Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:34, реферат
Цель: рассмотреть историю происхождения и символическое значение
одеяний священнослужителей белого духовенства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проследить историю происхождения и эволюции повседневных одеяний духовенства.
2. Рассмотреть богослужебные одеяния белого духовенства и раскрыть
их символическое значение.
3. Рассказать о символическом значении священнических одежд.
4. Охарактеризовать одеяние, которое носят священники всех степеней.
5. Выявить полный состав богослужебного одеяния священников и раскрыть символическое значение каждого его элемента.
Введение …………………………………………………………….……3- 4 стр.
Глава I. История происхождения и эволюция повседневных одеяний духовенства...................................................................................................5-8 стр.
Глава II. Богослужебные одеяния белого духовенства. Их символическое
значение………………………………………………………...9-14 стр.
2.1. Символическое значение священнических одежд…………9-10 стр.
2.2. Степени священства и их одеяние……….…...…………….10-11 стр.
2.3. Полное богослужебное одеяние священников……….…...11-14 стр.
Заключение ……………………….……………………………………..…15 стр.
Список литературы ………………………………………..……………...16 стр.
2.2. Степени священства и их одеяние.
Общим одеянием для всех степеней священства является стихарь, или подризник. Это длинное одеяние в виде расширяющейся книзу рубахи, без ворота, с вырезом для головы.
У диаконов стихарь – это верхнее богослужебное одеяние, а у священников и епископов – нижнее одеяние, поверх которого надеваются прочие ризы14. Поэтому у священников и епископов он называется подризником.
Диаконский стихарь (как и стихарь клирков) имеет широкие рукава, на которые нашиты полосы, символизирующие веревки, которыми был связан Христос перед судом. (Аналогичный смысл имеет и полоса, нашитая по подолу). Нашитая на грудь полоса, поднимающаяся на плечи и спускающаяся на спину, символизирует раны Христовы. Крест, нашитый на спине, символизирует распятие. От подмышек до пояса и ниже с обеих сторон стихаря делаются разрезы, символизирующие пронзенные ребра Спасителя. Диаконский стихарь изготавливается из парчи или из других тяжелых тканей, что символизирует божественную красоту Царства Небесного15.
Стихари церковнослужителей делаются из простых тканей. Подризник священников и епископов надевается на подрясник. Подризник отличается от стихаря тем, что у него узкие рукава, на которые надеваются специальные манжеты — поручи. Имея нашитый сверху крест, поручи символизируют то, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает таинства Своей Божественной силой. Обычай носить поручи перешел от византийских царей. Когда поручи одеваются на подрясник, то они, по изъяснению святых отцов, также носят образ пут Христовых. Общий же догматический их смысл заключается в том, что они являются внешним свидетельством того, что не самому священнослужителю принадлежит сила и мудрость в совершении таинств и служб, а дается ему извне, от Бога16.
Единственными
украшениями священнического
Диакон на левом плече имеет орарь — перевязь, расшитую крестами, которая спускается почти до пола. На литургии перед принятием Святых Тайн диакон повязывает орарь на груди и спине крестообразно18. Символический спектр орари широк: он знаменует ангельские крылья, силу и крепость, отсутствие греховных желаний, готовность исполнить волю Божию, благое иго служения Христу и крестную ношу, двойственный характер служения диакона – Богу и людям19.
Таким
образом, стихарь, орарь и поручи
- облачения диакона. Другие богослужебные
ризы относятся к одеяниям иерейского
чина.
2.3. Полное богослужебное одеяние священников.
Начиная с XV века, архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем. Получалась епитрахиль - предмет одеяния священников и епископов20. Епитрахиль символизирует двойную, по сравнению с диаконом, благодать священника и архиерея, позволяющую им совершать таинства, и двойное же иго – крест, которое они должны нести всю свою жизнь. Все богослужения и требы совершаются священником и архиереем в епитрахили, которая надевается поверх рясы или, когда необходимо полное облачение, поверх подризника21.
Диаконский орарь имеет на себе, как правило, семь нашитых крестов, как знамение того, что диакон есть служитель всех семи таинств Церкви, а священник имеет право совершать шесть таинств. Таким образом, крест, который при одевании епитрахили, оказывается на шее священника, означает, что, свое священство он принял от епископа и подвластен ему, а также то, что он несет на себе иго служения Христу22. Без епитрахили священник не мог совершать богослужения.
Еще один элемент священнического облачения — это фелонь. Фелонь (в обиходе - риза) представляет собой верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов.
Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Фелонь носил Господь Иисус Христос в Своей земной жизни. Это подтверждают древние иконы, где Спаситель почти всегда изображен в плаще, надетом иногда на оба плеча, а иногда через одно плечо. Фелонь носили и апостолы, свидетельство чему есть у апостола Павла. Многие считают, что это была его богослужебная одежда. Во всяком случае, даже если Господь и апостолы употребляли фелонь только как обычную верхнюю одежду тех времен, в сознании Церкви она именно поэтому приобрела священное значение и с самой глубокой древности стала употребляться в качестве богослужебного облачения.
