Введение
Поражение
декабристов и усиление полицейско-репрессивной
политики правительства не привели
к спаду общественного движения.
Напротив, оно еще более оживилось.
Центрами развития общественной
мысли стали различные петербургские
и московские салоны (домашние
собрания единомышленников), кружки офицеров
и чиновников, высшие учебные заведения
(в первую очередь, Московский университет),
литературные журналы: "Москвитянин",
"Вестник Европы", "Отечественные
записки", "Современник" и другие.
В общественном движении второй четверти
XIX в. началось размежевание трех идейных
направлений: радикального, либерального
и консервативного. В отличие от предыдущего
периода активизировалась деятельность
консерваторов, защищавших существовавший
в России строй.
В целом
вторая четверть XIX в. была временем "наружного
работа" и "внутреннею освобождения".
Одни - молчали, напуганные правительственными
репрессиями. Другие - настаивали на сохранении
самодержавия и крепостничества. Третьи
- активно искали пути обновления страны,
совершенствования ее социально-политической
системы. Основные идеи и направления,
сложившиеся в общественно-политическом
движении первой половины XIX в., с незначительными
изменениями продолжали развиваться и
во второй половине века.
Консервативное
направление
Консерватизм
в России опирался на теории,
доказывавшие незыблемость самодержавия
и крепостного права. Идея необходимости
самодержавия как своеобразной
и издревле присущей России
формы политической власти своими
корнями уходит в период укрепления
Русскою государства. Она развивалась
и совершенствовалась в течение XVIII-XIX
вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим
условиям. Особое звучание для России
эта идея приобрела после того, как в Западной
Европе было покончено с абсолютизмом.
В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости
сохранения мудрого самодержавия, которое,
по его мнению, "основало и воскресило
Россию". Выступление декабристов активизировало
консервативную общественную мысль.
«Для идеологического
обоснования самодержавия министр
народного просвещения граф С.С. Уваров
создал теорию официальной народности.
Она была основана на трех принципах: самодержавие,
православие, народность. В этой теории
преломились просветительские идеи о
единении, добровольном союзе государя
и народа, об отсутствии противоположных
классов в русском обществе. Своеобразие
заключалось в признании самодержавия
как единственно возможной формы правления
в России. Крепостное право рассматривалось
как благо для народа и государства. Православие
понималось как присущая русскому народу
глубокая религиозность и приверженность
ортодоксальному христианству. Из этих
постулатов делался вывод о невозможности
и ненужности коренных социальных изменений
в России, о необходимости укрепления
самодержавия и крепостного права».
Эти идеи
развивались журналистами Ф.В.
Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами
Московского университета М.П.
Погодиным и С.П. Шевыревым.
Теория официальной народности
не только пропагандировалась
через прессу, но и широко внедрялась
в систему просвещения и образования.
Теория официальной
народности вызвала резкую критику
не только радикально настроенной
части общества, но и либералов.
Наибольшую известность получило
выступление П.Я. Чаадаева, написавшего
"Философические письма" с критикой
самодержавия, крепостничества и itccii официальной
идеологии. В первом письме, опубликованном
в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев
отрицал возможность общественного прогресса
в России, не видел пи в прошлом, ни в настоящем
русскою народа ничего светлого. По его
мнению, Россия, оторванная от Западной
Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных,
православных догмах, находилась в мертвом
застое. Спасение России, ее прогресс он
видел в использовании европейского опыта,
в объединении стран христианской цивилизации
в новую общность, которая обеспечит духовную
свободу всех народов.
Правительство
жестоко расправилось с автором
и издателем письма. П.Я. Чаадаева
объявили сумасшедшим и отдали
под полицейский надзор. Журнал "Телескоп"
закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин
был выслан из Москвы. Ему запретили заниматься
издательской и педагогической деятельностью.
Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым,
вызвали большой общественный резонанс
и оказали значительное влияние на дальнейшее
развитие общественной мысли.
Либеральное
направление
Прослеживая
путь развития русского либерализма,
следует обратить внимание на
общественную среду, в
которой он формировался. В начале
XIX в. либерализм сложился в
правительственной среде. В 20-х
гг. произошла политическая переориентация
самодержавия, и либерализм уступил свои
позиции консерватизму. После восстания
декабристов самодержавие полностью отказалось
от либерального подхода решения важнейших
социальных проблем и перешло к консервативно-охранительной
политике. В такой обстановке либерализм
мог развиваться только как оппозиционное
течение.
