Обязательственное право по «Русской Правде»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового возникают лишь, на определенном уровне правового развития, в древней же период они смешиваются. Только с формированием отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность в эти вопросы.

Содержание

1. Обязательственное право по «Русской Правде»…………………………………..………………..3
1.1 Решение задачи: Как мог освободится закуп, не выплатив «купу» хозяину?.......................................................................................................................................................4
2. Преступление и наказание по «Воинскому артикулу» 1715 г………………………………………
3. Конструкция Советской власти по Конституции 1918 г.
4. Список использованных источников и литературы……………………..

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    Отсечение руки назначалось за удар тростью (состав, находящийся на грани между телесными повреждениями и оскорблением действием). Ударившего рукой, ударял публично по щеке профос (низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест).

    7. Артикулы вводят имущественный  (количественный) критерий для определения  тяжести преступления - сумму в  двадцать рублей. За кражу на  сумму меньше установленной в  первый раз преступник наказывался  шпицрутенами (шесть раз проходя через строй), во второй раз наказание удваивалось, в третий раз ему урезали уши, нос и ссылали на каторгу. Укравшего имущество на сумму свыше двадцати рублей уже после первого раза казнили.

    Смертная  казнь назначалась также лицам, укравшим: в четвертый раз, укравших во время пожара или наводнения, из государственного учреждения, у своего господина, у своего товарища, на месте, где он нес караул, из военного склада. Эти лица наказывались смертью через повешение.

    8. К преступлениям против нравственности относили изнасилование (факт которого, согласно закону, должен быть кроме заявления подтвержден данными экспертизы), мужеложство (наказываемое смертной казнью или ссылкой на галеры), скотоложство (за которым следовало тяжелое телесное наказание), "блуд", кровосмешение или связь между близкими родственниками, двоеженство, прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой).

    Основной  целью наказания по Артикулам  являлось устрашение, что явствовало из специальных оговорок типа "дабы через то страх подать и оных от таких непристойностей удержать". Устрашение сочеталось с публичностью наказаний.

    Архаический элемент мести, возмездия становился дополнительным по отношению к устрашению. Преступнику отсекали тот орган, посредством которого он совершил преступные действия.

    Изоляция, исключение из общества преступника, становится определенно выраженной целью наказания.

    Труд  преступников использовали при строительстве  Санкт-Петербурга, гаваней, дорог, каналов, при работе в рудниках и мануфактурах. 

    
  • Наказания

    Наказание и его применение характеризовались  рядом особенностей:

    а) отсутствием индивидуализации, когда  вместе с преступником или вместо него наказывались его родственники;

    б) неопределенностью формулировок ("по суду наказан будет", "по обстоятельствам дела наказан будет" и т.п.: неопределенность приговора усиливала общее состояние страха);

    в) отсутствием формального равенства перед законом.

    Смертная  казнь по Артикулам была предусмотрена  в 122 случаях, причем в 62 случаях - с обозначением вида, она подразделялась на простую и квалифицированную.

    К простой смертной казни относились отсечение головы (упоминалось 8 раз), повешение (33 раза) и расстрел (аркебузирование - 7 раз).

    К квалифицированным видам казни  относили четвертование (поочередно отсекались конечности, потом голова; иногда конечности отрывались щипцами; упоминалось 6 раз), колесование (по телу прокатывали окованное колесо, дробя тело; упоминалось 5 раз), закапывание в землю заживо (зарывали до плеч, осужденный умирал от жажды и голода), залитие горла металлом, сожжение (на   костре или в срубе; упоминалось 3 раза), повешение за ребро на железном крюке.

    Телесные  наказания подразделялись на членовредительные, клеймение и болезненные.

    К членовредительным относили урезание языка или прожигание его каленым железом, отсечение руки, пальцев или суставов, отсечение носа и ушей, вырывание ноздрей.

    Клеймение заключалось в наложении каленым  железом особых знаков на тело преступника (лоб, щеки, руки, спину). Цель этого наказания - выделить преступника из общей массы, привлечь к нему внимание.

    К болезненным наказаниям относили битье  кнутом (до 50 ударов и "нещадное"), батогами (прутьями, число ударов не регламентировалось приговором), плетью (число ударов также не регламентировалось), "кошками" (четыреххвостной плетью), линьками (на флоте, канат с узлами), шпицрутенами (толстыми прутьями при прогоне через строй три, шесть или двенадцать раз; упоминалось в 39 случаях), розгами.

    К болезненным видам относили также  заковывание в железо, ношение  на себе седла и ружья, посажение на деревянную (очень неудобную) лошадь, хождение босиком по деревянным кольям.

    Каторжные работы назначались в виде ссылки на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и  мануфактуры навечно или на определенный срок. К каторге приравнивалась ссылка на галеры гребцом.

    Расширяется применение тюремного заключения, иногда сопровождающееся заковыванием в железо. Более мягкой формой заключения являлся  арест у профоса (до двух недель).