В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До XI-XII вв. святители не имели никаких других богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы23. Позже она стала относиться исключительно к иерейским облачениям. Изменился и её внешний вид: укоротился подол (для удобства ношения), появилось жесткое оплечье.
Символика фелоня в целом, равно как и отдельных её изображений (четыре полосы вдоль всего одеяния, крест и восьмиконечная звезда - сзади), - одна из самых ярких, по сравнению с прочими облачениями: она напоминает священнику о страданиях Христовых, чтобы указать ему на цель его служения трудности, которые его подстерегают, а также вдохновить его на этот путь. Существует также короткая, или малая, фелонь – без рукавов, с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается только один раз: при хиротесии – посвящении в чтеца (церковнослужителя)24.
Итак, епитрахиль, фелонь и поручи составляют малое священническое облачение, в котором совершаются требы и службы, кроме литургии.
Для
служения литургии священник надевает
полное облачение, основой которого
является подризник. Поверх него последовательно
одеваются епитрахиль, поручи, пояс,
набедренник, палица и фелонь.
Символический смысл пояса известен с
древних времен. Он означает силу, крепость,
власть и готовность к служению. Поэтому
в церковном сознании пояс всегда был
свидетельством духовной силы, подаваемой
Богом для борьбы с грехом и исполнения
воли Божией, а также знаком духовной высоты
и власти. Обшивка по краям пояса и крест,
расположенный в его середине, говорят
о том, что не своей силой силен священнослужитель,
а Божией, изливаемой в Церкви благодаря
крестному подвигу Иисуса Христа.
Набедренник и палица являются наградами
священнослужителей за ревностное служение
Церкви. Они символизируют Четвероевангелие,
что вполне согласуется с понятием меча
духовного, который есть слово Божие.
Итак, в совокупность полного богослужебного
облачения священника входят шесть одеяний,
в соответствии с таинствами, которые
он имеет право совершать: подризник, епитрахиль,
поручи, пояс, набедренник (в сущности
то же, что и палица), фелонь25.
Богослужебные одеяния православного духовенства прообразованы в Ветхом Завете одеяниями Аарона, которые были сделаны по повелению Божию, и предназначены только для священнослужителей, для славы и благолепия Божественных служб. В Новом Завете Господь Иисус Христос в притче о званных на царский пир, которая образно повествует о Царствии Божием, говорит о недопустимости входить в него не в брачной одежде26.
Таким
образом, общее символическое значение
церковных служебных облачений -
это выражение в видимых
Заключение.
Одеяние священнослужителей призвано выделять их из мирской среды, позволяет быть хорошо узнаваемым не только для верующих, но и для людей невоцерковленных. Это глубоко соответствует понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее, глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью.
В основных чертах канон православных богослужебных облачений сложился в VI веке и сохраняется по сей день.
Стихарь, орарь и поручи - облачения диакона. Другие богослужебные ризы относятся к одеяниям иерейского чина.
Общее
символическое значение церковных служебных
облачений - это выражение в видимых вещественных
одеждах духовных одежд праведности и
чистоты, в которые должны быть облечены
души верующих людей для участия в вечной
радости сочетавания Христа с Церковью
избранных Своих. Поскольку любое богослужение
Церкви является духовной встречей со
Христом, постольку духовенство призвано
в доступных зримых образах представить
очам и сознанию верующих те одеяния, которые
носил Господь наш Иисус Христос во время
Своей земной жизни, те, в которых Он принял
поругание, биение и распятие, и наконец
те, в которых Он пребывает в облистании
Небесной славы, и в которых видел Его
как истинного Царя Иоанн Богослов. Богослужебные
ризы в настоящее время являют собой удивительно
точное соответствие букве и смыслу Священного
Писания и свидетельствам Апокалипсиса.
Список литературы.
1. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь. / Н.С. Мовлева. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2005. VIII, 527 с.
2. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. Чины духовенства/ Г.А. Мурашев. – 3-е изд. – СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. – 349 с.
3. Чумакова Т.В. Православие. Церковная Иерархия – СПБ.: Питер. 2006. – 208 с.
4. Храм, Обряды, Богослужение. Одеяния духовенства // Научно - популярное издание, составитель А. Трапезников. М.: Вече; 2007. – 320 с.
5. Интернет. Беккалиева М. Об одеянии духовенства // Интернет http://www.svet. orthodoxy.ru/lk4200/lk409.htm
6. Интернет. Одеяния
духовенства // Интернет http://www.wco.ru/biblio/
7. Интернет. Одеяния
духовенства. Повседневные