Основные направления внешней политики России в 1992 – 2006 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.

Содержание

1. Периодизация внешней политики РФ ……………………………………………….3
2. Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве …………………………………………………………………………..5
3. Внешняя политика России и страны дальнего зарубежья ………………………..

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика РФ 1992-2006 гг..docx

— 40.96 Кб (Скачать)

МОУСОШ  №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по истории  

на тему: Основные направления внешней

  политики России  в 1992 – 2006 гг. 
 

Выполнила: Гаврилькова К.               

            Проверила: Горшкова Ж.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Верхнеуральск 2009 год.

 

Содержание

 
  1. Периодизация  внешней политики РФ ……………………………………………….3
  2. Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве …………………………………………………………………………..5
  3. Внешняя политика России и страны дальнего зарубежья ………………………..16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Периодизация  внешней политики РФ

      После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.

      Постепенно  сформировались два важнейших направления  российской внешней политики. Прежде всего, это становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым ближним («новым») зарубежьем, а также развитие отношений с ведущими странами, как Запада, так и крупнейшими державами Азии (Японии, Китая и Индии).

      Условно можно выделить три основных этапа формирования внешней политики России в 1992 – 2002 гг.:

      1992 – 1993 гг. – интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики новой России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток – Запад», лидерами которой являлись СССР и США;

      1994 – 1998 гг. – гармонизация внешнеполитического курса России  курсами ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированности в мировую экономическую систему и усиление ее влияний в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиций на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ;

      1999 – по настоящее  время – период трансформации внешнеполитической доктрины Российской Федерации,  основанной на понимании многополюсного мирового развития, новых вызовов и угроз международному сообществу со стороны международного терроризма, разработка и осуществление концепции стратегического партнерства с крупнейшими индустриально развитыми державами, как Запада, так и Востока.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве (бывшими  советскими республиками

в составе Союза  ССР)

      Поначалу  определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. чел.)  в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда единого союзного государства и, прежде всего огромного военного (в том числе и ракетно-ядерного) потенциала советских Вооруженных Сил.

      Сразу же после распада СССР резко обострились  отношения России с Украиной, что  было связанно с проблемой раздела  Черноморского флота, с вопросом о статусе Крыма и военно-морской  базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в первой половине 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1% от всего населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил РФ. Одновременно происходил вывод военных российских группировок из стран бывшего Варшавского блока, Германии и республик Прибалтики. В комплексе военных вопросов  важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только России, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и о ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

      Военно-политические проблемы являлись наиболее значимыми  при «цивилизованном разводе» (по выражению первого Президента Украины Л.М. Кравчука) бывших советских республик, поскольку на начальной стадии развития СНГ преодолеть мощную волну центробежных тенденций в руководстве новых независимых государств так и не удалось. Вместе с тем, несмотря на все заявления о полной «независимости и суверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ) стало заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте  Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993г. в СНГ Грузия.

      Выступая  под эгидой содружества, ВС Росси  в 1992 -1993гг. взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства (приднепровской, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты).

      После того как распад союзного государства  приобрел необратимый характер, а  его основные материальные и военные  ресурсы были разделены, между странами – участниками СНГ стали приобретать все более отчетливый межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс в развитии структур СНГ. 22 января 1993г. семь стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Однако эффективность основных межгосударственных органов Содружества, и, прежде всего Совета глав государств и Совета правительств, и принимаемых ими решений оставалась весьма незначительной. Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ. Но из-за развала к концу 1992г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю со странами Содружества в первую очередь энергоресурсами по мировым ценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ существенно снизился. Таким образом,  за первые два года существования Содружества дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве значительно усилились. Лишь с 1994г. между странами – членами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность приобрел тезис о «равноскоростной и разноуровневой интеграции». В связи с этим главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений.

В октябре 1994. г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято реше-

ние о  создании Межгосударственного экономического комитета и формиро-

вании Таможенного союза государств – участников Содружества. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого Договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден Белоруссии А.Г. Лукашенко. Дата подписания договора была объявлена Днем единения народов России и Белоруссии, что для большинства граждан обеих стран зримо продемонстрировало возрождение славянского единства. Ровно через год российско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России, а 23 мая 1997 г. был одобрен его Устав. В конце 1999 г. был оглашен проект Союзного Договора России и Белоруссии, который призван стать юридической основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства.

      Формирование  Россией и странами СНГ единого  экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли. Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией.

