Оренбург во время восстания Е. И. Пугачёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: Роль г. Оренбурга во время Крестьянской войны.
Объект исследования: восстание Емельяна Пугачева.
Хронологические рамки: Первый период (сентябрь 1773-март 1774). Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнившись и захватив ряд небольших крепостей, подошел к Оренбургу. Сходу взять город не удалось и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Е. И. Пугачёв. Предпосылки восстания……………………………....7
1.1. Личность Е. И. Пугачёва...............................................................................7
1.2. Предпосылки восстания……………………………………………………9
Глава II. Крестьянская война…………………………………………………..18
1.1. Крестьянская война сентябрь 1773- январь 1775 гг.………………….....18
1.2. Оренбург во время Крестьянской войны…………………………………25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников и литературы…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

      Благодаря тому, что население было еще негусто, возрастает спрос на рабочую силу. Заводчики добивались в 1784 году инструкции правительства, по которой владельцам заводов предоставлялось право прикреплять и использовать на заводах от 100 до 150 дворов государственных крестьян. Прикрепленные к заводам крестьяне за работу на заводе не оплачивались. Так как население края было очень редкое, прикрепляли к заводу крестьян из сел, расположенных на большом расстоянии. Такой вид барщины становился еще более тяжелым, так как крестьяне почти целый год были оторваны от сел и не имели возможности работать в своем хозяйстве.

      Заводчики всеми силами и средствами добивались того, чтобы совершенно ликвидировать  хозяйство крестьян, оторвать их от земли и полностью забрать  в свои руки.

      Нет возможности передать все те приемы и методы, которыми пользовались заводчики в своем стремлении разорить крестьян, лишить их экономической базы. Они посылали специальные отряды, которые врывались в села в самый разгар полевых работ, во время весеннего сева, уборки урожая и т.д., хватали крестьян, пороли их, отрывали от работы и под конвоем доставляли на завод. Оставались невспаханными полосы, неубранные урожаи. Крестьяне жаловались местному начальству, доходили до самой столицы, но их в лучшем случае не принимали, а иногда даже, не разбирая дела, называли бунтовщиками и сажали в тюрьму.

      Приказчики  на заводах усиленно наблюдали за тем, чтобы не было «дармоедов», т.е. чтобы работали не только мужчины, но и женщины и дети. В результате этой эксплуатации, скученности, плохого  питания и истощения сил развивались заразные болезни, повышалась смертность.

      Крестьяне неоднократно бунтовали против приписки к заводам, но эти восстания носили чисто местный характер, возникали стихийно и жестоко подавлялись военными отрядами.

      На  заводах работали не только крестьяне, здесь сосредоточивалось большинство беглого люда. Среди них были крепостные крестьяне, различные преступники, старообрядцы и т.д. Пока не было указа о борьбе с беглыми и возвращении их по месту жительства, они жили относительно свободно, но после указа их начинают преследовать отряды солдат. Куда бы беглый ни явился, везде у него спрашивали «вид», а так как «вида» но было, то беглого немедленно забирали и отправляли на родину, чтобы произвести там с ним расправу.

      Зная  в бесправии беглых, заводчики безвозбранно принимали их на работу, и вскоре заводы превращались в место сосредоточения беглых. Берг-коллегия, в ведении которой находились заводы, старалась не замечать нарушений указа о поимке и высылке всех беглых, а войска оренбургского губернатора не имели права производить на заводах облавы.

      Пользуясь бесправием и безвыходным положением беглых, заводчики ставили, их в положение  рабов, и малейшее недовольство, протест  беглых вызывали репрессии: беглых немедленно хватали, выдавали в руки солдат, немилосердно пороли и затем отправляли на каторжные работы.6

      Не  лучше было положение и крепостных крестьян. В 1762 году на престол вступила Екатерина II, жена Петра III, содействовавшая  убийству мужа. Будучи ставленницей дворян, Екатерина II ознаменовала свое царствование окончательным закабалением крестьян, предоставив дворянам право распоряжаться крестьянами по их усмотрению. В 1767 году она издала указ, запрещавший крестьянам жаловаться на своих помещиков; виновные в нарушении этого указа подвергались ссылке на каторжные работы.