С другой
стороны, открытое революционное
выступление декабристов поставило
перед обществом вопрос об
отношении к вооруженной борьбе
с властью. Отвечая на этот
вопрос, один из видных славянофилов А.
С. Хомяков образно отвечал: «Горе от ума»
оправдалось», вкладывая в свои слова
отрицательный смысл. Оппозиционность
самодержавию при одновременном отказе
от насильственных способов его свержения
ставили перед либералами задачу поиска
третьего, умеренного пути преобразования
российского общества. В основе либеральных
концепций было стремление к социальной
свободе, достижение которой может быть
осуществлено путем реформ и разумных
компромиссов в обществе.
Традиционные
политические основы либерализма — индивидуальная
свобода личности и ограничение влияния
государства на общество — имели в 30—40-х
гг. свои исторические особенности. В конкретной
действительности они связывались с решением
двух важнейших проблем: отменой крепостного
права и ослаблением самодержавия путем
создания представительной власти.
Во многом
под влиянием идей Чаадаева
либералы 30—40-х гг. проявили большой
интерес к проблеме положения
России в сообществе европейских
народов. Обсуждение этого вопроса
было своеобразной формой национального
просветительства и способствовало пониманию
особенностей народной жизни. Крайние
точки зрения, проявившиеся в ходе дискуссии,
сначала вызывали снисходительные улыбки
наблюдателей, но с течением времени порождали
продуктивные идеи, находившие применение
в обществе.
Либерализм
30—40-х гг. развивался в сфере
высокообразованной независимой
дворянской интеллигенции и университетских
профессоров. Влияние либерализма
зависело не столько от состояния
общества, сколько от тех значительных
личностей, которые осуществляли публичную
критику правительства и отвечали на актуальные
вопросы.
«Среди оппозиционных
правительству либералов сложилось
два идейных течения - славянофильство
и западничество. Идеологами славянофилов
были писатели, философы и публицисты:
К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские,
А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарии и др. Идеологами
западников - историки, юристы, писатели
и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,
СМ. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков,
И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей
этих течений объединяло желание видеть
Россию процветающей и могучей в кругу
всех европейских держав. Для этого они
считали необходимым изменить ее социально-политический
строй, установить конституционную монархию,
смягчить и даже отменить крепостное право,
наделите крестьян небольшими наделами
земли, ввести свободу слова и совести.
Боясь революционных потрясений, они считали,
что само правительство должно провести
необходимые реформы».
Вместе с
тем были и существенные различия
во взглядах славянофилов и западников.
Славянофилы преувеличивали национальную
самобытность России. Идеализируя историю
допетровской Руси, они настаивали па
возвращении к тем порядкам, когда Земские
соборы доносили до власти мнение парода,
когда между помещиками и крестьянами
якобы существовали патриархальные отношения.
Одна из основополагающих идей славянофилов
заключалась в том, что единственно верной
и глубоко нравственной религией является
православие. По их мнению, русскому народу
присущ особый дух коллективизма, в отличие
от Западной Европы, где царит индивидуализм.
Этим они объясняли особый путь исторического
развития России. Борьба славянофилов
против низкопоклонства перед Западом,
изучение ими истории парода и народного
быта имели большое положительное значение
для развития русской культуры.
Западники
исходили из того, что Россия
должна развиваться в русле
европейской цивилизации. Они
резко критиковали славянофилов
за противопоставление России
и Запада, объясняя ее отличие
исторически сложившейся отсталостью.
Отрицая особую роль крестьянской общины,
западники считали, что правительство
навязало ее народу для удобства управления
и сбора налогов. Они выступали за широкое
просвещение народа, полагая, что это единственно
верный путь для успеха модернизации социально-политического
строя России. Их критика крепостнических
порядков и призыв к изменению внутренней
политики также способствовали развитию
общественно-политической мысли.
Славянофилы
и западники заложили в 30-50-е
годы XIX в. основу либерально-реформистского
направления в общественном движении.
