Общественный и государственный строй древних государств Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание работы

Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях, таких как Месопотамия — еще в IV—III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. История развития древних государств Месопатамии……………….….4
2.Общественный и государственный строй государств Месопатамии…..5
2.1. Общественный и государственный строй Древнего Шумера………..5
2.2. Общая характеристика древнего Вавилонского государства………...6
2.3. Государственное устройство Вавилонии………………………………8
3. Право Вавилонского царства - Законы Хаммурапи…………………….9
3.1. Правовые источники…………………………………………………….9
3.2. Имущественные права и обязательственное право………………….10
3.3. Брачно-семейные отношения………………………………………….12
3.4. Уголовное право и судебный процесс………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………17

Работа содержит 1 файл

реферат по истории.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

 Введение……………………………………………………………………. 3

1. История развития древних государств Месопатамии……………….….4

2.Общественный и государственный строй государств Месопатамии…..5

2.1. Общественный  и государственный строй Древнего  Шумера………..5

2.2. Общая  характеристика древнего Вавилонского государства………...6

2.3. Государственное  устройство Вавилонии………………………………8

3. Право  Вавилонского царства - Законы  Хаммурапи…………………….9

3.1. Правовые  источники…………………………………………………….9

3.2. Имущественные  права и обязательственное право………………….10

3.3. Брачно-семейные  отношения………………………………………….12

3.4. Уголовное  право и судебный процесс………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………..15

Список  использованной литературы………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях, таких как Месопотамия — еще в IV—III тысячелетии до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

     По  мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

     Общие закономерности развития древневосточных  многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации. В данной работе будет рассмотрен общественный и государственный строй древних государств Месопотамии. 

     1. История развития  древних государств  Месопатамии.

     Земли Месопотамии тянулись от гор Армении  на севере до Персидского залива на юге и от сирийской степи на западе до иранских гор на востоке. Главные реки Месопотамии Тигр и Евфрат связывали Месопотамию с Малой Азией, Ираном, Сирией, древней Арменией.  

     Древнейшие  племена на территории Месопотамии  появились в эпоху позднего неолита, хотя наиболее известна стоянка людей древнекаменного века в пещере Шанидар, расположенной в Иракском Курдистане, хотя обычно первые люди в междуречье Тигра и Евфрата жили на искусственных земляных островах, созданных на болотистой месопотамской земле.  

     Долина  Двуречья, или Месопотамия, — один из древнейших очагов цивилизации. Предгорные районы на севере Ирака заселены с палеолита. Более 5 тысяч лет назад жители Месопотамии уже имели письменность и занимались поливным земледелием. Это дает основание исследователям считать Месопотамию возможным районом зарождения человечества.   Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

        Около 2000 г. до н. э. Междуречье  захватили кочевники-амореи, которые  победили Шумеро-Аккадское царство  и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников  был Вавилон. Возвышению Вавилона  способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н.э. было уничтожено хеттами и касситами.1

        В VII - VI вв. до н. э. Вавилон  пережил новый подъем - настала  эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского)  царства. При Навуходоносоре II Вавилонское  царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.  

     2. Общественный и  государственный  строй государств  Месопатамии.

     2.1. Общественный и  государственный  строй Древнего  Шумера. 

        Особенностью общественного строя  Древнего Шумера является сохранение  пережитков родоплеменной организации.

        Существование территориальных  общин обусловлено тем обстоятельством,  что сельское хозяйство основывалось  на принципе организованного  орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

        Высшие слои шумерского общества  составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

        Родовые общинники составляли  более пятидесяти процентов населения.  Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

        Рабами в Шумере были в основном  чужеземцы, плененные или купленные.  Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

        Государственный строй Древнего  Шумера отличается тем, что  на территории Шумера находилось  несколько десятков самостоятельных  го­родов и областей, не составлявших  единого государства. Наиболее  известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

        Органами, ограничивавшими власть  правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

      

     2.2. Общая характеристика  древнего Вавилонского  государства.

      

       Свободное население Вавилона  делилось на полноправных (авилум) и неполноправных (мушкену).    Основную массу населения составляли  полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные  повинности.

        Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

        Другую часть населения составляли  жители покоренных городов и  областей - мушкену.

        Наряду с сословным делением  существовало разделение по профессиональным  занятиям:

       • первое место занимали придворные  служащие - царские телохранители  и высшее жречество;

       • далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" – различного рода военнослужащие;

       • в соответствии с государственным  значением религии и храмов  почетное положение среди профессий  занимали храмовые служащие;

       • высокое положение в обществе  занимало чиновничество;

       • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали круп­ные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.2

        Низший общественный слой в  Древнем Вавилоне составляли  рабы - вардум. Ими становились военнопленные,  а также порабощенные и ставшие  бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

    • царских;
    • храмовых;
    • частновладельческих.

        Для обозначения рабского состояния  на рабов налагались особые  знаки, вырезаемые или выжигаемые  на теле.

        Рабы рассматривались законом  как вещь, находящаяся в полной  собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

        Рабы не имели права собственности.  С разрешения господина они  мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

     2.3. Государственное  устройство Вавилонии.

      

       По своему государственному строю  Древне-Вавилонское царство было  централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

        Снизу царская власть ограничивалась  богатыми городами и сильным  жречеством, которое выступало блюстителем  неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

        Особенностью дворцовой системы  управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности  в государстве.

        К высшим сановникам государства  относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

         В вавилонском обществе до  правления Хаммурапи ведущее  место в осуществлении правосудия  принадлежало храмовым и общинным  судам. В качестве судебных  органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Информация о работе Общественный и государственный строй древних государств Месопотамии