Основатели новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:52, реферат

Описание работы

Закладку железнодорожного моста через реку Обь считают датой основания Новосибирска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТЦЫ - ОСНОВАТЕЛИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА.......................4
2. ЗОДЧЕСТВО НОВОНИКОЛАЕВСКА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

основатели_новосибирска.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

    введение

 

     В 2008 году Новосибирску, крупнейшему городу Российской Азии, исполнилось 115 лет.

     Более века назад российский император  Александр III в рескрипте наследнику престола подчеркнул необходимость  соединить, обильные дарами природы  Сибирские области, сетью внутренних рельсовых сообщений. Так началось строительство Великого сибирского железнодорожного пути. С этого места в устье речки Каменки начинался город. Для строительства железнодорожного моста к устью Каменки 30 апреля 1893 года прибыл первый отряд мостостроителей - квалифицированных рабочих, инженеров и техников.

     В мае 1893 года в "узле" пересечения Великого Сибирского железнодорожного пути и реки Обь, в месте строительства моста, возник поселок строителей. Поселок получил название Александровский, а после смены царствующего монарха был переименован в поселок Новониколаевский, на основе которого и зародился город Новониколаевск.

     Закладку  железнодорожного моста через реку Обь считают датой основания  Новосибирска.

     Традиционно история городов рассматривалась  через призму приобретения или изменения  их функций, сопровождавшихся изменением численности населения и развитием инфраструктуры (жилье, соцкультбыт, коммуникации).

     Цель реферативной работы - проследить историю развития города Новосибирска, и определить какой вклад в его развитие внесли такие великие личности как Н.Г.Гарин-Михайловский, Н. А. Белелюбский, Г. М. Будагов, Н. П. Меженинов, Н. М. Тихомиров, и др. основатели города Новосибирска.  
1. отцы - основатели города Новосибирска
 

     Н.Г. Гарин-Михайловский спас еще не рожденный  Новосибирск, отстоял его право  на рождение1. Он официально признан основателем Новосибирска. Еще в 60-е годы на собрании общественности Новосибирска была принята резолюция, где Н.Г. Гарин-Михайловский был назван основателем города. А лет пять тому назад постоянная комиссия по культуре Новосибирского городского Совета народных депутатов ходатайствовала перед горисполкомом об установлении в Новосибирске памятника основателю города. И исполком горсовета это предложение утвердил. ...

     Н.Г. Гарин-Михайловский до своих изысканий на Оби никогда не бывал в Сибири, она для него была чистым листом. Он поехал в неведомую ему местность с единственной инженерной целью ... найти у природы наилучший вариант. Он добросовестно проверил на местности предыдущие проекты... И он - он первый - определил, стоя на берегу Оби в виду села Кривощеково: Здесь будет город заложен. Вряд ли он, конечно, вспомнил тогда эти пушкинские слова, но он первый указал место, где предстояло вырасти Новосибирску.

     Н.Г. Гарин-Михайловский проводил изыскания  железных дорог в Бессарабии, на Кавказе, в Самарской, Казанской, Костромской губерниях, на Урале и в Крыму. Но определение мостового перехода через Обь у села Большое Кривощеково стало высшим взлетом его инженерной деятельности по неопровержимой оптимальности расчетов и - по историческому результату.

     Вряд  ли Михайловский... предвидел, что... точка  въяве реализуется в один из самых  уникальных городов XX века... Весь талант, весь накопленный опыт сошлись в  этой точке и дали наиболее эффективный  результат.

     ...Инженер  Михайловский определил такую точку на карте южной Сибири, где неминуемо должен был возрасти мощный центр цивилизации. ...Есть в Сибири степные города - Омск, Барабинск, есть таежные города - Томск, Красноярск2. И только единственно Новосибирск стоит на границе двух стихий, стянул к себе воедино тайгу и степь.

     Построенный в небывало короткий срок, менее чем за четыре года, мост был сдан в эксплуатацию 5 апреля 1897 года. В его создании приняли участие Николай Апполонович Белелюбский, Григорий Моисеевич Будагов, Николай Павлович Меженинов, Николай Михайлович Тихомиров, Владимир Александрович Линк, Виктор Степанович Королев, Эрнест Андреевич Бабиенский, Александр Станиславович Конопчинский, Кранит Егорович Трубин и много других, имена которых еще предстоит выявить историкам.

     Александр Петрович Карпинский в 1891-1892 годах сыграл большую роль в реализации проекта Н.Г.Гарина-Михайловского. Поэтому и его можно считать одним из основателей нашего города. Вот почему его имя носят улицы в Кировском районе.

       Первоначально Транссибирская магистраль должна была пересечь Обь в районе старинного села Колывань. Но по настоянию начальника изыскательской партии инженера и писателя Н.Г. Гарина - Михайловского, было решено построить мост у села Кривощеково. А.П.Карпинский вместе с Гариным-Михайловским отстаивал вариант проекта пересечения реки Оби железной дорогой у села Кривощекова.

     Позднее Н.Г. Гарин-Михайловский писал: "Изменение первоначального проекта - моя заслуга, и я с удовольствием смотрю, что в постройке намеченная мною линия не изменена". 20 июля 1893 года, в густом сосновом бору на берегу Оби состоялся молебен по случаю закладки моста, проект которого был подготовлен профессором Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбским. Строительство моста требовало множества рабочих рук. Так и возник Новониколаевский поселок, впоследствии ставший крупнейшим городом Русской Азии.

     Весной 1897 года мост через Обь был открыт для движения. К этому времени  была сооружена станция с паровозным депо и мастерскими. Вскоре большая  часть строителей разъехалась. По поселок продолжал жить своей особой жизнью, чему в немалой степени способствовало его удобное, почти идеальное географическое положение. По Оби, с Алтая и из ближайших деревень, сюда свозилось огромное количество зерна для последующей транспортировки по железной дороге.

     Григорий  Моисеевич Будагов - инженер-путеец, начальник работ по постройке  обского моста - был, как и другие «отцы-основатели» нашего города, личностью  заметной и неординарной.

     Будагов Григорий Моисеевич - главный строитель обского моста.

       Родился он в 1852 году в Петербурге. Окончил с серебряной медалью  гимназию и Петербургский институт  путей сообщения. Работал на  изысканиях железнодорожной линии  на участке Сызрань - Самара. Был  инспектором на постройке моста  через Волгу, помощником начальника строительства моста через Днестр, начальником участка на строительстве железной дороги Уфа - Златоуст. Здесь, кстати, он подружился с Н. Г. Гариным-Михайловским. Отсюда Г.М.Будагов был направлен на берега Оби. Так что к постройке обского моста он приступил уже опытным инженером.

     Строился  же мост через Обь по проекту знаменитого  русского инженера-мостовика, выдающегося  ученого в области строительной механики и мостостроения Николая  Апполоновича Белелюбского.

     Лично Н.А.Белелюбским и под его руководством разработано более сотни проектов больших мостов, общая длина которых составляет почти два десятка километров3. Это мосты практически через все крупные реки Российской империи. Кстати говоря, по проектам Н.А.Белелюбского построены и все крупнейшие мосты Западно-Сибирской железной дороги, в частности, через Обь, Иртыш, Ишим, Томь.

     Николай Апполонович обладал чувством нового и всегда старался воплотить в  жизнь самые прогрессивные и  новые идеи. Поэтому все сооружения Н.А.Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью и высокой надежностью. Он и студентов призывал: «Стройте рачительно, бережно, экономично, прочно. И ново. Это дело на века». Деятельность Н.А.Белелюбского была вообще чрезвычайно широка и многогранна. Современники даже говорили, что он не человек, а целое министерство, а то и два.

     Умер  Н.А.Белелюбский 4 августа 1922 года в  Ленинграде. И одним из памятников ему стал сооруженный по его проекту  мост через Обь, отличавшийся оригинальностью, как один из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. В проекте Обского моста Н.А.Белелюбский применил и другие смелые технические решения, которые позволили этому грандиозному сооружению верой и правдой служить без всякой передышки почти сто лет.  

