Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:01, биография
Осип Эмильевич Мандельштам – поэт, прозаик, критик, переводчик, - творческий вклад которого в развитие русской литературы требует внимательного историко-литературного анализа.
Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.
Осип Эмильевич Мандельштам – поэт, прозаик, критик, переводчик, - творческий вклад которого в развитие русской литературы требует внимательного историко-литературного анализа.
Осип Мандельштам
родился в 1891 году в еврейской
семье. От матери Мандельштам
унаследовал, наряду с
Мандельштам вспоминает: “Что хотела сказать семья? Я не знаю. Она была косноязычна от рождения - а между тем у нее было что сказать. Надо мной и над многими современниками тяготеет косноязычие рождения. Мы учились не говорить, а лепетать - и, лишь прислушиваясь к нарастающему шуму века и выбеленные пеной его гребня, мы обрели язык.”.
Мандельштам,
будучи евреем, избирает быть
русским поэтом - не просто “русскоязычным”,
а именно русским. И это
Все творчество Мандельштама можно разбить на шесть периодов:
1908 – 1911 –
это «годы ученья» за границей
и потом в Петербурге, стихи
в традициях символизма;
1912 – 1915 - Петербург, акмеизм, «вещественные» стихи, работа над «Камнем»;
1916 – 1920 - революция и гражданская война, скитания, перерастание акмеизма, выработка индивидуальной манеры;
1921 – 1925 - промежуточный период, постепенный отход от стихотворства;
1926 – 1929 - мертвая стихотворческая пауза, переводы;
1930 – 1934 - поездка в Армению, возвращение к поэзии, «московские стихи»;
1935 – 1937 - последние, «воронежские» стихи.
Первый, наиболее
ранний, этап творческой эволюции
Мандельштама связан с его
«учебой» у символистов, с
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучал себя по чужому подобью.
В раннем
стихотворении «Воздух
Я участвую в сумрачной жизни,
Где один к одному одинок!
Это осознание
социального одиночества
Недоволен стою и тих
Я – создатель миров моих…
(«Истончается тонкий тлен…»)
Мандельштам – искренний лирик и искусный мастер - находит здесь чрезвычайно точные слова, определяющие его состояние: да, он и недоволен, но и тих, смиренен и смирен, его воображение рисует ему некий иллюзорный, сфантазированный мир покоя и примирения. Но реальный мир бередит его душу, ранит сердце, тревожит ум и чувства. И отсюда в его стихах столь широко «разлившиеся» по их строкам мотивы недовольства действительностью и собой.
В этом
«отрицании жизни», в этом «самоуничижении»
и «самобичевании» есть у
В таких
строках, как:
Немного красного вина,
Немного солнечного мая, -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна, -
(«Невыразимая печаль…»)
Мандельштам необычайно близок к М.Кузмину, к красочности и конкретности деталей в его стихах.
Было время, - годы 1912-1916, - когда Мандельштама воспринимали как «правоверного» акмеиста. Поэт в ту пору сам содействовал такому восприятию его литературной позиции и творчества, вел себя как дисциплинированный член объединения. Но на самом деле он разделял далеко не все принципы, заявленные акмеистами в их декорациях. Весьма отчетливо можно увидеть различия между ним и таким поэтом акмеизма, каким был Н.Гумилев, сопоставив творчество обоих поэтов. Мандельштаму были чужды подчеркнутый аристократизм Гумилева, его антигуманистические идеи, холодность, бездушный рационализм ряда его произведений. Не только политически – в отношении к войне, революции – Мандельштам разошелся с Гумилевым, но и творчески. Как известно, Гумилев, претендовавший на преодоление символизма, его философии и поэтики, капитулировал перед ним, вернулся к символическому мистицизму и социальному пессимизму. Развитие Мандельштама было иным, противоположным: религиозность и мистика никогда не были ему свойственны, путь его эволюции был путем преодоления пессимистического мироотношения.
Литературные
источники поэзии Мандельштама
коренятся в русской поэзии XIX
века, у Пушкина, Батюшкова,
Культ Пушкина
начинается в творчестве
Летит в туман
моторов вереница,
Самолюбивый,
скромный пешеход,
Чудак Евгений,
бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
(«Петербургские строфы»)
Тютчев также
один из любимых русских
Поэт, влюбленный
в отечественную историю и
в родной русский язык, Осип
Мандельштам, подобно своим
В 1915 и
в 1916 годах в поэзии Осипа
Мандельштама появились
Так еще
в канун революции в
Исторический
опыт военных лет, воспринятый
отзывчивым сердцем поэта,
«Октябрьская
революция не могла не
Все написанное
поэтом в этих строках было
сказано с полной, с предельной
искренностью. Мандельштам действительно
тяготился «биографией» - традициями
семейной среды, которые были
ему чужды. Революция помогла
рубить путы, сковывающие его
духовные порывы. В отказе от
ощущения личной значимости
Такого рода
настроения выразились на
Книга «Tristia»
представляет по сравнению с
книгой «Камень» принципиально
новый этап эстетического
Стихотворения,
вошедшие в сборник «Tristia»,
подчеркнуто классицистичны, иные
из них даже своими размерами,
своей поэтической «поступью»: «Золотистого
меда струя из бутылки текла…»,
В «Камне»
человек нередко представал
Пусть имена цветущих городов
Ласкают слух значительностью бренной.