Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:28, реферат
Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях, таких как Месопотамия — еще в IV—III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. История развития древних государств Месопатамии……………….….4
2.Общественный и государственный строй государств Месопатамии…..5
2.1. Общественный и государственный строй Древнего Шумера………..5
2.2. Общая характеристика древнего Вавилонского государства………...6
2.3. Государственное устройство Вавилонии………………………………8
3. Право Вавилонского царства - Законы Хаммурапи…………………….9
3.1. Правовые источники…………………………………………………….9
3.2. Имущественные права и обязательственное право………………….10
3.3. Брачно-семейные отношения………………………………………….12
3.4. Уголовное право и судебный процесс………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………17
Усиление царской власти
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.
В Вавилонии имелась
В целях укрепления
3. Право Вавилонского царства - Законы Хаммурапи.
3.1. Правовые источники.
Первая кодификация законов
Сборник законов выбит на
≈ введение, в котором Хаммурапи
объявляет, что боги передали
ему царство для того, "чтобы
сильный не притеснял слабого",
а также перечисляет
≈ 282 статьи законов;
≈ обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:
◆обычное право;
◆шумерские судебники;
◆новое
законодательство.3
3.2.
Имущественные права
и обязательственное
право.
При царе Хаммурапи частная
собственность на землю
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
С развитием частной
Крупные землевладельцы
Законодательству Хаммурапи
• аренды;
• имущественного найма;
• личного найма;
• займа;
• купли-продажи;
• хранения;
• товарищества;
• мены;
• поручения.4
Большую роль в земельных
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
~ ограничение максимального
~ ограничение процентов,
~ ответственность кредитора в
случае смерти должника в
Договор купли-продажи также
› продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
› продавцом мог быть только собственник вещи;
› продажа имущества, изъятого
из оборота, считалась
3.3.
Брачно-семейные отношения.
Брак заключался на основе
письменного договора между
Главой семьи был муж.
Будучи главой семьи, отец
Хотя закон и признает
= дети;
= усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
= внуки;
= дети от рабыни-наложницы,
3.4. Уголовное право и судебный процесс.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:
= против личности;
= имущественные;
= против семьи.5
К преступлениям против
Среди имущественных
Преступлениями, подрывающими устои
семьи, законы считают
• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;
• членовредительские
• штрафы;
• изгнание.
При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
Ведение процессов по
Заключение.
Вавилон
является одним из государств, которое
выросло на территории Нижней Месопотамии
(современный южный Ирак). Первые
земледельческие племена стали
поселяться в этом районе (в долине
нескольких великих плодородных рек) с
VI тысячелетия до н.э.
С
начала IV тыс. до н.э. общинный строй
шумеров двигался в направлении
формирования протогосударств В III
тыс. до н.э. соседско-родовые общины
объединились вокруг храмовых центров,
которые играли не только религиозную,
но и хозяйственно-организационную роль.
Храмы развиваются в значительные по размерам
города, которые служат опорными центрами
связей общин.
В
XXVIII – XXV вв. до н.э. в объединениях формировались
признаки протогосударств: возникла надобщинная
администрация. Ее представляли эвен –
главный жрец храма и правитель, а также
совет старейших. Несколько заинтересованных
общин формировали условный округ с 3-4
городами – это и было первичное объединение
– ном. В обязанности правителя входила
организация ирригация, а также выдачи
из храмовых запасов членам общин через
старейшин. Таких объединений-номов сложилось
в Месопотамии до 20. Отделение храмового
хозяйства от общинного и превращение
его в особую сферу экономики, в государственное
хозяйство, сыграло важную роль в укреплении
позиций жреческой администрации во главе
с энеси. Опираясь на такого рода хозяйства,
энеси все определеннее отдалялся от коллектива
общинников, приобретал в их глазах сакральные
признаки отмеченного покровительством
богов правителя и в качестве верховного
связующего единства становился во главе
заметно возраставшего бюрократического
аппарата, оказывался высшим и основным
субъектом власти-собственности.
XXIV
в. до н.э. – это время
ожесточенной борьбы соседних
протогосударств за политическую гегемонию,
а их правителей - за усиление и укрепление
своей власти, расширение и распространение
ее за счет соседей. Это было время ожесточенной
борьбы соперничавших друг с другом государств
и династий различного происхождения
– аморейских, эламистских и собственно
месопотамских. Постепенно в ходе этой
борьбы приобретает независимость и возвышается
город Вавилон (Баб или «ворота бога»),
Информация о работе Общественный и государственный строй древних государств Месопотамии