Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:00, доклад
Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании.
Причины и особенности формирования общественно-политических движений в пореформенный период после 60-80-х гг. XIX в
Главной целью народников являлась организация крестьянской революции в России. Представления о способах достижения этой цели у членов народнических организаций на протяжении 60 - 80-х гг. не раз изменялись по мере приобретения ими опыта революционной деятельности. В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" сложилась организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865г. внутри этой организации стала действовать группа "Ад", которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866г. член "Ада" Д.В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена. Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты близкие народникам журналы "Современник" и "Русское слово", запрещены студенческие кружки, усилена цензура. Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к подобным результатам, для революционеров он стал вдохновляющим примером. На смену "ишутинцам" пришли "нечаевцы". В 1869г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С.Г. Нечаев основал в Москве общество "Народная расправа". Он составил "Катехизис революционера" - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева - это "обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией". Одновременно с "чайковцами" существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень "долгушинцы" сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета. Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не. произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание "идеалы лучшего, справедливого общественного строя". Состав пропагандистов был очень пестрым: "в народ" устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества. Власти ответили на "хождение в народ" всероссийской облавой и показательными судами над революционерами. Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников. Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену увлечения идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация "Земля и воля", названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Позже в "Землю и волю" вступили В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно "только путем насильственного переворота". Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее
"вредных" чиновников
(индивидуальный террор). Организаторская
работа среди крестьян являлась продолжением
"хождения в народ". Но при этом "летучая"
пропаганда сменилась "оседлой".
Члены организации создавали в сельской
местности свои поселения, совмещая пропагандистскую
деятельность с работой по специальностям
фельдшеров, учителей, агрономов. При этом
такая работа часто отнимала столько времени
и сил что до пропаганды просто не доходили
руки. Дезорганизаторской группе народников
удалось провести ряд громких террористических
актов, взбудораживших всю страну. В январе
1878г. молодая революционерка В.И. Засулич
стреляла в петербургского градоначальника
Ф.Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического
заключенного, не снявшего перед ним головного
убора. В августе 1879г. "Земля и воля"
разделилась на две самостоятельные организации
- "Черный передел", куда вошли сторонники
продолжения пропагандистской работы,
возглавляемые Г.В. Плехановым, и "Народную
волю", объединившую сторонников индивидуального
террора. Организаторами и руководителями
"Народной воли" были А.Д. Михаилов,
А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская,
В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко, которые составили
ее Исполнительный комитет. Разгром народнических
организаций вынудил уцелевших революционеров
укрыться за границей. Им предстояло осмыслить
причины кризиса народничества. Некоторые
народники пришли к выводу, что их идеология
была ошибочной. Они упорно искали новые
теории, на основе которых можно было бы
продолжить революционную борьбу. В Европе
в тот период росла популярность марксизма.
Основные положения революционного учения
К. Маркса были и ранее знакомы народникам.
Теперь под влиянием этого учения ряд
народников пересмотрели свои взгляды
на революционные возможности крестьян
и социалистическую сущность общины. Первым
российским революционером, вставшим
на путь марксизма, был Г.В. Плеханов. За
границей Плеханов объединил единомышленников
- видных революционеров - В.И. Засулич,
П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.Н. Игнатова
в группу "Освобождение труда". Плеханов
и его соратники отвергли народническую
идею о самобытности экономического строя
России и признали факт ее вступления
на путь капитализма. Исходя из общности
исторической судьбы России и стран Западной
Европы, цель своей деятельности группа
"Освобождение труда" видела в подготовке
пролетарской социалистической революции.
В программном заявлении, опубликованном
группой "Освобождение труда" в 1883г.,
провозглашались следующие задачи: полный
разрыв с народничеством; борьба с самодержавием;
организация пролетариата и пропаганда
социализма в рабочей среде. Тогда же было
объявлено об издании группой "Библиотеки
современного социализма". Эта небольшая
организация за 20 лет выпустила более
250 марксистских работ, которые расходились
по всей России. Вскоре в стране возникла
целая сеть рабочих кружков по изучению
марксизма.
Список использованной литературы
1. Коршелов В.А. Отечественная история XIX в. М.: АГАР, 2000. – 522с.
2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. 1. Новосибирск, 1997.
3. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., Л., 1977.
4. Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск 1989.
5. Орлов А.С. История России. М.: Проспект, 1997. -544с.
6. Отечественная история. Под ред. Ш.М. Мутаева. М.: Проспект, 1997. -367с.
7. Элерт А.Х. Энциклопедические материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск, 1990.
3. Народничество: идеология и движение. Народнические организации в 70-х - начале 80-х гг.
4. Распространение
марксизма в России. Плеханов
и группа «Освобождения труда».
Социал-демократические кружки
Информация о работе Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков