Общественный и государственный строй Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является изучение общественного и государственного строя древней Спарты.

Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Содержание

1. Введение.

2.Становление Спартанского государства.

2.1 Географическое положение древней Спарты.

2.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса.

2.3 Сложение социальных классов.

3.Политический строй Спартанского государства.

3.1 Царская власть.

3.2 Герусия.

3.3 Апелла.

3.4 Эфорат.

4. Общественный строй Спарты.

4.1 Архаичные черты общественной жизни спартиатов.

4.2 Воспитание спартиатов.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая лалалала.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    Прибрежные  местности Лаконии, заселенные главным  образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели  ярко выраженный ремесленный характер.20

    Состав  периэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число принимались племена, получившие право жительства в Спарте.

    Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков.21

    Поселения периэков располагались в пограничных  районах Спартанского государства, создавая естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами.

    Среди   самих   завоевателей   шел   процесс   имущественного расслоения.

    “Господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихся обременяли город, а все богатства перешли в руки немногих”22 Ахейская знать, вошедшая в состав спартанского государства, владела большими богатствами, прежде всего золотом и серебром. Дорийская верхушка в процессе завоевания должна была тоже обогатиться, сосредоточив в своих руках большую часть военной добычи. Плутарх, рассказывая о реформах Ликурга, пишет: “... он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету ...”23

    После  реформ  проведенных  Ликургом: “зажиточные  граждане потеряли все свои преимущества, поскольку богатству был закрыт выход на люди...”24

    С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который  происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти.25

    Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской  общины. “... Ликург изгнал из Спарты бесполезные  и лишние ремесла...”.26

    В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу, выводится колония на остров Феру.  Геродот описывает колонизацию довольно подробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами, поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родных земель. “... лакедемоняне решили принять минийцев ... дали им земельные наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе в жены (спартанок), а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдали замуж за лакедемонян. Спустя немного времени минийцы стали держаться высокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другие недостойные поступки”.27 Но кроме пришлых племен в колонизации участвовали и “... люди из разных спартанских фил...”28 Но колонизация не решила всех проблем.

    Примерно  в то время была проведена реформа, приписываемая также Ликургу, полумифическому правителю и герою Спарты (по легенде, приведенной Плутархом, пифия в Дельфах назвала его “боголюбезным, скорее богом, нежели человеком”. 29.

    Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на “обы”. “Разделить народ на филы и обы”30(VI) - гласил дельфийский оракул.

    Древнее родовое деление на три дорийских  филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на “обы”, в основе которого лежал территориальный  принцип. 

    Вся территория Лаконии разделилась на большое количество “обов”, представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

    Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков (“комай”). Которые так и не образовали единого целого.

    Замкнутость родовых группировок, в связи  с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению  Спарты как рабовладельческого полиса.

    Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.31

    Таким образом, на классообразование в  Спарте сильное влияние оказало  завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.

    Для этой цели старым родоплеменным органом  управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.

    Реформы Ликурга, приспособив многие стороны  жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться “Общине равных” схожих по материальному положению граждан.

    Государство заботилось об обеспечении сограждан  всем необходимым, но в тоже время  контролировало размер взимаемой с  илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

    Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

    Таким образом, в результате завоевания в  спартанском обществе классического  периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три основные класса.

    Класс порабощенного населения - илотов, положение которых отличалось от положения рабов в других полисах с точки зрения экономической, но в политическом отношении соответствовало.

    Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов.

    Аристократическая “община равных”, не участвовавшая  в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель “равных” - завоевание новых земель и удержание  в повиновении уже завоеванных масс населения.

    В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в  политической и общественной жизни  в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами  и гражданами. 

                                      3. Политический строй Спарты

                                              3.1 Царская власть

    В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в “музее исторических окаменелостей” , по выражению К.М. Колобовой.

           Государственными институтами Спарты  являлись:

  • апелла - собрание граждан полиса.
  • герусия - совет старейшин.
  • эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
  • два архагета - царя.

          В Спарте классического  периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.

          Архит Тарентский в  сочинении “О законе и справедливости”  считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.32

          Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в  управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись “верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: “... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника...”33

          Царей чтили как  героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

          “Особые же почести  и права спартиаты передоставляли своим царям вот какие: обе  жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой  страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть  мяса.  Таковы были особые преимущества царей во время войны.34 

          В мирное время царям  полагались особые преимущества. Во время  жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками  им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят  (на пир), то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

          Посмертные же почести  царей вот какие. О кончине  царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались (на погребение) они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное (цветами) ложе, выносили (для погребения). После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

          После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги  царю или обещания. 35

          Ксенофонт в “Лакедемонской политии” описывает примерно ткие же  взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. “При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от  своего имени .. клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.”36

          В обязанности только царей входили решения по некоторым  вопросам. “Только одним царям  было дано право выносить решения  по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также  заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса”.37

          Однако Фукидид считает неправильным представление о том, что лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению давался на самом деле 1 голос.

          В герусии цари председательствовали. “Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами - геронтам...”38

          Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных  участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных  земель.39 Кроме того, им полагались описанные выше приношения “от народа”: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам  им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.40

    Одновременное правление двух царей, происходивших  из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать  ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень  развития культуры, вошла в общину завоевателей.

Информация о работе Общественный и государственный строй Спарты