Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:05, реферат
Рассматривая жизнь Льва Сапеги, мы поподробнее остановимся на его общественно-политической деятельности, т.к. нашей целью является установление важности роли Льва Сапеги в политике ВКЛ и оценка его вклада в общественное развитие общества на белорусских землях.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личность Л.И.Сапеги и его вклад в развитие общественной и политической жизни………………………………………………..………….4
2. Политические взгляды Льва Сапеги……………………………………..…..14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников …………………………………………..21
Сапега не поддержал Лжедмитрия I, так как считал, что лучше заключить унию с Московской державой. Однако, по мнению российского историка С.М. Соловьева, именно Лев Сапега подготовил его для роли царевича Дмитрия. В 1609 г., убедившись, что уния с Москвой не свершится, выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618) и поддержал Лжедмитрия II.
Лев Сапега участвовал в
осаде Смоленска и энергично
поддержал начатую королём
В 1617-1618 гг. содействовал организации и финансированию похода королевича Владислава на Москву, выставил гусарскую и пехотную роту и сопровождал Владислава до Вязьмы. В октябре 1618 г. вернулся к королевичу под Москву, в Тушино. Участвовал в переговорах с московскими послами, в результате чего 1 декабря 1618 г. было подписано Деулинское перемирие на 14 с половиной лет. 6 февраля 1623 г. Сапега был назначен на должность воеводы виленского.
В своей политике Сапега отстаивал суверенитет ВКЛ в составе федеративной Речи Посполитой, неуклонно придерживался 12-й статьи 3-го раздела Статута ВКЛ 1588 г., который запрещал раздавать польской шляхте имения и посты (должности) в ВКЛ.
Одним из важнейших источников изучения социологических взглядов Сапеги являются его письма. Как крупный землевладелец он защищал интересы своего класса, как человек высочайшей эрудиции и дальновидный политик он не мог не воспринимать тех прогрессивных процессов, которые происходили в обществе и идеологии. Компромисс с прогрессивными идеями позволял Сапеге довольно эффективно поводить свою линию – сопротивление гегемонистским стремлениям церкви, так как претензии духовенства на главную роль в государстве вызывали недовольство части феодалов. Сапега отстаивал права шляхты на политическое господство и в то же время выступал сторонником внутренне единого, централизованного шляхетстко-демократического государства. Лев Сапега был убеждён, что право должно защищать подданных от злоупотреблений со стороны монарха и тем самым оберегать от тирании, а закон должен обеспечить государству порядок, покой и социальный мир. По этой причине он считал, что необходимо иметь единый закон и для правящих верхов, и для подданных.
Выступал как сторонник
Взгляды Льва Сапеги на права человека совпадают с постулатами, которые значительно позже возникли в странах Западной Европы. Он рассматривал право не как продукт божественного промысла, а как результат деятельности человеческого разума.
В 1617 году на средства Сапег был построен Троицкий костел доминиканцев. Храм был заложен на месте старого деревянного костела. Работа проводилась придворным архитектором Сапег Я. С. Беккером. Он дошел до наших дней и считается одной из главных достопримечательностей Ружан. Жемчужиной является дворец – бывшая резиденция Сапег, а точнее, его руины с почти нетронутыми подвалами. Некоторые называют его «белорусским Колизеем. Дворцовый комплекс в Ружанах – один из крупнейших памятников дворцовой архитектуры Беларуси XVI-XVIII веков с чертами позднего барокко и классицизма. Его строительство началось в XVI веке, но и в последующие два столетия он неоднократно перестраивался. Известно, что в 1617 году канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега принимал тут королевича Владислава. В громадных погребах хранилась государственная казна Великого княжества Литовского и солидный военный арсенал.
С 1621 года Лев Сапега был виленским воеводой. Начав службу с самых нижних ступенек в государственной иерархии, Лев Сапега в 1625 году достиг наивысшего поста в Великом княжестве Литовском — великого гетмана, то есть военного министра и главнокомандующего войсками. Эта должность позволяла принимать решения, не согласовывая их с королем Речи Посполитой. В 1625 году он участвовал в войне Речи Посполитой со Швецией (1600-1629) во главе дивизии в Инфлянтах, но никаких известных побед он не одержал. Мирную деятельность канцлера потомки помнят гораздо лучше.
Как один из богатейших магнатов Лев Сапега владел многочисленными имениями и староствами. Он активно содействовал развитию белорусского книгопечатания. В своей резиденции в Ружанах собрал богатейшую библиотеку.
Последние годы жизни Сапега провёл в Вильне, где активно занимался приведением в порядок архивов Метрики ВКЛ. Был основателем ряда костёлов, в том числе и костёла Святого Михаила в Вильне, где и захоронен его прах. В храме справа от алтаря сохранился надгробный памятник из мрамора разных цветов Льва Сапеги и двух его жён — Елизаветы, урождённой Радзивилл, и Дороты, урождённой Фирлей.
