Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:34, реферат
Цель: рассмотреть историю происхождения и символическое значение
одеяний священнослужителей белого духовенства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проследить историю происхождения и эволюции повседневных одеяний духовенства.
2. Рассмотреть богослужебные одеяния белого духовенства и раскрыть
их символическое значение.
3. Рассказать о символическом значении священнических одежд.
4. Охарактеризовать одеяние, которое носят священники всех степеней.
5. Выявить полный состав богослужебного одеяния священников и раскрыть символическое значение каждого его элемента.
Введение …………………………………………………………….……3- 4 стр.
Глава I. История происхождения и эволюция повседневных одеяний духовенства...................................................................................................5-8 стр.
Глава II. Богослужебные одеяния белого духовенства. Их символическое
значение………………………………………………………...9-14 стр.
2.1. Символическое значение священнических одежд…………9-10 стр.
2.2. Степени священства и их одеяние……….…...…………….10-11 стр.
2.3. Полное богослужебное одеяние священников……….…...11-14 стр.
Заключение ……………………….……………………………………..…15 стр.
Список литературы ………………………………………..……………...16 стр.
Белгородский государственный университет
исторический факультет
кафедра
Российской и Всеобщей истории
Одеяния священнослужителей белого духовенства.
История
происхождения и символическое
значение.
(реферат)
Выполнила: студентка 070851 группы
исторического факультета
заочного отделения
Лукьянова О.Н.
Научный руководитель: кандидат
исторических наук, доцент
Кулабухов
В.С.
г. Белгород 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава
I. История происхождения и эволюция
повседневных одеяний духовенства...................
Глава II. Богослужебные одеяния белого духовенства. Их символическое
значение……………………………………………………….
2.1. Символическое значение священнических одежд…………9-10 стр.
2.2. Степени священства и их одеяние……….…...…………….10-11 стр.
2.3.
Полное богослужебное одеяние священников……….…...11-14
стр.
Заключение ……………………….………………………
Список литературы
………………………………………..……………...16
стр.
Введение.
Актуальность: символы, титулы, чины, звания, саны, специальные одежды всегда являлись и являются по сей день социальными феноменами и несут на себе печать своего общества, своего времени. В них отражено «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени. По ним можно определить уровень развития самого общества.
Одеяния служителей Церкви изначально произошли от мирской одежды, но уже в первохристианские времена приобрели особые признаки, по которым духовенство и монашество стало и внешне выделяться из мирской среды, а также четко указывали на сан священнослужителя. В то же время, одеяние православных священнослужителей имеет и определенное символическое значение. Оно олицетворяет духовный покой и отрешенность от суеты мирской. Причины их возникновения, их эволюция позволяют представить исторический процесс, приблизиться к пониманию мировоззрения человека прошлого, подойти к изучению социальной психологии отдельных слоёв общества, их менталитета.
Цель: рассмотреть историю происхождения и символическое значение
одеяний священнослужителей белого духовенства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
2. Рассмотреть
богослужебные одеяния белого духовенства
и раскрыть
их символическое значение.
3. Рассказать о символическом значении священнических одежд.
4. Охарактеризовать одеяние, которое носят священники всех степеней.
5. Выявить полный состав богослужебного одеяния священников и раскрыть символическое значение каждого его элемента.
Историография:
Наиболее полное представление о самых
разных вопросах церковной жизни, начиная
с практических: как вести себя в храме,
ориентироваться в ходе богослужения,
определять ранг служителей церкви и разбираться
в символическом значении их одеяний,
и заканчивая теоретическими, даёт малый
православный толковый словарь Н.С. Мовлевой.
Подробная информация о повседневной
одежде священнослужителей, истории
её происхождения и эволюции содержится
на сайте http://www.magister.msk.ru/
Глава 1. История происхождения и эволюция повседневных одеяний духовенства.
Земная, видимая церковь разделяется на две части, которые символически соответствуют Церкви Небесной и Церкви земной. Это церковная иерархия и миряне. Эти две части Церкви неразрывно связаны, ведь хотя миряне не могут совершать таинства, но и священник не может совершать таинства один, иначе их совершение теряет всякий смысл. Главная функция земной Церкви – освящение и преображение мира, служение ему1.
Церковная иерархия – церковные чины, выстроенные в порядке их подчинённости. В современную Церковную иерархию входят священнослужители (духовенство), и церковнослужители (низшие церковные чины). Первые делятся на три группы – по трём степеням священства: епископат (архиереи), пресвитериат (священники) и диаконат, которые различаются мерой участия в таинствах2.
Всё священство также делится на чёрное духовенство (монашествующие, т.е. принявшие постриг) и белое (немонашествующее: женатые священнослужители или те, кто, не принимая монашества дал обет безбрачия). Таким образом, к диаконскому сану принадлежат: чёрное духовенство – иеродиакон и архидиакон, белое – диакон и протодиакон. Представители священнического сана: чёрное духовенство – иеромонах, игумен, архимандрит; белое – иерей, протоиерей, протопресвитер. В высший духовный сан – архиерейский могут быть посвящены только монашествующие3.
Глубокое символическое значение имеют облачения4 священнослужителей.
Священнические одеяния когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее, глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью5.