Радикальное
направление
Во второй
половине 20-х - первой половине 30-х
годов характерной организационной
формой антиправительственного
движения стали малочисленные
кружки, появлявшиеся в Москве
и в провинции, где не так сильно, как
в Петербурге, утвердился полицейский
надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию
декабристов и осуждали расправу с ними.
Вместе с тем они пытались преодолеть
ошибки своих предшественников, распространяли
вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную
политику. Широкую известность приобрели
произведения поэтов-декабристов. Вся
Россия зачитывалась знаменитым посланием
в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов.
Студент Московского университета А.И.
Полежаев за свободолюбивую поэму "Сашка"
был исключен из университета и отдан
в солдаты.
«Большой
переполох московской полиции
вызвала деятельное п. кружка
братьев П., М. и В. Критских.
Его члены в день коронации
Николая разбросали на Красной
площади прокламации, с помощью
которых пытались возбудить в
народе ненависть к монархическому
правлению. По личному повелению императора
участников кружка заточили на 10 лет в
каземат Соловецкого монастыря, а затем
отдали в солдаты».
Тайные организации
первой половины 30-х годов XIX в.
имели в основном просветительский
характер. Вокруг Н.В. Станкевича,
В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева
сложились группы, члены которых изучали
отечественные и иностранные политические
произведения, пропагандировали новейшую
западную философию. В 1831 г. образовалось
"Сунгуровское общество", названное
по имени его руководителя, выпуекпика
Московского университета Н.П. Сунгурова.
Студенты, члены организации, восприняли
идейное наследие декабристов. Они выступали
против крепостничества и самодержавия,
призывали к введению в России конституции.
Они не только занимались просветительской
деятельностью, но и разрабатывали планы
вооруженного восстания в Москве. Все
эти кружки действовали непродолжительное
время. Они не выросли в организации, способные
оказать серьезное влияние на изменение
политического положения в России.
«Для второй
половины 30-х годов характерен
спад общественного движения
в связи с разгромом тайных
кружков, закрытием ряда передовых
журналов. Многие общественные деятели
увлеклись философским постулатом
Г.В.Ф. Гегеля "все разумное
действительно, все действительное
разумно" и на этой основе пытались
примириться с "гнусной", по оценке
В.Г. Белинского, российской действительностью».
В 40-е годы
XIX в. в радикальном направлении
наметился новый подъем. Он был
связан с деятельностью В.Г.
Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева,
М.В. Буташевича-Петрашевского и других.
Литературный
критик В.Г. Белинский, раскрывая
идейное содержание рецензируемых
произведений, воспитывал у читателей
ненависть к произволу и крепостничеству,
любовь к народу. Идеалом политического
строя для него было такое общество, в
котором "не будет богатых, не будет
бедных, ни царей, ни подданных, по будут
братья, будут люди". В.Г. Белинскому
были близки некоторые идеи западников,
однако он видел и отрицательные стороны
европейского капитализма. Широкую известность
приобрело его "Письмо к Гоголю",
в котором он порицал писателя за мистицизм
и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский
писал: "России нужны не проповеди, а
пробуждение чувства человеческого достоинства.
Цивилизация, просвещение, гуманность
должны стать достоянием русского человека".
Разошедшееся в сотнях списков "Письмо"
имело большое значение для воспитания
нового поколения радикалов.
Петрашевцы
Оживление
общественного движения в 40-х
годах выразилось в создании
новых кружков. По имени руководителя
одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского
- его участники были названы петрашевцами.
В кружок входили чиновники, офицеры, учителя,
писатели, публицисты и переводчики (Ф.М.
Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н.
Майков, А.Н. Плещеев и др.).
М.В. Петрашевский
на паях создал со своими
друзьями первую коллективную
библиотеку, состоявшую преимущественно
из сочинений по гуманитарным
наукам. Пользоваться книгами могли
не только петербуржцы, но и
жители провинциальных городов.
Для обсуждения проблем, связанных с внутренней
и внешней политикой России, а также литературы,
истории и философии члены кружка устраивали
свои собрания - известные в Петербурге
"пятницы". Для широкой пропаганды
своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг.
приняли участие в издании "Карманного
словаря иностранных слов, вошедших в
состав русского языка". В нем они излагали
сущность европейских социалистических
учений, особенно Щ. Фурье, оказавшего
большое влияние на формирование их мировоззрения.