      С ростом внешней торговли на рынках появлялись привозные товары: красивые тонкие ткани, высокосортные вина, ювелирные изделия, различные предметы роскоши и безделушки; приобрести их можно было только за деньги. Но чтобы иметь деньги, помещики должны были что-то продавать. На рынок они могли выбросить только продукцию сельского хозяйства, поэтому помещики увеличивали площадь посевов, что новой тяжестью ложился на крестьян. При Екатерине барщина возрасла до 4-х дней, а в отдельных местностях, в частности в Оренбургском крае, доходила до 6-ти дней в неделю. Для работы в своем хозяйстве крестьянам оставались только ночи и воскресные и другие праздничные дни. Одним из видов ведения помещичьего хозяйства было плантационное хозяйство, когда крепостные крестьяне все время работали на барина и получали за это для пропитания хлеб. Крестьяне были на положении рабов, они были собственностью своих господ и находились от них в зависимости.

      Указ  Екатерины II о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков дал толчок для разгула страстей разнузданного русского барина. Если Салтычиха, жившая в центре России, собственноручно замучила до сотни человек, то что же делали помещики, жившие на окраинах? Крестьян продавали оптом и в розницу, помещики обесчещивали девушек, женщин, насиловали несовершеннолетних, издевались над беременными. В день свадьбы они похищали невест и, опозорив, возвращали женихам. Крестьян проигрывали в карты, меняли на собак, за малейшую провинность жестоко избивали плетьми, кнутами, розгами.

      Крестьяне, несмотря на указ, пытались жаловаться оренбургским губернаторам. В оренбургском областном архиве сохранилось несколько  десятков «дел» об изнасиловании  несовершеннолетних, об издевательстве над беременными, о засеченных розгами  крестьянах и т.д., но большинство из них оставлены без последствия.7

      Существующим  положением вещей были недовольны не только различные народы, населяющие край, горнозаводские рабочие и крестьяне, но и среди казачества зрело глухое недовольство, так как постепенно отменялись их прежние привилегии и льготы.

      Одним из основных источников доходов казачества была рыбная ловля. Рыбу казаки использовали не только для своего питания, но ее вывозили и на рынок. В рыбных промыслах  огромное значение имела соль, и  указ от 1754 г. о соляной монополии нанес огромный удар хозяйству казаков. До указа казаки пользовались солью бесплатно, добывая ее в неограниченном количестве из соляных озер. Казаки остались недовольны монополией и взимание денег за соль считали прямым посягательством на их права и собственность. В казачьей среде росло классовое расслоение. Старшинская верхушка во главе с атаманами забирает власть в свои руки и использует свое положение для личного обогащения. Атаманы берут на откуп соляные промыслы и ставят в зависимость все казачество. За соль, помимо денежной платы, атаманы взимают в свою пользу десятую рыбину из каждого улова. Но этого мало. Яицкие казаки за свою службу получали от казны небольшое жалованье, атаманы начали удерживать его, якобы как плату за право ловить на Яике рыбу. Впоследствии этого жалованья не хватало, и атаманы вводили дополнительный налог. Все это вызывало недовольство, которое в 1763 г. вылилось в восстание рядовых казаков против старшинской верхушки.

      Следственные  комиссии, присылаемые в Яицкий городок, хотя и смещали атаманов, но, будучи сторонниками кулацкой правящей части, выдвигали новых атаманов из ее среды, поэтому положение не улучшалось.

      Но  вот в 1766 году был издан указ, который  вызвал недовольство со стороны богатеев. До указа для отбытия военной службы яицкие казаки имели право нанимать вместо себя других. Средствами для найма на службу располагали богачи, и указ этот, запрещавший наем, был ими встречен враждебно, так как им снова приходилось служить в армии. Указом осталась недовольна и часть казачьей голытьбы, которая в силу своей материальной необеспеченности вынуждена была за деньги заменять сынов богатых казаков на военной службе.

      Одновременно  с этим росли наряды на службу, казаков сотнями отнимали от дома и отправляли в различные места. С отрывом мужчин от дома, хозяйства начинали хиреть и приходят в упадок. Негодуя на все усиливающиеся тяготы, яицкие казаки, тайком от своего начальства, отправили к царице своих ходоков с челобитной, но ходоки были приняты как бунтовщики и подверглись телесному наказанию плетьми. Этот случай дал понять казакам, что надеяться на помощь сверху нечего, а нужно искать правду самим.8

      В 1771 году среди яицких казаков вспыхнуло  новое восстание, для подавления его были высланы войска. Ближайшими причинами восстания были следующие события. В 1771 году с Поволжья к границам Китая ушли калмыки. Желая задержать их, оренбургский губернатор потребовал, чтобы яицкие казаки выступили в погоню. В ответ казаки заявили, что до тех пор не выполнят требования губернатора, пока не будут восстановлены отнятые привилегии и вольности. Казаки требовали возвращения права выбирать атаманов и других военных начальников, требовали выплаты задержанного жалованья и др. В Яицкий городок из Оренбурга был послан отряд солдат под руководством Траунбенберга для выяснения положения.

