Оренбург во время восстания Е. И. Пугачёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Роль г. Оренбурга во время Крестьянской войны.
Объект исследования: восстание Емельяна Пугачева.
Хронологические рамки: Первый период (сентябрь 1773-март 1774). Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнившись и захватив ряд небольших крепостей, подошел к Оренбургу. Сходу взять город не удалось и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Е. И. Пугачёв. Предпосылки восстания……………………………....7
1.1. Личность Е. И. Пугачёва...............................................................................7
1.2. Предпосылки восстания……………………………………………………9
Глава II. Крестьянская война…………………………………………………..18
1.1. Крестьянская война сентябрь 1773- январь 1775 гг.………………….....18
1.2. Оренбург во время Крестьянской войны…………………………………25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     По  своим размерам Оренбург эпохи восстания  Пугачева был во много раз меньше теперешнего г. Оренбурга. Вся его  площадь размещалась в центральной  части г. Оренбурга, примыкающей  к р. Уралу, и составляла в длину 677 сажен (примерно 3300 метров) и в ширину 570 сажен (примерно 1150 метров).

     Будучи  главной крепостью на юго-востоке  России, Оренбург имел более солидные укрепления, чем остальные крепости по р. Яику. Город опоясывал высокий  земляной вал в форме овала, укрепленный 10 бастионами и 2 полубастионами. Высота вала достигала 4 метров и выше, а ширина — 13 метров. Общая протяженность вала с его внешней стороны составляла 5 верст. Местами вал был облицован плитами красного песчаника. С наружной стороны вала шел ров глубиной около 4 метров и шириною в 10 метров.

     Город имел четверо ворот: Сакмарские (там, где Советская улица примыкает  к площади Дома Советов), Орские (при  пересечении Пушкинской улицы со Студенческой)., Самарские, или Чернореченские (при пересечении улиц Пушкинской и Бурзянцева), и Яицкие, или Водяные (при пересечении улиц М. Горького и Бурзянцева).19

     Академик  Фальк, посетивший Оренбург в 1771 году, сообщает, что улицы города немощеные  и весной по ним «великая грязь», а летом «сильная пыль».

     За  исключением нескольких церквей, дома губернатора, здания губернской канцелярии, гостиного двора и некоторых  других зданий постройки города были деревянными.

     Среди городских зданий выделялся гостиный двор — городской базар, обнесенный массивной кирпичной стеной. По своему наружному виду он напоминал скорее крепость, чем место торговли.

     С восточной стороны к городу примыкал поселок оренбургских казаков —  Форштадт. Дома казаков начинались под самыми стенами крепости. На круче высокого берега старицы Урала стояла казачья церковь. Кроме Форштадта, город не имел других предместий. За городскими стенами расстилались бескрайние степи. Академик Фальк указывает, что в г. Оренбурге в 1770 году насчитывалось 1533 обывательских дома. Для торговых целей в нескольких верстах от Оренбурга был выстроен обширный меновой двор. Таков был внешний облик Оренбурга в эпоху крестьянской войны 1773–1775 годов.20

     28 сентября Рейнсдорп созвал военный  совет, где выяснилось, что город  в состоянии выставить около  3000 человек, из них около 1500 солдат. Крепость имела около  ста пушек. С подходом повстанческих  сил к Оренбургу крепость стали  готовить к обороне: перевели  жителей Форштадта казаков в крепость, очистили ров от глины и песка, поправили валы, обнесли крепость рогатками и заготовили навоз для заваливания городских ворот. На валу крепости уже 2 октября стояло 70 пушек. 4 октября гарнизон крепости пополнился отрядом в 626 человек с 4 пушками, прибывшими из Яицкого городка по вызову Рейнсдорпа.

     Крепость  и население города не имели достаточных  запасов продовольствия. Время для  его заготовки было упущено.

     Таково  было военное состояние Оренбурга  в момент подхода Пугачева под стены города.21

     Около полудня 5 октября 1773 года основные силы повстанческой армии показались в виду Оренбурга и стали огибать  город с северо-восточной стороны, выходя к Форштадту. В городе ударили  тревогу.

     Небольшие группы удалых наездников близко подъезжали к. городу, предлагая жителям подчиниться государю Петру III и сдать город без боя. Яицкий казак Иван Солодовников подскакал к валу крепости и, ловко нагнувшись с седла, воткнул в землю колышек с прищемленным листом бумаги. Это был указ Пугачева, обращенный к гарнизону Оренбурга. Пугачев призывал солдат сложить оружие и перейти на сторону восстания. С крепостных валов загремели пушки. Повстанцы обошли опустевший, частично разрушенный Форштадт и, спустившись с высокого берега в долину Урала, разбили временный лагерь, около озера Коровье стойло, в 5 верстах от Оренбурга.22

     Дым и пламя поднялись над городом. Это горел Форштадт, подожженный  по приказу Рейнсдорпа. От пожара уцелела  лишь казачья церковь на берегу Урала. Во время штурмов Оренбурга повстанцы использовали ее как место для батареи: пушки были установлены на паперти и колокольне. С колокольни повстанцы стреляли и из ружей.