Основными
повседневными одеяниями
Подрясник — длинное, до пят, одеяние с наглухо застёгнутым воротом и узкими рукавами. Относится к нижней надеваемой под рясу (отсюда и название) – повседневной одежде священнослужителей6. У монашествующих он черного цвета. Цвета подрясников белого духовенства - черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Ряса — главное одеяние священнослужителя. Обычно ряса бывает чёрного или коричневого цвета. Это просторное, до пят, расклешённое ниже пояса, с длинными рукавами, расширяющимися книзу, с глухой застёжкой на левую сторону одеяние7.
Длиннополая одежда с узкими рукавами имела широкое распространение в миру у восточных и западных народов. Свободная длинная одежда с широкими рукавами восточного происхождения была распространена и в иудейской среде времен земной жизни Спасителя, Который Сам носил такую одежду, о чем свидетельствуют предание и иконография. Поэтому подрясник и ряса считаются одеянием Господа Иисуса Христа.
Слово «ряса» происходит от греческого прилагательного «то расон», что значит «оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная». Именно такую почти нищенскую одежду полагалось носить в Древней Церкви монашествующим. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства, что подтверждается многими свидетельствами8.
В Русской Церкви до XVII в. рясы не были обязательными. В обыденной обстановке духовенство носило длинные однорядки. Однорядки светских лиц во многом отличались от одеяний духовенства, так что на Руси священнослужители издревле выделялись своим внешним видом из мирской среды. Даже жены белого духовенства обязательно носили такие одежды, в которых сразу можно было узнать в них матушек.
Во второй половине XVII в. расширяющиеся связи с православным Востоком способствовали проникновению в русскую церковную среду одеяний греческого духовенства. Большой Московский Собор 1666—1667 гг. постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке. При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто решится носить их. Так в России впервые появилась греческая ряса9. Но свободная прямая ряса, удобная для стран с жарким климатом, показалась, видимо, неприемлемой у нас по причине того, что внешние условия создали привычку носить одежды, плотно облегающие тело, к тому же просторные одежды с разрезом спереди носили в то время турки. Поэтому русские рясы стали запахиваться и ушиваться в талии, рукав был в виде раструба.
С XVIII в. мирские одежды высших классов приобрели вид, отличающийся от традиционных русских одежд. Постепенно все классы общества стали носить короткие одежды, часто европейского типа, так что одеяния духовенства резко отличались от мирских. В то же время в XVIII в. повседневные одежды духовенства приобрели большее единообразие и устойчивость покроя и цвета. Монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд10.
Кроме того все богослужения, кроме литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы), следовательно повседневные одеяния духовенства являются обязательной основой для богослужебных облачений.
Таким
образом, одеяние священнослужителей
призвано выделять их из мирской среды,
позволяет быть хорошо узнаваемым не
только для верующих, но и для людей невоцерковленных.
Это глубоко соответствует понятию о Церкви
как о царстве не от мира сего, которое,
хотя и проходит свое странствие и служение
в миру, тем не менее глубоко отлично от
него по природе своей. В сознании древних
священный сан или монашеское звание обязывали
носителей таковых быть всегда и везде
теми, кем они являются пред Богом и Церковью.
Глава 2. Богослужебные одеяния белого духовенства.
Их символическое значение.
2.1. Символическое значение священнических одежд.
Богослужебные одеяния духовенства называются ризами. Они разделяются на одежды диаконские, иерейские и архиерейские. В одеждах отчётливо прослеживается церковное учение об иерархии. Подобно тому, как священник может совершать всё, что совершает диакон, и более того священник имеет все диаконские одеяния и сверх того – облачения, присущие его сану. Епископ имеет все священнические и сверх того облачения, присвоенные его архиерейскому сану11.
Богослужебные облачения шьются, как правило, из дорогих тканей – бархата, парчи, шёлка, с богатым шитьём. Надевая их, священнослужители читают особые краткие молитвы. Утверждённые Уставом, в которых раскрывает священный смысл каждого одеяния, а также прикладываются устами к изображённым на них крестам. Облачения снимаются и надеваются по ходу богослужения12.
Символика священнических одежд и их использование только во время службы восходят к Ветхому Завету. В Новом Завете в одной из притч говорится о царском брачном пире, под которым церковь подразумевается богослужение. Одеяние жениха, без которого невозможно придти на этот пир, и является образом священнических одежд, которые символизируют различные добродетели и пастырские обязанности священнослужителей. Кроме того, в священнических облачениях символически отображается весь мир, и в этом облачение христианских священников наследует древнюю ветхозаветную традицию. Вот как писал об одеяниях Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: «Кто поразмыслит над устройством скинии, кто внимательно присмотрится к облачению священнослужителя, найдет, что все это должно напоминать и служить отражением всего мироздания... Льняной хитон первосвященника напоминает о земле, фиолетовые нити его — небосклон. Нарамник также — изображение всей созданной Богом природы, почему, мне кажется, он и сделан из четырех родов материала, причем вотканные в него золотые нити, по моему мнению, должны напоминать о повсюду проникающем свете»13. В основных чертах канон православных богослужебных облачений сложился в VI веке и сохраняется по сей день.