Вполне справедливо историю Беларуси второй половины XVI–начала XVII вв. следует считать эпохой Сапеги. Государство держалось на нём, как на сказочном богатыре. Это был преданный, самоотверженный патриот, для которого наивысшим долгом было служение Отечеству.
Умер этот великий человек 7 июля 1633 года на 77 годе жизни и был похоронен в костеле святого Михаила в Вильне. Жизнь этого великого деятеля была связана со многими городами и местечками Беларуси, в каждом из них он оставил о себе следы, над которыми не властно время.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЬВА САПЕГИ
Одной из ярких страниц
в летописи государственного строительства
на белорусских землях появились
взгляды и их реализация на практике
бесспорного политического
Под воздействием взглядов главного государственного идеолога Л. И. Сапеги и политических реалий последней трети XVI - первой трети XVII века шляхта считала себя создателем государственных основ, гарантом ее мощи и взвешенно-разумного функционирования. В шляхетской среде выработалось представление о самой эффективной, сбалансированной формуле государственной политической системы: «Которая та Речь Посполитая составлена из тех трех основ: монархии, аристократии и демократии. Есть в ней король, есть сенат, есть состояние рыцарский, однако эти три состояния предстают единым телом Речи Посполитой. Как тело живет душой, так тоже и все состояния одним правом руководствоваться имеют в Речи Посполитой» [1, с. 39-40]. Гармония не должна была нарушаться. Монархизма или радикальный республиканизм не мог превалировать друг над другом, а должен дополнять и уравновешивает друг друга.
Хранителем мощи, стабильности,
процветания любого
Действительно, именно стремление
шляхты ВКЛ к достижению всеобщего
гражданского согласия на всех уровнях
обеспечивало сохранение в стране «комнаты
договор», которая в первую очередь
хранила государственную
Подобной позиции
Таким образом, идеалом внутригосударственного
состояния страны знати белорусских
земель представлялся домашний мир
и жизнь в «милости и согласии».
Чтобы достичь подобной идиллии
и расторгнуть угрожающие для
существования Речи Посполитой ситуации,
по мнению аккумулятора шляхетских идей
Льва Сапеги, нужно создать в государстве
«внутреннюю защиту», которая должна
основываться на диктатуре права, чтобы
законодательство не нарушалось ни на
йоту. Вот как судит о подобное
состояние вещей великий
Самым большим пороком государства Лев Сапега считал внутренние конфликты, которые, по его мнению, можно не допустить только путем строгого соблюдения законов во всем, особенно во взаимоотношения высших органов власти: короля, совета, сейма.
Размышления на этот счет изложены
канцлером следующим образом: «Видится
для королевской милости, чтобы
от решений дел домашних начинал,
чтобы указал вперед вашим подаяниям,
чтобы прошлой практики не повторилось,
чтобы не происходило без ведома
вашей королевской милости
Теоретические рассуждения шляхетских идеологов реализовывались в политической практике. Господства диктатуры права, сохранения нерушимости правовых норм, вольностей и свобод добивалась шляхта ВКЛ на протяжении всей второй половины XVI - начала XVII веков.
Мысли о том, чтобы
не возникало конфликтов и
разногласий между
Любовь к Отечеству, к его населению, борьба с ущербом, что чинились обществу Речи Посполитой, были основными целями и критериями деятельности должностных лиц. Это отражалось в клятвах, которые чиновники принимали при занятии той или иной должности: «Справедливость одинаковую право писано посполитого чинить, сирот, людей, пострадавших, от любой обиды ... защищать », « а где бы видел и понимал, что делается шкодливая против короля и Речи Посполитой, тогда бы против этого общества предостерегал, предупреждал и против по возможности действовал »[3, с. 31].
К ценностям с большим
общественным и политическим
значением относились
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В очень непростое время Лев Сапега стал Великим Канцлером и именно благодаря его влиянию, политической воле и патриотизму ВКЛ сохранило целостность и силу, несмотря на постоянные войны и натиск со стороны польской знати, стремившейся распространить своё влияние и культуру на ВКЛ.
Будучи одним из богатейших и образованнейших людей Великого княжества Литовского и патриотом отчизны, Лев Сапега содействовал развитию наук, книгопечатанию, архитектуре и юриспруденции.
В 1581 году Сапега, являясь писарем Великого княжества Литовского, вместе с тогдашним Великим канцлером и подканцлером принимал участие в создании Главного Трибунала Великого княжества Литовского, который по сути являлся высшим судебным и апелляционным органом в ВКЛ.
Информация о работе Общественно-политическая деятельность канцлера ВКЛ Льва Сапеги(1557-1633гг.)