Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Англии и Германии в период феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Во Франции сословно-представительная монархия начала развиваться в XIV-XVI вв. Это была новая форма феодального государства, новая форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена была в руках одного челове¬ка — короля, который наследовал ее как представитель правящей династии и осуществлял пожизненно, выполняя и функции главы государ¬ства, и функции законодательной, а во многом и функции испол¬нительной властей, контролируя правосудие и местное самоуп¬равление.

Работа содержит 1 файл

Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Англии и Германии в период феодализма.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

   ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

   ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Пермский  филиал РАНХ и ГС 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

       

        
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Фамилия  и. о. студента: Воробьев С. И. 

      Номер учебной группы: Ю-0411 

      Номер варианта: 5 

      Проверил: Терехин Алексей Александрович

                     кандидат исторических наук, доцент 

      Отметка о зачёте _____________________ 

      Подпись преподавателя ________________________________ 

Пермь 

2011

  1. «Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Англии и Германии в период феодализма»

   Сословно-представительные органы Франции

 

     Во  Франции сословно-представительная монархия начала развиваться в XIV-XVI вв. Это была новая форма феодального государства, новая форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена была в руках одного человека — короля, который наследовал ее как представитель правящей династии и осуществлял пожизненно, выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление.

     Становление сословно-представительной монархии во Франции неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

     Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда  не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

     Именно  к началу XIV в. окончательно оформляется  построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты. Именно возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.

     Генеральные штаты во Франции – это высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу.

     Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

     Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели  право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

     Генеральные штаты в целом не были простым  инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться  и укрепить свои позиции в государстве.

   Сословно-представительные органы Англии

 

     В Англии сословно-представительная монархия стала развиваться во второй половине XIII-XV вв. Сословно-представительным органом в Англии был парламент.

      Создание  парламента повлекло за собой изменение  формы феодального государства, возникновение монархии с сословным  представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности, как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430 года установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

      Первое  время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились  к определению размеров налогов  на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Затем, парламент Англии стал приобретать важные полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

      Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу  о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей». Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

      В течение XIV в. постепенно закрепилась  компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

      Стремясь  подчинить своему контролю государственное  управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».

   Сословно-представительные органы Германии

 

     Укрепление  и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и  установление монархий курфюрстов осуществлялось в XIV – XVI вв. Органом сословного представительства при германском императоре был рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего, в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства не имперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

      Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья - княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.

      Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

      В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд  неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации  в политический строй империи. Эти  попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший «вечный земский мир» (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей – «общеимперский пфенниг». Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

      Слабость  центрального аппарата нашла отражение  и в принципах создания армии  империи. Империя не имела постоянного  войска. Военные контингенты в  случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.

      С XV в. основой имперской и княжеских  армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага  произвольная вербовка солдат в имперскую  армию без согласия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеимперского налога на содержание армии императора и создания военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями.

      Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

 

Вывод 

     Таким образом, сословно-представительная монархия – это был закономерный этап в  развитии феодального государства, когда после преодоления раздробленности власть монарха еще не является неограниченной. В странах Европы сословно-представительная монархия возникла в момент оформления сословий, когда на историческую сцену вышла буржуазия. В целях борьбы с остатками раздробленности и влияния аристократии королевская власть шла на компромисс с сословиями, также заинтересованными в укреплении централизованного государства (буржуазией, мелким и средним дворянством). Формой такого компромисса и стали сословно-представительные учреждения, являвшиеся выборными от сословий. Парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция), рейхстаг (Германская империя) и ландтаги (отдельные немецкие земли).

     Общее в странах Франции, Англии и Германии было то, что в них,  почти одновременно стала складываться сословно-представительная монархия. Так, укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и установление монархий курфюрстов осуществлялось в XIV – XVI вв.; во Франции сословно-представительная монархия развилась в XIV-XVI вв., а в Англии – во второй половине XIII-XV вв. Это была централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха была ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания в этих странах возникали вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.

Информация о работе Общее и особенное сословно-представительных органов Франции, Англии и Германии в период феодализма