      Будучи  человеком властолюбивым, Траунбенберг, не вникая в суть дела, решил действовать  оружием. На Яицкий городок грянули  батареи. В ответ на это казаки бросились к оружию, напали на присланный отряд, разгромили его, изрубив в куски самого генерала Траунбенберга. Пытавшийся воспрепятствовать восстанию атаман Тамбовцев был повешен.

      Разгром отряда Траунбенберга вызвал тревогу  у губернского начальства, и оно  не замедлило отправить к Яицкому  городку свежие военные части под командой генерала Фреймана, для подавления мятежа. В бою с превосходящими силами противника казаки были разбиты. Правительство решило расправиться с казаками так, чтобы надолго было памятно казакам. Для расправы над восставшими были вызваны из разных городов специалисты-палачи, которые и проводили пытки и казни. По своей жестокости эта расправа напоминает экзекуцию Урусова. Казаков вешали, сажали на колья, выжигали на теле клеймо; многих сослали на вечную каторгу. Однако эти казни еще более возбудили казаков, и они были готовы зажечь огонь новой борьбы.9

      Не  лучше было положение и оренбургских казаков. Они никогда не имели  тех вольностей и привилегий, за которые боролись яицкие казаки. Организованное в силу указа Оренбургское казачье  войско находилось в значительно худшем положении, чем Яицкое. Оренбургские казаки жили в станицах, разбросанных на территории края; как правило, станицы застраивались около крепостей, в которых и состояли на военной службе казаки. По форме они имели выборное станичное начальство, но по существу были в подчинении у комендантов крепостей. Коменданты вначале распространяли свою власть только на мужчин, заставляли выполнять работы в личном хозяйстве, но с течением времени им кажется этого недостаточно, они начинали эксплуатировать все население станиц. Положение оренбургских казаков было во многом сходно с положением крепостных крестьян. Будучи полновластными и почти бесконтрольными, коменданты устанавливали в станицах тяжелый режим, вторгались в семейные, бытовые дела казаков. Оренбургские казаки к тому же в большинстве никакого жалованья не получали. Они также были недовольны своим положением, но, будучи разбросаны по всему краю, молчаливо сносили все притеснения, ожидали удобного случая для расправы со своими обидчиками.

      Из  всего этого видно, что все  население края, за исключением царских  чиновников, помещиков, заводчиков и  кулаков, было недовольно существующими  порядками и готово было мстить притеснителям. В народе начали появляться слухи, что  виной тяжелой жизни являются местные власти, что они творят своеволие без ведома царицы; распространяются слухи, что виновата и царица, которая все делает по воле дворян, что если был бы жив царь Петр Федорович, то жить было бы легче. За этими слухами не замедлили появиться новые, что Петр Федорович при помощи стражи спасся от смерти, что он жив и скоро кликнет клич на борьбу против чиновников и дворян.

      Оренбургская  губерния была точно на пороховой  бочке, и достаточно было найтись  смелому человеку, бросить призывной  клич, как к нему со всех сторон поднялись бы тысячи людей. И такой смелый человек нашелся в лице донского казака Емельяна Ивановича Пугачева. Он был человеком смелым, сильным, храбрым, имел ясный, пытливый ум и наблюдательность.10

     Таким образом Крестьянская война под  предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва была самой массовой крестьянской войной в России. Имелось немало причин для начала восстания, это и тяжёлые условия жизни и труда работных людей, а также приписных крестьян на заводах Урала, недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий и ещё много других. 

     Простой донской атаман Пугачёв выдает себя за, чудо спавшегося от убийц царевича Петра III, увлекает за собой сначала донских, затем уральских казаков, местное население (башкир, калмыков, татар), недовольное русским правлением, а также немало украинских крестьян, бежавших от неминуемого закрепощения. Под воздействием пугачевских воззваний к нему стекались сотни добровольцев из числа помещичьих и заводских крестьян, казаков, нерусских народностей (башкир, татар, калмыков и др.).

      В первые месяцы восстания выявились  незаурядные свойства Пугачева как  предводителя массового народного  движения: необычайная энергия, отвага, большой природный ум, познания в  военном деле. Но затем обстановка была не в пользу Пугачёва: неудачная осада Оренбурга, поражения от царских войск, рост противоречий среди восставших, вследствие чего появились предатели которые в последствии и сдали его правительству.   
 
 
 
 

           Глава II. Крестьянская война.

      1.1.Крестьянская  война сентябрь 1773- январь 1775 гг.

Информация о работе Оренбург во время восстания Е. И. Пугачёва