Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 21:14, реферат
После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.
1. Периодизация внешней политики РФ ……………………………………………….3
2. Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве …………………………………………………………………………..5
3. Внешняя политика России и страны дальнего зарубежья ………………………..
Среди формально декларированных организаций стран Содружества особое место занимает блок ГУАМ как относительно новое и весьма глобальное перспективное в нынешних условиях глобального кризиса мирового миропорядка межгосударственное политико-экономическое объединение, включающее Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Таким образом, смыслом создания политико-экономического и военного союза ГУАМ являлись лишь дистанционирование стран – участниц нового блока от России. Эти государства СНГ объединяет, прежде всего, стремление ослабить влияние Москвы на южном фланге ее сферы безопасности, а также последовательное вытеснение России из экономического и военно-политического постсоветского пространства путем формируемой альтернативной транспортно-коммуникационной системы, обеспеченной присутствием сил НАТО в Закавказье. Именно в рамках этих подходов выстраивалась внешнеполитическая концепция Тбилиси, Киева и Кишинева, стремящихся путем заигрывания с Западом усиливать давление на Москву. например, в июне 2002 г. Украина заявила о готовности подать заявку на вступление в Североатлантический альянс. Этим же объяснялось обострение российско-грузинских отношений. В конце ноября 2003 г. важные события произошли в Грузии, где б результате «бархатной революции роз» произошло смещение с поста президента Э. Шеварнадзе, а затем избрание на пост главы государства молодого энергичного политика М. Саакашвили, внешнеполитический курс которого отличается активной антироссийской позицией. В отличие от Грузии, в Азербайджане осенью 2003 г. переход власти к новому поколению политиков произошел спокойно: на смену скончавшемуся после тяжелой болезни президенту Г. Алиеву в полном соответствии с законодательством к власти в Баку пришел его сын И. Алиев. Осенью 2004 г. на Украине в ходе так называемой «оранжевой революции», аналогичной по характеру событиям в Тбилиси, на пост президента под давлением митингующих был выдвинут В. Ющенко. Ныне дальнейшее решение проблем территориальной целостности своих государств в Тбилиси и Киеве все более связывают не с Москвой, а с Вашингтоном и Брюсселем.
После трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, США и их союзники по НАТО начали проводить антитеррористическую операцию в Афганистане с целью ликвидации режима движения «Талибан» и уничтожения баз исламских боевиков организации «Алькаида» У. Бен Ладена. В этих условиях Россия выступила как важнейшая интригующая сила в Ценрально-азиатском регионе для консолидации всех антиталибских сил. Президент России В.В. Путин активно поддержал так называемые силы «Северного Альянса» и президента Афганистана в изгнании Ш. Рабани, оказав значительную материально-техническую помощь. А после окончания военной операции к началу 2002 г. отношения Москвы и Кабула получили импульс позитивного развития, где при помощи США и государств – членов антитеррористической коалиции был установлен режим «переходного правительства» во главе с Х. Корзаем. Во время визита последнего в Россию 11 марта 2002 г. российско-афганское сотрудничество получило дальнейшее развитие.
Более того, весной 2002 г. под влиянием благожелательной политики Вашингтона позиции Москвы на постсоветском пространстве даже усилились. Так, 14 мая 2002 г. в Москве состоялось преобразование блока шести стран-участниц Договора о коллективной безопасности в Организацию ДБК (ОДБК) как полноценного военно-политического альянса. 5 – 6 июня в Петербурге состоялась встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества, в которой помимо России и Китая принимают участие лидеры четырех государств Центральной Азии (кроме Туркмении). Таким образом, под влиянием российско-американского сотрудничества на базе совместной борьбы с международным терроризмом наблюдается укрепление позиций России в Центральной Азии.
Однако говорить о стабильности в данном регионе еще рано. Так, весной 2005 г. произошли серьезные политические катаклизмы В. Киргизии, где в ходе так называемой «зеленой революции» был отстранен от власти президент страны О. Акаев, а вскоре произошли трагические события в Узбекистане, приведшие к человеческим жертвам входе подавления беспорядков в Андижане.
Проблемам
укрепления военно-политического
Немаловажную роль на постсоветском пространстве в настоящий момент играют отношения России с ее ближайшими славянскими партнерами – Белоруссией и Украиной. Так, 2003 г. был ознаменован широкомасштабными мероприятиями по празднованию «года Украины» в России, что одновременно было омрачено локальным пограничным конфликтом в районе косы Тузла в Азовском море, а на рубеже 2006 г. разразился россиско-украинский «газовый конфликт», вызванный переходом России на экспорт энергоносителей на Украину по ценам, близким к сложившимся на мировом рынке. Отношения Москвы и Минска протекали также весьма неоднозначно. Так, до сих пор не определены макроэкономические параметры единой валюты – российского рубля в рамках формирования Союза России и Белоруссии и периодически возникают вопросы по оплате российских поставок энергоносителей и экспортного транзита.
Внешняя политика России и страны «дальнего зарубежья»
В 1992 – 1993 гг. международные отношения России с ведущими странами, как Запада, так и Востока находились поначалу в состоянии переходного периода. Шел активных поиск инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.
В ходе официального визита первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в США в загородной резиденции президента США Дж. Буша-страршего в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны», где было заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязаны предоставить России финансовую помощь в размере 24 млрд. долл. США для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле этих международных финансовых организаций.
Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. при этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны. В связи с этим договор СНВ-2 долгое время не был ратифицирован Федеральным Собранием РФ.
Значительное место в российской внешней политике 1992 – 1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контракты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем остались российско-японские отношения. Прежде всего, это связанно с нерешительностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» - четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабили связи России с ее традиционными союзниками Азии – Монголии, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами. В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, и прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть совещания, проходившего в Мюнхене, «большой семерки» развитых стран мира. В последующем участие российского президента в саммитах «клуба великих держав» стали регулярными. На состоявшемся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встречи лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России. Далее последовали встречи «восьмерки» в Бирмингеме (1998), Кельне (1999). после избрания на пост главы РФ В.В. Путина с его участием состоялись встречи «большой восьмерки» в Японии (2000), Италии (2001) и Канаде (2002). В феврале 2006 г. в Москве происходило заседание министров финансов стран «большой восьмерки».
По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дольнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от «перекосов», характерных для переходных стадий. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америкой. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношении с государствами Скандинавии. Усилились позиции России в решении вопросов арабо-израильского конфликта, а также в урегулировании балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа. Важным шагом в укреплении позиций нашей страны на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования европейской безопасности вместо расширения прежних структур периода «холодной войны», сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток.
В 1994 руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину. Накануне (в июне 1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединились к натовской программе «Партнерство во имя мира». Однако уже к концу 1994 г. международная ситуация стала существенно меняться. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ (преобразованной стр 901
Информация о работе Основные направления внешней политики России в 1992 – 2006 гг