     Подходом  повстанцев под Оренбург закончился первый, начальный этап крестьянского  восстания и начался следующий  этап — период осады Оренбурга и перерастания местного по характеру восстания в народную войну.

     6 октября Рейнсдорп сделал попытку  атаковать Пугачева. Из Оренбурга выступил отряд в 1500 человек под командованием майора Наумова. Несмотря на поддержку артиллерии, победа оказалась на стороне восставших. По словам майора Наумова, он увидел «в подчиненных своих робость и страх». Казаки и солдаты отряда действовали с большой неохотой. После двухчасовой безрезультатной перестрелки отряд вошел обратно в город.

     7 октября Рейнсдорп созвал военный совет. На нем решался вопрос, какой тактики придерживаться в борьбе с повстанцами: действовать против них «оборонительно» или «наступательно». Большинство членов военного совета высказались за «оборонительную» тактику. Оренбургские военные власти боялись перехода войск гарнизона на сторону Пугачева. Они считали, что лучше отсидеться за стенами крепости под прикрытием крепостной артиллерии.

     Так началась осада Оренбурга, продолжавшаяся целых полгода, до конца марта 1774 года. Гарнизон крепости во время своих вылазок не мог разбить крестьянские войска. Штурмы восставших отражались артиллерией города, но в открытом бою успех всегда оставался на стороне крестьянской армии.

     12 октября утром войска под командованием  Наумова вышли из города и  вступили в ожесточенное сражение с повстанцами. Пугачев, заранее узнав о готовящейся вылазке, выбрал удобную позицию. «Сражение, — отмечал современник, — было сильнее прежнего, и одна наша артиллерия сделала около пятисот выстрелов, но злодеи стреляли из пушек своих гораздо более, действовали... с большею прежнего дерзостию». Бой продолжался около четырех часов. Начался дождь со снегом. Опасаясь окружения, корпус Наумова возвратился в город, понеся потери в 123 человека.

     18 октября повстанческая армия  покинула свой первоначальный лагерь на казачьих лугах у озера «Коровье стойло» восточнее Оренбурга и перешла к горе Маяк, а затем, в связи с ранними холодами, — в Бердскую слободу, находившуюся в семи верстах от города и насчитывавшую около двухсот дворов.

     22 октября Пугачев со всеми силами (около 2000 человек) снова подступил к Оренбургу, устроил под увалом батареи и начал беспрерывную канонаду. С городской стены тоже полетели снаряды. Эта сильнейшая артиллерийская перестрелка продолжалась более 6 часов. Оренбуржец Иван Осипов вспоминал, что в этот день люди «от ядер и необыкновенного страха почти не находили места в домах своих». Однако и это очень сильное «на город устремление» не привело к взятию Оренбурга, и повстанцы отступили в Берду. В доме бердинского казака Константина Ситникова была устроена «золотая палата» (обитая внутри золотистой фольгой — «шумихой»), где жил Пугачев. В начале ноября в Бердах образовалась Военная коллегия — штаб восстания.

     Нанося  удары по Оренбургу, повстанцы одновременно стремились расширить территорию своих действий. Пугачев направил сподвижников в разные концы края для набора новых бойцов, пополнения артиллерии, боеприпасов, провианта, денег. Вверх по Яику направился отряд М. Г. Шигаева, по Самаре — отряд Д. С. Лысова, на горные заводы Южного Урала был послан А. Т. Соколов - Хлопуша. Пугачевцы заняли Нежинский и Вязовский редуты, Красногорскую крепость. Крестьянская армия непрерывно пополнялась новыми отрядами крестьян, казаков, заводских работных людей, башкир, татар, калмыков. По свидетельству участника восстания, члена Военной коллегии, казака И. Творогова, народ «с радостью со всех сторон стекался... и в короткое время одних башкирцев пришло к нам тысячи с две, а крестьян — великое множество».

     Полной  неудачей кончилась попытка Рейнсдорпа разбить повстанческую армию и занять Бердскую слободу. 13 января 1774 года оренбургский гарнизон потерпел полное поражение. Повстанцы наголову разбили правительственные войска, отступившие в панике под прикрытие крепостной артиллерии. Войска потеряли 13 орудий, 281 человека убитыми и 123 человека ранеными.