      В рамках продолжавшегося процесса создания Белоруссией и Россией Союзного государства основное внимание было направлено на дальнейшую реализацию договора о его создании и программы  действий по его выполнению. Одним  из наиболее значительных итогов 2000 г. является подписа-

ние соглашения между Российской Федерацией и Республикой  Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого  эмиссионного центра Союзного государства. Но и к концу 2002 г. между Москвой и Минском, несмотря на постоянные контакты и встречи на высшем уровне, так и не сложившаяся общая концепция формирования единого Союзного российско-белорусского государства.

      Важным  результатом в процессе формирования Таможенного союза государств –  членов СНГ стало подписание в  феврале 2000 г. Соглашения об Общем таможенном тарифе государств – участников Таможенного Союза, направленного на проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласования и применения единых ставок ввозных таможенных пошлин. Так, 10 октября 2000 г. на заседании Межгосударственного совета государств – участников Таможенного союза был подписан Договор  об учреждении Евразийского экономического сообщества.

      На  фоне сближения славянских государств российско-украинские отношения из-за раздела Черноморского флота и определения статуса Севастополя долгое время продолжали оставаться напряженными. Лишь после того, как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота на территории Украины (в Крыму), а также об аренде Севастопольской военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. между Москвой и Киевом состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из самых сложных проблем российской внешней политики. К числу ключевых вопросов относится проблема погашения «энергетической» задолженности Киева Москве, одним из возможных способов решения которой стала разработка российско-украинского соглашения «Газ в обмен на стратегические бомбардировщики», а также привлечение российского капитала в акционирование крупнейших промышленных предприятий Украины. Для решения это проблемы российским послом на Украине в 2000 г. был назначен бывший руководитель Правительства РФ В.С. Черномырдин.

      Россия  внесла весомый вклад в сферу  укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров «самопровозглашенной» Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе противоборствующих группировок в Приднестровье. А 8 мая 1997 г. при гарантии президентов России и Украины лидеры Молдовы и Приднестровья подписали в Москве Меморандум об основах нормализации отношений. Также при посредничестве России летом 1997 г. впервые состоялись прямые переговоры лидеров Грузии и Абхазии Э. Шеварнадзе и В. Ардзинбы с целью урегулирования грузино-абхазского конфликта. Помимо этого в Москве состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и формировании комиссии по национальному примирению в Таджикистане.

     Вместе  с тем эффективность межгосударственного  сотрудничества в рамках СНГ до сих  пор оставалась весьма невысокой. Хотя к настоящему времени в рамках Содружества заключено свыше 1000 различных принципиальных международно-правовых актов, абсолютное большинство из них носят либо рекомендательный, либо откровенно декларативный характер, а к числу работающих документов можно причислить только одну треть.

            Еще в октябре  1997 г. на встрече в Кишиневе лидеры 11 стран СНГ приняли решение  о необходимости подготовки предложений по реорганизации структуры Содружества, отказавшись от подписания очередных деклараций. Но эти и подобные инициативы не реализуются на практике в рамках весьма неповоротливого механизма межгосударственных органов СНГ, насчитывающих ныне около 70 советов, бюро и др., зачастую бюрократизированных структур. Однако, несмотря на все усилия Кремля, возродить единый хозяйственный механизм на основе новых экономических отношений с бывшими союзными республиками в ближайшие годы вряд ли возможно. Фактически после августа 1998 г. политика РФ по отношению к странам ближнего зарубежья сводилась к «цивилизованному» отступлению. Об этом свидетельствует, например, «регионализация» существующего лишь де-юре СНГ. Под внешне «единым зонтиком» СНГ, «цивилизованно прикрывающих» нынешний пейзаж постсоветского пространства, отчетливо выделяется ряд разнообразных межгосударственных союзов, три из которых уже юридически оформлены. Это, во-первых, Союз России и Белоруссии, постепенно приближающийся к федеративному образованию, затем Таможенный  союз, преобразованный в 2001 г. в Евразийское Экономическое сообщество (ЕвразЭС), где, помимо двух славянских партнеров, присутствуют еще три среднеазиатских республики и, наконец, собственно «пятерка» стран Центральноазиатского союза (ЦАС), который в 2001 г . был преобразован в четырехсторонний Договор о создании Центрально-азиатской организации экономического сотрудничества (ЦАОЭС), в которую вошли Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. С 2006 г. в состав ЕвразЭС вошел и Узбекистан.

Информация о работе Основные направления внешней политики России в 1992 – 2006 гг