
Для выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина (1871-1915) характерно стремление создать в музыке свои формы знаковой системы (цвет, звук), найти путь к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств. Его симфонические поэмы: «Поэма экстаза», «Прометей».
Изобразительное искусство. Во второй половине ХIХ в. в живописи интенсивно проявляется реализм, который развивался параллельно с реализмом в литературе в русле демократических процессов. Художники-реалисты вступили в конфликт с представителями академической школы, т.е. с официальным искусством, за что подверглись суровой критике, а их попытка преодолеть каноны академического классицизма привела в итоге к появлению нового направления. В истории русской культуры это событие получило название «бунт тринадцати».
Протест проявился в том,
что лучшие выпускники Академии художеств
порвали с Академией и
Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение. Этих художников поддерживал критик В.В.Стасов и купец-меценат П.М.Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных художников. Позже из собрания Третьякова возникла знаменитая художественная галерея.
Поразительными эффектами
освещения, романтическим характером
пейзажей отличались картины А.И.Куинджи
(1842-1910): «Украинская ночь», «Березовая
роща», «Ночь на Днепре». Внимание к
мельчайшим изменениям природы, предметов
и в то же время обобщенность,
цельность картины – это
И.Е.Репин (1844-1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. Кроме образов героев-революционеров, он пишет портреты выдающихся современников – М.И.Глинки, А.Ф.Писемского, М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова, П.А.Стрепетовой, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого, раскрывая личность в психологическом и социальном плане. Его привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями – «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В.И.Суриков (1848-1916) – замечательный живописец, в искусстве которого воплотился русский национальный гений. На 80-е гг. приходятся его наиболее значительные полотна – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». В 90-х гг. Суриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершения русского народа – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».
Театр. Существование монополии столичных императорских театров сохранялось до 1880г. Помимо столичных, в России существовало много крепостных театров. Их место занимали народные театры, благотворительные или коммерческие, появившиеся как итог демократизации общественной жизни. После отмены монополии императорских театров в России появилось много частных, которые тоже играли весьма заметную роль и способствовали проникновению театрального искусства на периферию.
Информация о работе Особенности культурного развития России во второй половине 19-го века