Основные черты первобытнообщинного строя, его особенности на белорусских землях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Первобытнообщинный строй представляет собой определенную эпоху, которая охватывает весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций.

Однако до сих пор не доказана ни одна теория, которая могла бы сформулировать истинное происхождение человека, его появление на планете, а это является серьезной проблемой, ведь из-за этого невозможно установить, когда человек на самом деле начал своё существование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

1) Периоды развития первобытного общества……………………………5-10

2) Основные черты первобытной экономики……………………………11-14

3)Особенности социальных отношений, культурное развитие………...15-20

Заключение…………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории Беларуси.docx

— 54.86 Кб (Скачать)

    И в живописи, и в скульптуре первобытный  человек часто изображал животных. Склонность изображать животных именуют  зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве  древности изображений животных. Он возник в бронзовом веке, получил  развитие в железном веке и в искусстве  раннеклассических государств. Традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в мотив орнамента.

Главным персонажем искусства палеолита  является бизон. Также, найдено множество  изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

    Животных  боялись и поклонялись им, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение.

    Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей  частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько  сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. [11] Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем.

    В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. [9]

    При создании наскальной живописи первобытный  человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые  он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых  костей с пучками волосков диких  зверей на конце, а порой выдувал  через трубчатую кость цветной  порошок на влажную стену пещеры.

    Таким образом, первобытное искусство  представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные  минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные  из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и  барельефы.

    Важнейшим моментом формирующейся земледельческой  цивилизации стало зарождение архитектуры. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости. Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

    Первичные религиозные верования древних  людей были разнообразны, нередко  переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение  в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом). Можно сказать, что в то время религия играла, пожалуй, самую важную роль в формировании отношений человека и природы.

Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных  жизненных ситуациях. Все они, так или иначе, были связаны с религиозными представлениями. С эпохи неолита возникают сложные религиозные культы. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небу, Солнцу и Луне как божествам. Неумение объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. [10] Одновременно в первобытном обществе развивалась магия как способ «воздействовать» на окружающую среду в своих интересах, например, обеспечить удачу охотникам. Религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Несмотря  на то, что первобытное общество рассматривается как самая примитивная  форма общественной организованности, именно в период данной эпохи человечество путём экспериментов и ошибок научилось тому, что послужило  хорошей крепкой основой для  дальнейшего развития. Что именно в это время человек начал  существовать как высший разум. Изобретение  и использование орудий труда, развитие земледелия и скотоводства – всё  это указывает на то, что человек  уже осознанно шёл к тому, что  он способен подчинить  себе природу, чтобы  обеспечить свою жизнедеятельность. Появление и развитие культуры и  религии свидетельствуют о том, что человек также начал ощущать  потребность в духовном удовлетворении, а не только в примитивных: физиологических и биологических. Важную роль также играет появление такого направления как ремесло, показывающее, что человек стремился к саморазвитию. Ну и, конечно же, появление такого аспекта как начальная торговля и товарообмен показывает, что в уже тогда люди стремились поддерживать между собой определённые рыночные отношения и развивать экономику. В целом, этап первобытного общества очень важен, так как именно в этот период человек отделяется от природы и стремится быть независимым от неё. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

1) Научно-популярный сайт, [Электронный ресурс] 2010 – режим доступа: http://www.psciences.net/main/sciences/archeology/articles/article-3.html, – дата доступа: 20.11.11

2) А.М. Прохоров, Третье издание «Большая Советская Энциклопедия (БСЭ)», 1969-1978, [Электронный ресурс] – режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article102289.html, дата доступа: 20.11.11

3) История Древнего мира, [Электронный ресурс] – 2006 – режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/326.html, дата доступа: 20.11.11

4) Универсальная интернет-энциклопедия Wikipedia, [Электронный ресурс] – 2001 – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытное_общество, дата доступа: 20.11.11

5) Белорусский  исторический портал, [Электронный  ресурс] – 2010 – режим доступа:  http://www.belhistory.com/siecle_stone.html, - дата доступа: 21.11.11

6) Rodina.by, [Электронный ресурс] – 2010 – режим доступа: http://rodina.by/?p=3079, дата доступа: 21.11.11

7) История мировой экономики.  Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. М.: ЮНИТИ, 2002. — 340 с. 

8) Социальная антропология, [Электронный ресурс] – 2009 – режим доступа: http://www.socialanthropology.ru/?p=106, - дата доступа: 21.11.11

9)Культурология, [Электронный ресурс], режим доступа:  http://www.countries.ru/library/primitive/dec.htm, - дата доступа: 21.11.11

10) С. В. Панов «История Беларуси», [Электронный ресурс], режим доступа: http://istoria-belarusi.ru/pervobytnye_vremena/sily_prirody.php, - дата доступа: 21.11.11

11) Цивилизация, [Электронный ресурс], режим доступа:  http://www.pavluchenkov.ru/pervobitnii/pervobitnoe_iskusstvo/index.html, - дата доступа: 21.11.11

Информация о работе Основные черты первобытнообщинного строя, его особенности на белорусских землях