Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:15, контрольная работа
После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии – РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.
Введение
1. Предпосылки образования СССР
§1.1. Идеологические
§1.2. Национальная политика большевиков
§1.3. Политические
§1.4. Экономические и культурные
2. Этапы образования СССР
§2.1. Военно-политический союз
§2.2. Организационно-экономический союз
§2.3. Дипломатический союз
3. Формы федерирования (объединения) республик
§3.1. Создание автономий
§3.2 Формы автономий
§3.3. Договорные отношения между республиками
§3.4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения
4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство
§4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР
§4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов
§4.3. Конституция СССР 1924 г
§4.4. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР
§4.5. Национально-государственное строительство
5. Значение образования СССР
§5.1. Выравнивание уровней отсталых народов
§5.2. Социально-культурное значение
§5.3. Влияние административно-командной системы на национальную политику
Заключение
Литература
Введение
4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство
§4.1. Подготовительная
работа к I съезду Советов
СССР
Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.
§4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов
I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.
§4.3. Конституция СССР 1924 г
В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.
§4.4. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР
С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.
§4.5. Национально-государственное строительство
Со времени принятия
Конституции 1924 г. и
до Конституции 1936 г.
происходил процесс
национально-государственного
строительства, которое
осуществлялось по следующим
направлениям: образование
новых союзных республик;
изменение государственно-правовой
формы некоторых республик
и автономных областей;
усиление роли центра,
союзных органов власти.
В 1924 г. в результате
национально-государственного
размежевания в Средней
Азии, где границы не
совпадали с этническими
границами расселения
народов, были образованы
Туркменская ССР и Узбекская
ССР, в 1931 г. - Таджикская
ССР. В 1936 г. образовались
Киргизская ССР и Казахская
ССР. В том же году упраздняется
Закавказская Федерация,
и Республики - Армения,
Азербайджан, Грузия
непосредственно входят
в состав Союза ССР.
В 1939 г., после подписания
советско-германского
пакта о ненападении,
к СССР были присоединены
Западная Украина и
Западная Белоруссия.
В 1940 г. включаются в
состав СССР Латвия,
Литва, Эстония и бывшие
российские земли, захваченные
в 1918 г. Румынией (Бессарабия
и Северная Буковина).
5. Значение образования СССР
§5.1.
Выравнивание уровней
отсталых народов
Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.
§5.2. Социально-культурное значение
Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.
§5.3. Влияние административно-командной системы на национальную политику
На деле суверенитет
союзных республик оставался
номинальным, поскольку
реальная власть в них
концентрировалась
в руках комитетов РКП(б).
Ключевые политические,
хозяйственные решения
принимались центральными
партийными органами,
которые были обязательными
для республиканских.
Интернационализм в
его практической реализации
стал рассматриваться
как право игнорирования
национальной самобытности
и культуры народов.
Был поставлен вопрос
об отмирании по пути
продвижения к коммунизму
национально-языкового
многообразия. Отрицательным
образом сказались на
национальной политике
сталинские репрессии
в республиках и последующие
депортации народов.
При этом от борьбы с
национализмом страдали
не только народы СССР,
но в неменьшей степени
сам русский народ. Административные,
унитаристские тенденции
национальной политики
СССР создавали почву
для формирования потенциальных
очагов будущих межнациональных
конфликтов. Одновременно
Советское руководство
добивалось пресечения
сепаратистских тенденций
в национальных регионах
путем создания там
местной бюрократии
с предоставлением,
ей видимой самостоятельности
при реальном жестком
контроле со стороны
центральной власти
Заключение
Образование многонационального
союзного государства
отвечало многим культурным
и историческим традициям
народов, проживавших
на территории бывшей
Российской империи.
Создание СССР способствовало
также укреплению геополитического
положения нового государства
в рамках мирового сообщества.
Однако первоначальная
приверженность большевиков
идеям унитаризма отрицательно
сказалась на дальнейшем
развитии государственности,
которое после 1936 г.
осуществлялось уже
в рамках оформившейся
административной системы.
К концу 30-х гг. произошел
окончательный переход
к унитарной модели
государства в ее сталинском
варианте.
Литература
1. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.:
Юристъ, 2000
2. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001
3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. –
М.:Госполитиздат, 1963
4. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак.
пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983
5. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2.
Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл.
Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990
6. Микоян А. И. В начале двадцатых… - М.: Политиздат, 1975.
7. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002