Основные направления реформ первой четверти XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:05, реферат

Описание работы

Цели:
o Исследовать позиции историков относительно деятельности Петра I
o Изложить основные направления реформ XVIII века
o Сделать вывод о влиянии реформ на тенденции развития государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 Государственное устройство.
1.1 Реформа органов власти
1.2 Губернская реформа
1.3 Денежная реформа
1.4 Военные преобразования
Глава 2 Промышленность и торговля
Глава 3 Преобразования в сфере культуры
3.1 Культура
3.2 Образование
3.3 Церковь и вероисповедная политика
Глава 4 Социальная политика
4.1 Табель о рангах
4.2 Дворянство
4.3 Крестьяне
4.4 Городское население
Вывод:
Список источников:

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра истории и политологии 
 
 

Реферат 

Основные  направления реформ первой четверти XVIII века 
 
 

 Выполнила:

Студентка I курса                                                                                         ***                       (группы ЭМ-912, факультет МА)                                                              ******* 

Проверил:

**** 

Новосибирск, 2009 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Государственное устройство. 6

1.1 Реформа органов власти 6

1.2 Губернская реформа 7

1.3 Денежная реформа 8

1.4 Военные преобразования 9

Глава 2 Промышленность и торговля 11

Глава 3 Преобразования в сфере культуры 13

3.1 Культура 13

3.2 Образование 14

3.3 Церковь и вероисповедная политика 15

Глава 4 Социальная политика 17

4.1 Табель о рангах 17

4.2 Дворянство 18

4.3 Крестьяне 19

4.4 Городское население 20

Вывод: 22

Список источников: 23 

ВВЕДЕНИЕ.

 

       Еще в дореволюционной историографии  сложилось два противоположных  взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены во все стороны жизни, другие считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям. В конечном счёте речь шла о том, сумеет ли Россия провести перестройку страны и занять своё достойное место в мире.

       Данная  тема является весьма актуальной, поскольку  эпоха петровских реформ - одна из важнейших страниц нашей истории. Последствия преобразований изменили Россию. Кто знает? Если бы не реформы первой четверти XVIII века, в наши дни все могло быть иначе.

В своём  реферате я постараюсь:

  • Исследовать позиции историков относительно деятельности Петра I
  • Изложить основные направления реформ XVIII века
  • Сделать вывод о влиянии реформ на тенденции развития государства.

Итак, внимание  историков всех времен и всех  национальностей  привлекали  реформы  российского  царя, ставшие поворотным пунктом в жизни российского  государства. Специалисты по истории  России, начиная с XVIII столетия и  до наших дней, откликались на события  петровского времени. Однако оценки их были весьма неоднозначны. Наиболее известен спор между западниками и славянофилами. Первые указывали России культурный путь, пройденный Западной Европой. Славянофилы, особенно Хомяков,  подчеркнули вину реформы - в том, что она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа. По их мнению, после реформы появились две России: петербургская с европейским шиком и Россия остальная.

       Первые  положительные высказывания относительно реформ принадлежали политическому  и церковному деятелю Феофану  Прокоповичу, который подчеркнул, что  без сильной личности Россия оказалась  бы в пропасти.

       Многие  либеральные историки XIX века считали реформы продуманными и предварительно спланированными,  имеющими  в  своей основе жесткую систему четко сформулированных целей. Соловьёв характеризует петровский период как период ожесточенной борьбы между двумя противоположными  принципами  государственного  управления   и характеризует реформы как радикальное преобразование,  революцию, означавшую  переход из  одной эпохи в истории народа в другую. По мнению Милюкова, реформы выступают в виде  непрерывной цепи просчетов и ошибок. Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает,  по его мнению,  отсутствие систематичности, продуманного плана, следствием чего  и явилась взаимная противоречивость многих реформ.

       Советские историки, уделяя преимущественное внимание вопросам экономики и классовой  борьбы, поставили вопрос о цене реформы. Они пришли к выводу об усилении крепостной зависимости и ухудшении положения народа в целом. Поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра «первым большевиком», но в целом, большинство советских историков, например, наиболее известные современные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и Е.В. Анисимов, с некоторыми оговорками, положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра.

       Современные исследователи уделяют внимание культурным аспектам петровской эпохи, изменению мировоззрения и появлению нового типа человека.

       Всю государственную деятельность Петра  условно можно разделить на два  периода: 1695-1715 годы и 1715-1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего  на сбор средств для ведения Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили  к желаемому результату. Кроме  государственных реформ на первом этапе  проводились обширные реформы изменения  культурного уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства. В целом, реформы Петра  были направлены на укрепление Российского  государства, приобщение правящего  слоя к европейской культуре. К  концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, а так же были созданы предпосылки для кризиса верховной власти.

 

Глава 1 Государственное устройство.

 
  1.1 Реформа органов власти  

       У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало  значительных финансовых ресурсов и  мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла  собрать достаточно средств на реорганизацию  и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

В итоге  на смену Боярской думе в 1699 г. пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся “консилией министров”. Она стала предшественницей

       Правительствующего  Сената - высшего правительственного учреждения с судебными, административными, а иногда и законодательными прерогативами, созданного в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром. Трое являлись представителями знати, трое - бывшие члены Боярской думы  и трое - из дворян. Решения Сената принимались  коллегиально, на общем собрании и  скреплялись подписями сенаторов. Делопроизводством ведала Сенатская  канцелярия во главе с обер-секретарем.

       В первые годы существования функции Сената были широки и разнообразны. Ему были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.

 
1.2 Губернская реформа

       В системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее число которых приближалось к 70, сливалась в более крупные образования, часть же создавалась заново. Так с Приказом Большого дворца слились Конюшенный приказ. Дворцовый судный приказ и Приказ каменных дел.

Первой  попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы. Должности губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Однако губернская канцелярия не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом.

 
1.3 Денежная реформа

       На  первом этапе всё сводилось к  поиску новых источников средств. К  традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и  выгоды от монополизации продажи  отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса.

       В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Тогда же был отменен  и неразменный рубль. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с пересмотром переписи, начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек. На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота. В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно. В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны.

 
1.4 Военные преобразования

       Армия формировалась путем принудительного набора рекрутов из числа помещичьих крестьян, дворовых людей и городского посада. В 1705 году была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, мужчину в возрасте от 15 до 20 лет. Набор во флот осуществлялся так же. После окончания Северной войны полевая армия насчитывала всего 73 полка. В первой четверти XVIII в. на вооружении пехоты состояла главным образом фузея (гладкоствольное семилинейное ружье). По тем временам это было лучшее оружие. Помимо регулярной армии в состав вооруженных сил входили и так называемые нерегулярные части. Это ландмилиция, слободские полки, формирования яицких, донских, гребенских казаков и частей казанских пригородов и сибирских городов. Численность нерегулярных войск доходила до 82,7 тыс. человек. Всего под ружьем было свыше 339 тыс. человек.

Информация о работе Основные направления реформ первой четверти XVIII века