 

2. зодчество новониколаевска

 

     В начале 90-х годов позапрошлого века наследник престола Николай II, проезжая по территории Сибири, был неприятно поражен малой численностью церквей и школ. Обеспокоенный низким уровнем духовности и нравственности людей, населяющих эти суровые края в районах прохождения Транссибирской магистрали, царь учредил строительство почти трех десятков церквей, а при них - церковных школ. С этой благородной целью был даже основан фонд имени императора Александра III.

     Немногочисленное  население поселка строителей, возникшего у места пересечения Оби с  железной дорогой, охотно откликнулось, а когда выделенных из государственной  казны средств на строительство  храма не хватило, деньги стали жертвовать сами жители - служащие железной дороги, купцы, простой трудовой люд.4

     Место для постройки выбрали на пригорке с тем расчетом, чтобы храм был  хорошо виден из окон проезжающих  поездов и с палуб подплывающих к пристани пароходов. Заложили храм у начала главного проспекта Николаевского (ныне Красный проспект), чтобы он служил своеобразными воротами, и каждый въезжающий по проспекту в город снимал бы перед ним шапку и крестился...

     Известно, что первое каменное культовое здание Ново-Николаевска5 строилось по проекту придворного архитектора Н.Соловьева, внутренние росписи делали художники иконописной мастерской И.А.Панкрышева с сыновьями. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое оснащение. Ризницу украшали парчовые облачения для священнослужителей, а также образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Федоровной. Массивное здание храма казалось легким, изящным, словно устремленным в небеса - настолько продумана в нем каждая деталь конструкции. Построили это каменное чудо наши прадеды, отпечатки их загрубелых натруженных пальцев остались на швах кирпичной кладки. Но кто руководил строительством? Долгое время ответ на этот вопрос оставался под покровом тайны. Личность, в конце концов была установлена, даже отыскались дальние родственники покойного. Вот тогда и прозвучало имя - Николай Михайлович Тихомиров.

     Именно  его, инженера-путейца, благодарные жители Новониколаевска решили похоронить в месте общей гордости и почитания - у стен собора Александра Невского, строительством которого он руководил и откуда открывался прекрасный вид на Обь и железнодорожный мост. Надо отметить, что работы по возведению храма также завершены под руководством Н.М.Тихомирова, принявшего дела от уехавшего в Томск Г.М.Будагова: из рук в руки передавалось дело эстафетой замыслов и великого труда. Все, что делалось им, делалось на совесть, с любовью - будь то мост, собор или общественные дела, в которых Н.М.Тихомиров, как и все представители немногочисленной первой интеллигенции Новониколаевска, активно участвовал. За проведение первой всеобщей переписи 1897 года он награжден «темно-бронзовой медалью для ношения на груди на ленте из государственных цветов». Организацией первого в Ново-Николаевске добровольного пожарного общества тоже обязаны ему. Составление прошений губернатору, строительство каланчи с памятной надписью «Один - за всех, все - за одного» - все это также под его руководством. И даже пожарный обоз долгое время находился на «Тихомировской ограде». 8 февраля 1899 года общее собрание Новониколаевского пожарного общества единогласно избрало Тихомирова своим почетным членом. Что и говорить, дело борьбы с огнем имело значимость огромную, пожары являлись для почти сплошь деревянных построек Новониколаевска настоящим бедствием.

     Но  делом жизни, захватившим Николая Михайловича всего без остатка, стало возведение собора в честь святого благоверного князя Александра Невского.

     Истинный  вклад Николая Михайловича Тихомирова в историю нашего города, вообще говоря, не имеет цены6. Этот человек оставил и современникам своим, и нам, потомкам, нечто большее, чем просто культовое сооружение. Он вместе с другими известными и безымянными строителями в наследство всем оставил самое главное - надежду. И еще веру в то, что храм, пройдя сквозь череду тяжких испытаний, больше никогда не будет использоваться ни под склад, ни под киностудию или больницу, а будет всецело служить великому делу спасения людских душ, мятущихся в неразберихе будней.

     В 1909-1912 гг. Ново-Николаевск обогатился 13 учебными каменными зданиями, построенными по проектам А.Д. Крячкова.

     В 1912-1914 гг. по проекту А.Д. Крячкова строится здание Коммерческого собрания (Делового  клуба). Оно предназначалось для  деловых и неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной  части городской буржуазии.

Информация о работе Основатели новосибирска