Основные направления реформ первой четверти XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:05, реферат

Описание работы

Цели:
o Исследовать позиции историков относительно деятельности Петра I
o Изложить основные направления реформ XVIII века
o Сделать вывод о влиянии реформ на тенденции развития государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 Государственное устройство.
1.1 Реформа органов власти
1.2 Губернская реформа
1.3 Денежная реформа
1.4 Военные преобразования
Глава 2 Промышленность и торговля
Глава 3 Преобразования в сфере культуры
3.1 Культура
3.2 Образование
3.3 Церковь и вероисповедная политика
Глава 4 Социальная политика
4.1 Табель о рангах
4.2 Дворянство
4.3 Крестьяне
4.4 Городское население
Вывод:
Список источников:

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

       Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табеля о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.

При Петре  существенно не изменились права  дворянства, но изменились его обязанности. Военное дело, бывшее повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться.

       Пётр  разрушил прежнюю замкнутость служилого  класса, открыв путём выслуги через  Табель о рангах доступ в среду  шляхетства людям других сословий. С другой стороны, законом о единонаследии  он открыл выход из дворянства в  купцы и духовенство тем, которые  хотели этого. Дворянство России становится сословием военно-бюрократическим, права которого создаёт и наследственно  определяет государственная служба, а не рождение.

 
4.3 Крестьяне

       Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков  или церкви (черносошные крестьяне  севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших  оброк государству. Мнение, что данная мера «уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как  группы населения, составившие государственных  крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные  — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли  быть пожалованы царём частным лицам  и церкви в качестве крепостных. Государственные крестьяне обладали правами лично свободных людей. Они могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы, однако они были ограничены в передвижении и могли быть переведены монархом в разряд крепостных.

       Были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

       При Петре создалась новая разновидность  зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти  крестьяне получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне  не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог  ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное  жалование и выполняли фиксированный  объём работ.

 
4.4 Городское население

       Социальная  политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение  уплаты подушной подати. Для этого  население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие между этими двумя категориями заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.

       В период правления Петра изменилась система управления городами. Назначаемые  царем воеводы были заменены выборными  Городскими магистратами, подчинённые  Главному магистрату. Эти меры означали появление городского самоуправления.

 

Вывод:

       Реформы первой четверти XVIII века неотделимы от личности Петра I – выдающегося государственного деятеля и полководца. Изучив данную тему, можно подвести итог: Различные исследователи по-разному оценивают деятельность Петра. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план  его  недостатки  и  неудачи, другие, наоборот, стремятся  выставить  на  первое  место  все  его  пороки, обвинить Петра в неправильном выборе. Но вряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры  Петра в  истории  государства  Российского. Преобразования Петра Великого привели к созданию мощной Российской империи, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью, кроме того было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских держав, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. Реформы изменили культурное сознание народа. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

 

Список  источников:

  1. А. С. Орлов, В. А. Георгиев «История России учебник» Московский государственный университет им. Ломоносова. Исторический факультет, 2007
  2. Хрестоматия по истории России. Т. 2. Кн. 1- 2. М., 1994-1995.
  3. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991.
  4. Петр   Великий.   (Серия: Государственные деятели России глазами современников). – Москва, 1993.
  5. Лекции

Информация о работе Основные направления реформ первой четверти XVIII века