     После этого сражения оренбургский гарнизон не сделал ни одной серьезной попытки  разбить повстанческую армию. Рейнсдорп  ограничивался одной пассивной  обороной. С другой стороны, укрепления города, значительная артиллерия с достаточным запасом военных припасов, а также слабое вооружение повстанцев, отсутствие у них крепостной артиллерии и необходимых военных знаний для ведения осады крепости препятствовали захвату Оренбурга повстанцами.23

     Между тем запасов провианта в городе было мало. Пугачев, знал это и решил взять город измором.

     Уже в январе в Оренбурге чувствовался острый недостаток продуктов; не было также фуража для казачьих и артиллерийских лошадей. Цены на, продукты поднялись  во много раз. Город находился на грани сдачи. Лишь подоспевшие правительственные части предотвратили захват Оренбурга крестьянскими, войсками. Большой отряд под командованием генерал-майора В. А. Кара двигался со стороны Бугульмы. 9 ноября 1773 г. у деревни Юзеево (ныне в Шарлыкском районе) Кар был разбит повстанцами во главе с Овчинниковым и Зарубиным-Чикой.  13 ноября у горы Маяк была одержана еще одна победа. Окружен и взят в плен отряд (1200 человек, 15 орудий и большой обоз) полковника П. М. Чернышева. Солдаты перешли на сторону повстанцев, а Чернышева и офицеров казнили.

     Однако  отряду правительственных войск  под командованием бригадира  А. И. Корфа, двигавшемуся из Верхнеозерной  крепости, в это же время удалось  вступить в Оренбург для подкрепления осажденного гарнизона (2400 человек, 22 орудия). На следующий день Рейнсдорп двинул этот отряд против повстанцев, но встреченный огнем артиллерии, он спешно вернулся в крепость.

     Осада Оренбурга продолжалась почти полгода  — с 5 октября 1773 г. по 23 марта 1774 г.24

     После поражения восставших в Оренбурге и во многих селениях краю учинили жестокую расправу с пленными повстанцами. Для устрашения народа в деревнях и казачьих станицах были установлены «виселицы, колеса и глаголи». В июне 1774 г. в Оренбурге был казнен сподвижник Пугачева А. Соколов-Хлопуша.

     Таким образом город накануне осады эта особая страница истории Оренбурга. Город оказался в центре событий первого и самого длительного периода, продолжавшегося более шести месяцев, и причем не случайно. В представлении восставшего народа Оренбург олицетворял режим военно-феодального гнета, произвола военных и гражданских властей. С самого начала восстания главной целью повстанцев было взятие Оренбурга. Но осада Оренбурга Пугачёвым была большой ошибкой, грубым просчётом. Даже сама Екатерина II в декабре 1773 г. писала: «...Можно почесть за счастье, что сии канальи привязались целые два месяца к Оренбургу и далее куда пошли».

     Наверное, иначе Пугачев поступить не мог, к стремлению взять Оренбург вела сама логика стихийно развивавшихся  событий крестьянской войны, локальность устремлений и действий повстанцев, состоявших в основном из жителей Оренбургской губернии. 
 
 
 

               Заключение

     Крестьянская  война под руководством Емельяна Пугачева окончилась поражением восставших. Однако это не умаляет огромного прогрессивного значения восстания. Крестьянская война 1773–1775 годов нанесла серьезный удар по феодально-крепостническому строю, она подрывала его основы.

     Крестьянские  войны в России создали  и  развивали  традиции  борьбы  с бесправием и угнетением. Они сыграли свою роль и с истории  политического  и социального развития России.

     Обычно, оценивая эти  события,  историки  отмечают,  что  крестьянские войны  нанесли  удар  крепостническому  строю  и  ускорили  торжество   новых капиталистических отношений. При этом  часто забывается,  что охватывавшие громадные просторы России войны приводили к уничтожению масс  населения (и множества крестьян, значительного числа дворян), расстраивали  хозяйственную жизнь во многих регионах и тяжело отражались  на  развитии  производительных сил.

     Насилие и жестокости, в полной  мере  проявленные  противоборствующими  сторонами,  не  могли  решить  ни  одну  из  назревших  проблем   социально- экономического развития. Вся  история крестьянских войн и  их  последствий  - ярчайшее подтверждение гениальной оценки  Пушкина:  «Состояние  всего  края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский  бунт  - бессмысленный  и  беспощадный.  Те,  которые  замышляют  у  нас  невозможные перевороты, или молоды  и  не  знают  нашего  народа,  или  уж  люди  жесто - косердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Информация о работе Оренбург во время восстания Е. И. Пугачёва