Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:28, контрольная работа
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Общественный строй Киевской Руси.
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие — это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира — высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, меньших бояр — в 3 гривны золота, городских людей — в 3 гривны золота, а простых людей — в 60 резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.
Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец — варяг, половец и др.
В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.
Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.
К белому духовенству принадлежали церковники:
священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.
Влияние христианства в Руси было достаточно сильным, и это еще раз дает основание полагать, что его корни здесь проникали значительно глубже времен Владимира.
Об интересе
к духовным вопросам в Киевской Руси
свидетельствует «Поучение
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.
Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец — холопец — холоп), а со временем всех невольных людей.
Основными источниками холопства были:
• плен на войне;
• брак с невольным;
• рождение от холопов;
• продажа при свидетелях;
• злостное банкротство;
• побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.
К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.
Заключение.
В своей курсовой работе я поставил определённые задачи которые хотел осветить.
Прежде всего, я осветил 2 взгляда на образование древнерусского государства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теории государство в появилось в результате захвата варягами славянского населения или в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А по антинорманской теории, государство Русь уже существовало на момент приглашения варяжского князя Рюрика на княжение.
Вторая тема, которую я осветил – это влияние церкви на становление государственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковь сыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе с Христианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.
И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Где подробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение власти в древнерусской политической системе.
Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие -- это замкнутая социальная группа, име-ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно раз-делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал вое-вод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхуш-ки -- родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну -- боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности История государства и права России. Отв. ред. Чибиряев С.А. - М.: Былина, 1998.
.
Боярство не было однородным и делилось на раз-ные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все пре-ступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира -- высший уголовный штраф). По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штрафом в 5 гривен золо-та, меньших бояр -- в 3 гривны золота, городских лю-дей -- в 3 гривны золота, а простых людей -- в 60 резан (ст. 30). Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери про-стых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов. Боярство не было закрытой кастой. За определен-ные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже ино-странец -- варяг, половец и др.
В Киевской земле боярство не отделялось от куп-цов, от городской элиты. Со временем в городах со-здается патрициат, который был более связан с горо-дом, чем с личностью князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев. Украинские города, особенно Киев, переживали ос-трый процесс борьбы городского населения, как с кня-жеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство го-родского патрициата привели в 1113 году к восста-нию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев. К свободному населению относилось также духо-венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен-ство -- монашествующее. В монастырях жили и ра-ботали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали раз-личные школы. Первое место среди монастырей Ки-евской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огром-ное моральное влияние на князей и все общество.
К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей. Влияние христианства в Украине-Руси было дос-таточно сильным, и это еще раз дает основание пола-гать, что его корни здесь проникали значительно глуб-же времен Владимира. Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует «Поучение детям» Владимира Моно-маха. Он советует регулярно посещать церковь, мо-литься днем, ночью, в дороге повторять молитвы.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки. Низшую группу свободного населения представля-ли крестьяне -- смерды. Они владели землей и ско-том. Смерды составляли подавляющую часть населе-ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, лич-ность и хозяйство смерда, как свободного, но наказа-ние за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр. В XII-XIII веках по всей Украине-Руси увеличивается боярское земле-владение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, кото-рые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.
Полузависимые (полусвободные) люди. В Киев-ской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей -- закупов. Так назы-вали смердов, которые по разным причинам времен-но утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность об-рести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него винов-ный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредито-ром на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи за-купа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от креди-тора без уплаты долга, он превращался в холопа.
Зависимые (невольные) люди назывались холопа-ми. Сначала этим термином называли лиц мужско-го пола, а со временем всех невольных людей. Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозя-ин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступ-ление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холо-пов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы пере-ходили в категорию изгоев. К изгоям относились люди, которые в силу различ-ных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в дру-гую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.