Основные концепции происхождения и расселения восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Актуальностью данной темы заключается в том , что в наши дни проявляются попытки исказить всю основу русской истории. В любом случае будем опираться на наиболее достоверные и ранние источники информации о восточных славянах (Праславян).
Предметом работы является происхождение славянских племен. Объектом же можно считать концепции расселение восточных славян.
Целью контрольной работы является – изучить происхождения и расселение восточных славян.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян………………………………………………………………………………4
Общественный строй восточных славян……………………………………………………………………………..14
Формирование государства……………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

говое.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине

     «Отечественная  история»

     ТЕМА  контрольной работы:

     Основные  концепции происхождения и расселения восточных славян 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян………………………………………………………………………………4

Общественный  строй восточных славян……………………………………………………………………………..14

Формирование  государства……………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     История – одна из важнейших форм самосознания людей. Ссылаясь на исторические данные можно понять истину «основы», как  государства, так и отдельно взятого  народа.

     Сложность исследования вопросов происхождения именно восточных славян весьма проблематична, из-за простого отсутствия достоверных сведений о славянах. Более насыщенные источники историческая наука предоставляет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история восточных славян весьма туманна.

     Наиболее  серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет  – первая русская летопись (начало XII в.). Монах Нестор предоставляет  наиболее красочную и подробную  информацию о древнерусском государстве, в частности восточных славян.

     Актуальностью данной темы заключается в том  , что в наши дни проявляются попытки исказить всю основу русской истории. В любом случае будем опираться на наиболее достоверные и ранние источники информации о восточных славянах (Праславян).

     Предметом работы является происхождение славянских племен. Объектом же можно считать концепции расселение восточных славян.

     Целью контрольной работы является – изучить происхождения и расселение восточных славян.

     В задачи входит:

    • Происхождение и особенности территориального расселения восточных славян
    • Особенности материальной и духовной культуры
    • Общественный строй восточных славян
    • Формирование государства
 
 
 

     Происхождение и особенности  территориального расселения восточных славян 

     Праславяне  выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.

     В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные  между собой племена, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто  славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

     Данные  о восточнославянских племенах имеются  в «Повести временных лет». Нестор пишет о прародине славян, которую  определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины. По некоторым археологическим данным прародина славян была также территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

     По  византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной  Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.

     Однако  источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими  группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.

     «Племена  антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей  любви к свободе», «издавна живут  в народоправстве» (демократии), «отличаются  выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо».

     Вокруг  вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.

     Выдающиеся  историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

     Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с  Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

     Большинство современных ученых считает, что  прародина славян находилась в более  северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

     Академик  Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины  славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне  занимали в первой половине I тысячелетия  н.э. земли от верхней и средней  Вислы до среднего Днепра.

     Расселение  у славян совпало с распадом родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

     Племенная раздробленность у славян еще  не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).

     В этот период начинают создаваться союзы  славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена  которых были уже утрачены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности материальной и духовной культуры 

     У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье (район от низовьев р.Припяти и Десны до р.Роси) обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты (часть крупного племени, распавшегося в ходе расселения на несколько частей), ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож (левый приток Днепра севернее Десны) – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной (к северу от древлян) обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. Самая северная славянская общность, расселившаяся в районе озера Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название «словене», совпадавшее с общеславянским самоназванием.

     Внутри  племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства  и представление о территории.

     Так, установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами  связан обряд захоронения в длинных  курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к  погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды.

     В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне – радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

     Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.

     Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

     Религия

     В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление  сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.

       Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.

       С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.

       Самые почитаемые из языческих богов были Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.

       Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.

       В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.

       Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.

       В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

       Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

Информация о работе Основные концепции происхождения и расселения восточных славян