Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:44, реферат
Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.
Эти особенности римского права способствовали его ре
Введение ………………………………………………………………..3
Источники римского права и их характеристика…………………….5
Заключение……………………………………………………………..17
Словарь…………………………………………………………………18
Список использованной литературы …………………………………27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
КАФЕДРА
______________________________
(наименование кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Особенности и характер основных источников римского права.
Выполнил студент __________учебной группы ______ курса
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Проверил ______________________________
(должность, ученая степень, ученое звание
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Оценка ______________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
«___» ____________ 200_г.
Ижевск
2010 г.
Введение ………………………………………………………………..3
Источники римского права и их характеристика…………………….5
Заключение……………………………………………………
Словарь……………………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………27
Введение.
Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.
Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.
Действительно, римское право пережило своего создателя – античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов – Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).
Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.
Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.
Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук – из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.
Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период – постановления народного собрания; в эпоху принципата – сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии – императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права.
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores majorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).
Итак, обычай (mores majorum, usus) – древнейший источник права – это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право – это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.
По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает место закону и другим источникам права.
Закон (lex) – это правило поведения, закрепленное на уровне государственной власти. Из 800 дошедших до нас законов наиболее известны законы XII таблиц, принятые народным собранием в V веке до н.э. (451- 450 гг. до н. э.). Законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть: без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские. Законы XII таблиц явились основой цивильного права, источником всего римского права (частного и публичного). По словам Цицерона, одна небольшая книжица законов XII таблиц воистину превосходит все библиотеки философов.
В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).
Кроме упомянутых законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имели lex Poetelia (Петелиев закон), IV в. до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно Ш век до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I век до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.
В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).
Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "Что угодно императору, то имеет силу закона", но сам император "законами не связан".
Постановления сената (senatusconsulta). Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список сенаторов. Своими решениями сенат утверждал, принятые законы или не соглашался с ними, в период республики был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка.
В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: "Решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены"[1].
На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут или голосование. Senatusconsulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государственную казну.
С ослаблением положения сената и укреплением положения принцепса постановления сената больше не выступали как источники права, а были лишь речами, с которыми принцепс выступал перед сенатом на торжественном заседании сената и по которым не проводилось голосования: они принимались обычно без каких-либо дискуссий.
Таким образом, не имевший законодательной власти в период республики, с I века сенат занимает главенствующее место в правотворческом процессе и становится основным источником права, поскольку теперь постановления сената чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях. Принцепсы, стремительно шедшие к единоличной диктатуре, еще нуждались в республиканских “одеждах”.
Эдикты магистратов (edicta magistratuum) – это общие распоряжения претора – уполномоченного лица по судебным делам (соответствует понятию градоначальника). Функции претора: наблюдение за общим порядком, руководство юридической практикой (дела решал судья, а претор направлял деятельность судей). Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (один год). Формулы, которые давал претор, “уточняли, дополняли” цивильное право, т.е. законы XII таблиц, которые не успевали за жизнью. Претор восполнял пробелы, корректировал цивильное право, дополнял его. Не посягая на текст таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки, а затем и игнорирования. Оба претора - цивильный и перегринский - имели право издания эдиктов, в которых они сначала заявляли о своем вступлении в должность, а впоследствии стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все, более расходясь с нормами таблиц, упрощали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось таблицами. Таким образом, в Риме появился новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.
Каждый новый претор, вступая в должность, согласно обычаю, подтверждал эдикт своего предшественника, прибавляя при необходимости какую-нибудь норму, которая могла защитить узаконенные или только еще возникавшие правоотношения. Так, наперекор праву XII таблиц возникает новое, так называемое преторское право.
Налицо правотворческая роль претора. По существу, он творил новые нормы, так как он мог дать исковую защиту, а мог и не дать. Сначала эдикт существовал в устной форме, а затем - в письменной.
До нас дошли остатки подобных эдиктов: “Я дам защиту тому, кто заключит договор без обмана, насилия и иных неправильных действий, … если капитан корабля или хозяин гостиницы, взявшие у путешественника вещи на хранение, не возвратят их, я дам против них иск”.
Правовые нормы, содержащиеся в эдиктах римских магистратов, стали источником римского права. Оно так и называлось магистратским, так как проистекало из эдиктов римских магистратов, дополняло древнеримское право jus civile, которое уже не отвечало все увеличивающемуся стремлению права соответствовать конкретным условиям и потребностям римского государства.
Имея в виду конкретные обстоятельства при решении каждого вопроса и, руководствуясь идеями добра и справедливости, в рабовладельческом мире, магистратское право отступает от формализма, жесткости и суровости цивильного права, которое, в сущности, было jus strictum (строгое право). Так, одни и те же отношения могли по-разному регулироваться в цивильном (строгом) или магистратском (преторском) праве, а римские граждане имели возможность выбирать, посредством, какого правового порядка регулировать свои отношения.
Информация о работе Особенности и характер основных источников римского права