Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:05, реферат
Цели:
o Исследовать позиции историков относительно деятельности Петра I
o Изложить основные направления реформ XVIII века
o Сделать вывод о влиянии реформ на тенденции развития государства.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1 Государственное устройство.
1.1 Реформа органов власти
1.2 Губернская реформа
1.3 Денежная реформа
1.4 Военные преобразования
Глава 2 Промышленность и торговля
Глава 3 Преобразования в сфере культуры
3.1 Культура
3.2 Образование
3.3 Церковь и вероисповедная политика
Глава 4 Социальная политика
4.1 Табель о рангах
4.2 Дворянство
4.3 Крестьяне
4.4 Городское население
Вывод:
Список источников:
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
истории и политологии
Реферат
Основные
направления реформ
первой четверти XVIII
века
Выполнила:
Студентка I курса
Проверил:
****
Новосибирск,
2009
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Государственное устройство. 6
1.1 Реформа органов власти 6
1.2 Губернская реформа 7
1.3 Денежная реформа 8
1.4 Военные преобразования 9
Глава 2 Промышленность и торговля 11
Глава 3 Преобразования в сфере культуры 13
3.1 Культура 13
3.2 Образование 14
3.3 Церковь и вероисповедная политика 15
Глава 4 Социальная политика 17
4.1 Табель о рангах 17
4.2 Дворянство 18
4.3 Крестьяне 19
4.4 Городское население 20
Вывод: 22
Список
источников: 23
Еще
в дореволюционной
Данная тема является весьма актуальной, поскольку эпоха петровских реформ - одна из важнейших страниц нашей истории. Последствия преобразований изменили Россию. Кто знает? Если бы не реформы первой четверти XVIII века, в наши дни все могло быть иначе.
В своём реферате я постараюсь:
Итак, внимание историков всех времен и всех национальностей привлекали реформы российского царя, ставшие поворотным пунктом в жизни российского государства. Специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, откликались на события петровского времени. Однако оценки их были весьма неоднозначны. Наиболее известен спор между западниками и славянофилами. Первые указывали России культурный путь, пройденный Западной Европой. Славянофилы, особенно Хомяков, подчеркнули вину реформы - в том, что она произвела разрыв в нравственной жизни русского народа. По их мнению, после реформы появились две России: петербургская с европейским шиком и Россия остальная.
Первые положительные высказывания относительно реформ принадлежали политическому и церковному деятелю Феофану Прокоповичу, который подчеркнул, что без сильной личности Россия оказалась бы в пропасти.
Многие либеральные историки XIX века считали реформы продуманными и предварительно спланированными, имеющими в своей основе жесткую систему четко сформулированных целей. Соловьёв характеризует петровский период как период ожесточенной борьбы между двумя противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, революцию, означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. По мнению Милюкова, реформы выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок. Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, отсутствие систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась взаимная противоречивость многих реформ.
Советские историки, уделяя преимущественное внимание вопросам экономики и классовой борьбы, поставили вопрос о цене реформы. Они пришли к выводу об усилении крепостной зависимости и ухудшении положения народа в целом. Поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра «первым большевиком», но в целом, большинство советских историков, например, наиболее известные современные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и Е.В. Анисимов, с некоторыми оговорками, положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра.
Современные исследователи уделяют внимание культурным аспектам петровской эпохи, изменению мировоззрения и появлению нового типа человека.
Всю
государственную деятельность Петра
условно можно разделить на два
периода: 1695-1715 годы и 1715-1725. Особенностью
первого этапа были спешка и не
всегда продуманный характер, что
объяснялось ведением Северной войны.
Реформы были нацелены прежде всего
на сбор средств для ведения Северной
войны, проводились насильственным
методом и часто не приводили
к желаемому результату. Кроме
государственных реформ на первом этапе
проводились обширные реформы изменения
культурного уклада жизни. Во втором
периоде реформы были более планомерными
и направленными на внутреннее обустройство
государства. В целом, реформы Петра
были направлены на укрепление Российского
государства, приобщение правящего
слоя к европейской культуре. К
концу правления Петра Великого
была создана мощная Российская империя,
во главе которой находился импера
У
Петра I поначалу отсутствовала четкая
программа реформ в сфере государственного
правления. Появление нового государственного
учреждения или изменение административно-
В итоге на смену Боярской думе в 1699 г. пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся “консилией министров”. Она стала предшественницей
Правительствующего
Сената - высшего правительственного
учреждения с судебными, административными,
а иногда и законодательными прерогативами,
созданного в 1711 г. в составе 9 сенаторов,
назначенных лично Петром. Трое являлись
представителями знати, трое - бывшие
члены Боярской думы и трое - из
дворян. Решения Сената принимались
коллегиально, на общем собрании и
скреплялись подписями
В первые годы существования функции Сената были широки и разнообразны. Ему были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.
В системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее число которых приближалось к 70, сливалась в более крупные образования, часть же создавалась заново. Так с Приказом Большого дворца слились Конюшенный приказ. Дворцовый судный приказ и Приказ каменных дел.
Первой
попыткой кардинальных административных
реформ была губернская реформа 1708-1710
гг. Страна была разделена на 8 губерний,
далеко не одинаковых по размеру территории
(Петербургская, Архангелогородская, Смоленская,
Московская, Казанская, Киевская, Азовская
и Сибирская). Во главе губернии стояли
генерал-губернаторы и
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса.
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Тогда же был отменен и неразменный рубль. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с пересмотром переписи, начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек. На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота. В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно. В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны.
Армия формировалась путем принудительного набора рекрутов из числа помещичьих крестьян, дворовых людей и городского посада. В 1705 году была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, мужчину в возрасте от 15 до 20 лет. Набор во флот осуществлялся так же. После окончания Северной войны полевая армия насчитывала всего 73 полка. В первой четверти XVIII в. на вооружении пехоты состояла главным образом фузея (гладкоствольное семилинейное ружье). По тем временам это было лучшее оружие. Помимо регулярной армии в состав вооруженных сил входили и так называемые нерегулярные части. Это ландмилиция, слободские полки, формирования яицких, донских, гребенских казаков и частей казанских пригородов и сибирских городов. Численность нерегулярных войск доходила до 82,7 тыс. человек. Всего под ружьем было свыше 339 тыс. человек.
Информация о работе Основные направления реформ первой четверти XVIII века