    Лишение чести и достоинства осуществлялось в виде позорящих наказаний и  особой процедуры - шельмования. К позорящим  наказаниям относились повешение за ноги после смерти, удар профоса по щеке, прибитие имени на виселице, раздевание женщин донага, положение тела на колесо.

    Процедура шельмования включала следующие  действия: имя преступника прибивалось  к виселице, палач над коленопреклоненным преступником ломал шпагу и его  объявляли вором (шельмой). Преступник предавался церковной анафеме и  объявлялся вне закона, отлучался от церкви и ее обрядов, от таинств, брака и возможности принесения присяги. Он фактически исключался из общества. Это наказание предусматривалось в 11 случаях.

    Близким к шельмованию видом наказания  была политическая смерть, заключавшаяся  в конфискации имущества, лишении чести, всех прав, состояния и службы. 

 

     Конструкция Советской  власти по Конституции 1918г. 
 
 

    В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

    Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

    Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

    В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

    В качестве важнейшего принципа советской  федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР  «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии — права наций на самоопределение вплоть до отделения.

    Добровольность  объединения народов в РСФСР  проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной  чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как  уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

    Конституция закрепила национально-территориальный  принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

    Национально-территориальный  принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

    Конституция РСФСР закрепила сложившуюся  систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский  съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

    По главе 6 изучаемой Конституции 1918г. Всероссийский съезд Советов являлся высшей властью. Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Всероссийский    съезд    Советов    составлялся     из представителей  городских  Советов  по расчету 1 депутат на 25000 избирателей  и  представителей  губернских  съездов  Советов   по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Так же Всероссийский съезд Советов созывался  Всероссийским Центральным  Исполнительным  Комитетом Советов не реже двух раз в год. В  период  между  съездами  высшей  властью   Республики являлся   Всероссийский   Центральный   Исполнительный   Комитет Советов. Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, в соответствии с главой 7 Конституции 1918г. был Всероссийский Центральный Избирательный Комитет Советов, который дает   общее   направление   деятельности    рабоче-крестьянского правительства   и   всех   органов  Советской  власти  в  стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению  и наблюдает   за   проведением   в   жизнь  Советской  Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти, так же рассматривает и утверждает проекты декретов и иные  предложения, вносимые  Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет     о своей деятельности и доклады  по  общей  политике  и  отдельным вопросам, так же образует Совет Народных Комиссаров для общего  управления  делами Российской  Социалистической  Федеративной Советской Республики и отделы  (народные  комиссариаты)   для   руководства   отдельными отраслями управления. Члены    Всероссийского   Центрального   Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах)  или выполняют    особые    поручения    Всероссийского   Центрального Исполнительного Комитета Советов.

    Согласно  главе восьмой Конституции 1918г. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее  управление делами   Российской   Социалистической   Федеративной   Советской Республики. В осуществление этой задачи  Совет  Народных  Комиссаров издавал декреты,  распоряжения,  инструкции и вообще принимал все меры,   необходимые   для   правильного   и   быстрого    течения государственной жизни. О  всех  своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров  немедленно   сообщал   Всероссийскому   Центральному Исполнительному Комитету Советов. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов был вправе  отменить  или  приостановить  всякое  постановление   или решение Совета Народных Комиссаров. Все  постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имевшие  крупное  общеполитическое  значение,  представлялись  на рассмотрение    и    утверждение    Всероссийскому   Центральному Исполнительному Комитету Советов. Члены  Совета  Народных  Комиссаров   стояли   во   главе отдельных народных комиссариатов. Всего в то время образовалось 17 Народных Комисаров. При     каждом     народном     комиссаре,    под    его председательством,    образовывалась    коллегия,    члены    которой утверждаются Советом Народных Комиссаров. В  случае несогласия коллегии с тем или иным решением  народного  комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, могла обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Совет  Народных  Комиссаров  был всецело  ответствен   перед Всероссийским   съездом   Советов. Звание  народного  комиссара  принадлежало  исключительно членам   Совета  Народных  Комиссаров,  ведающего  общими  делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики,  и никаким иным представителям Советской власти как в центре,  так и на местах присвоено быть не могло.

    Была  зафиксирована и структура местных  органов власти и управления.

а) Областные  — из представителей городских Советов  и уездных съездов Советов по расчету 1  депутат  на  25000  жителей,  а от городов  —  по  1 депутату на  5000 избирателей,  но не более 500    делегатов на  всю  область,  либо  из  представителей  губернских съездов  Советов,  избираемых  по  той же норме,  если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.                                                                                                                                         б) Губернские  (окружные)  —  из  представителей   городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ),  причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед  губернским, выборы  проводятся  по  той  же  норме  не волостными,  а уездным съездом Советов.

Информация о работе Обязательственное право по «Русской Правде»