Общественные движения 30 - 50-х гг. XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Введение 

 Поражение  декабристов и усиление полицейско-репрессивной  политики правительства не привели  к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось.  Центрами развития общественной  мысли стали различные петербургские  и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй. 

 В целом  вторая четверть XIX в. была временем "наружного работа" и "внутреннею освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века. 

   

 Консервативное направление 

 Консерватизм  в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия  и крепостного права. Идея необходимости  самодержавия как своеобразной  и издревле присущей России  формы политической власти своими  корнями уходит в период укрепления Русскою государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. 

 «Для идеологического  обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права». 

 Эти идеи  развивались журналистами Ф.В.  Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами  Московского университета М.П.  Погодиным и С.П. Шевыревым.  Теория официальной народности  не только пропагандировалась  через прессу, но и широко внедрялась  в систему просвещения и образования. 

 Теория официальной  народности вызвала резкую критику  не только радикально настроенной  части общества, но и либералов.  Наибольшую известность получило  выступление П.Я. Чаадаева, написавшего  "Философические письма" с критикой  самодержавия, крепостничества и itccii официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел пи в прошлом, ни в настоящем русскою народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. 

 Правительство  жестоко расправилось с автором  и издателем письма. П.Я. Чаадаева  объявили сумасшедшим и отдали  под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы. Ему запретили заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. 

   

 Либеральное  направление 

 Прослеживая  путь развития русского либерализма,  следует обратить внимание на  общественную  среду,   в   которой он формировался. В начале XIX в. либерализм сложился в  правительственной среде. В 20-х  гг. произошла политическая переориентация самодержавия, и либерализм уступил свои позиции консерватизму. После восстания декабристов самодержавие полностью отказалось от либерального подхода решения важнейших социальных проблем и перешло к консервативно-охранительной политике. В такой обстановке либерализм мог развиваться только как оппозиционное течение. 

 С другой  стороны, открытое революционное  выступление декабристов поставило  перед обществом вопрос об  отношении к вооруженной борьбе  с властью. Отвечая на этот  вопрос, один из видных славянофилов А. С. Хомяков образно отвечал: «Горе от ума» оправдалось», вкладывая в свои слова отрицательный смысл. Оппозиционность самодержавию при одновременном отказе от насильственных способов его свержения ставили перед либералами задачу поиска третьего, умеренного пути преобразования российского общества. В основе либеральных концепций было стремление к социальной свободе, достижение которой может быть осуществлено путем реформ и разумных компромиссов в обществе. 

 Традиционные  политические основы либерализма — индивидуальная свобода личности и ограничение влияния государства на общество — имели в 30—40-х гг. свои исторические особенности. В конкретной действительности они связывались с решением двух важнейших проблем: отменой крепостного права и ослаблением самодержавия путем создания представительной власти. 

 Во многом  под влиянием идей Чаадаева  либералы 30—40-х гг. проявили большой  интерес к проблеме положения  России в сообществе европейских  народов. Обсуждение этого вопроса  было своеобразной формой национального просветительства и способствовало пониманию особенностей народной жизни. Крайние точки зрения, проявившиеся в ходе дискуссии, сначала вызывали снисходительные улыбки наблюдателей, но с течением времени порождали продуктивные идеи, находившие применение в обществе. 

 Либерализм 30—40-х гг. развивался в сфере  высокообразованной независимой  дворянской интеллигенции и университетских  профессоров. Влияние либерализма  зависело не столько от состояния  общества, сколько от тех значительных личностей, которые осуществляли публичную критику правительства и отвечали на актуальные вопросы. 

 «Среди оппозиционных  правительству либералов сложилось  два идейных течения - славянофильство  и западничество. Идеологами славянофилов  были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарии и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделите крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы». 

 Вместе с  тем были и существенные различия  во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали па возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение парода, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории парода и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. 

 Западники  исходили из того, что Россия  должна развиваться в русле  европейской цивилизации. Они  резко критиковали славянофилов  за противопоставление России  и Запада, объясняя ее отличие  исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли. 

 Славянофилы  и западники заложили в 30-50-е  годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении. 

   

 Радикальное  направление 

 Во второй  половине 20-х - первой половине 30-х  годов характерной организационной  формой антиправительственного  движения стали малочисленные  кружки, появлявшиеся в Москве  и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму "Сашка" был исключен из университета и отдан в солдаты. 

 «Большой  переполох московской полиции  вызвала деятельное п. кружка  братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации  Николая разбросали на Красной  площади прокламации, с помощью  которых пытались возбудить в  народе ненависть к монархическому  правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты». 

 Тайные организации  первой половины 30-х годов XIX в.  имели в основном просветительский  характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпуекпика Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. 

 «Для второй  половины 30-х годов характерен  спад общественного движения  в связи с разгромом тайных  кружков, закрытием ряда передовых  журналов. Многие общественные деятели  увлеклись философским постулатом  Г.В.Ф. Гегеля "все разумное  действительно, все действительное разумно" и на этой основе пытались примириться с "гнусной", по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью». 

 В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении  наметился новый подъем. Он был  связан с деятельностью В.Г.  Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других. 

 Литературный  критик В.Г. Белинский, раскрывая  идейное содержание рецензируемых  произведений, воспитывал у читателей  ненависть к произволу и крепостничеству,  любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, по будут братья, будут люди". В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его "Письмо к Гоголю", в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: "России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека". Разошедшееся в сотнях списков "Письмо" имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов. 

   

 Петрашевцы 

 Оживление  общественного движения в 40-х  годах выразилось в создании  новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). 

 М.В. Петрашевский  на паях создал со своими  друзьями первую коллективную  библиотеку, состоявшую преимущественно  из сочинений по гуманитарным  наукам. Пользоваться книгами могли  не только петербуржцы, но и  жители провинциальных городов.  Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге "пятницы". Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Щ. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения. 

Информация о работе Общественные движения 30 - 50-х гг. XIX века