Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:28, контрольная работа
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Киевская Русь
сложилась в форме
Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые собрания, кто на них председатель-ствовал. На вече голосов не подсчитывали, побежда-ла та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоян-ные государственные органы.
Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финан-совые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управ-ления государством.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь -- сельская территориальная община. Власть князя и его администрации распростра-нялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины по-степенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-соб-ственникам.
Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре – высший слой общества – являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.
Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др.
Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом.
С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община – замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь община организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) – своего рода, вечевого идеала.
Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече - демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.
Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений.
И
подчинялось оно не князю, а вече.
Но как практический демократический
институт оно уже в XI в. стало постепенно
терять главенствующую роль, сохранив
свою силу на несколько столетий лишь
в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах,
продолжая оказывать заметное влияние
на ход общественно-политической жизни
русской земли.
1. Исаев И.И. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.
2. История государства и права России. Отв. ред. Чибиряев С.А. - М.: Былина, 1998.
3. История государства и права СССР. Ч. 1 / Под ред. Титова Ю.П. - М.: Юридическая литература, 1988.
4. Хрестоматия
по истории государства и
5. Политическая история России. Хрестоматия. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен- ное М. Изд-во Академии наук СССР 1939г.
2. Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлении государственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.
3. История государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. — М.» 1972. — Ч. 1.
4. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М. Наука 1985г.
5. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства.
6 Юшков С. В. Общественно-политический
строй и право Киевского государства.
— М., 1949.