Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:55, контрольная работа
Московской Русью называют государство, существовавшее в период между эпохами Древней Руси (X – начало XIII вв.) и Российского царства (XVII в.). Московская Русь зародилась в недрах Древней Руси, первого государства восточных славян.
Славяне, пришедшие в междуречье Волги и Оки из разных земель (Киевской и Новгородской), создали там новое государство – Владимиро-Суздальское княжество. Центр Древней Руси в конце XII- начале XIII вв. постепенно смещался к северо-востоку. Владимирские князья все меньше интересовались киевским престолом – настоящей столицей Руси они считали свой стольный град Владимир.
Чтобы упрочивать свое
положение, Церковь всегда готова была
поддержать сильного правителя, стремящегося
к единовластию и прекращению
усобиц, противных духу религии. Но
они хотели сами управлять Церковью.
Князья старались подчинить своему
влиянию местных епископов, слали
в Константинополь жалобы на «неправильные»
действия церковной власти, даже на
митрополитов. Но все это не очень
помогало.
Добиться по-настоящему
добрых отношений с церковью, заручиться
ее поддержкой и даже сделать ее
в какой-то степени управляемой
удалось Москве. Огромную роль в
этом сыграло то, что князья подержали
новое монашеское движение, которое
зародилось в середине 14 в.
В домонгольские времена
имущество в монастырях Руси было общим.
Но к 13-14 веку все изменилось. Монастыри,
которые основывали богатые и знатные
люди, зависели от их поддержки. Принимая
монашеский сан, основатели ил жертвователи
сохраняли право на свое имущество, строили
себе богатые кельи, держали слуг, жили
почти как миряне.
К совместной и равной
для всей братии жизни, к «общему
житию» (по-гречески – киновии) призвал
вернуться Сергий, игумен маленького Троицкого
монастыря под Радонежем (на северо-востоке
Москвы). В атмосфере «ордынской» Руси,
где все дышало корыстью и понятия о добре
и забыли, казалось забыты навсегда, Сергий
Радонежский, самый любимый на Руси подвижник,
доказал, что принципы христианской морали
осуществимы. Современники почитали его
за глубокий интерес к личности каждого
отдельного человека, за осознание ее
неповторимой ценности.
Сергия поддержали
константинопольская патриархия и
московские князья, поэтому монастырей-киновий
вокруг Москвы становилось все больше.
Здесь царили строжайшее подчинение игумену,
равенство братии. Все монахи обязаны
были трудиться, а их вклады становились
общими. Имущество и земли киновий быстро
множились. В московских киновиях (например,
в Симоновом монастыре) готовили иерархов
Русской церкви, преданных московским
князьям. И теперь уже от них, а не от Константинополя,
зависело, кто займет в церкви высшие посты.
Ученики Сергия Радонежского
двинулись на север и восток, вместе
с крестьянами осваивая еще не
обжитые земли. Крупные «дочерние»
обители на севере и востоке, такие
как Кирилло-Белоозерский монастырь,
сохраняли связь с Москвой. Так к примыслам
московских князей добавились многие
процветающие монастыри, всегда готовые
поддержать Москву. А это очень помогало
ей объединить Русь под своей властью.
ордынский владычество
московский государство
3. Этап III- Междоусобная
война второй четверти XV в
3.1. Междоусобные
войны Московских князей
Московский княжеский
дом целое столетие почти не знал
внутри семейных споров и усобиц. Москва
начала привыкать к династической
системе наследования, при которой
власть передается от отца к старшему
сыну. Но во второй четверти XV в. разразилась
война, которая поставила под угрозу и
династический порядок, и само существования
Московского Руси.
Вспыхнула жестокая
междоусобная война, которая длилась
четверть века. Великокняжеский стол
переходил из рук в руки. После
смерти Василия I против его десятилетнего
сына Василия II (1425-1462) выступил брат Василия
I, сын Дмитрия Донского - Юрий, удельными
владениями которого были подмосковный
Звенигород и Галич в Костромской
земле. Фактически столкнулись два
принципа престолонаследия: от отца - к
сыну (династический) и от брата - к брату
(лествичное право времен Киевской Руси).
После смерти Юрия борьбу продолжили его
сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка.
Война велась «по
всем правилам средневековья» - в ход
пускались ослепления (отсюда и прозвища:
Василий II Темный, Василий Косой), отравления,
заговоры и др. Театром военных действий
стала вся Московская земля. Соперники
сжигали города, уводили жителей в плен.
Юрий Дмитриевич
дважды занимал Москву (в 1433 и 1434 гг.).
Василия II поддержали московские бояре
и церковь, что и обеспечило ему
победу. Война замедлила ход
4. Этап IV- вторая
половина XV - начало XVI в. Образование
единого государства.
4.1. Покорение
Новгорода
Завершив междоусобную
войну, московское княжество почувствовало
себя в силах подчинить те русские
земли, которые не желали во всем следовать
его воле, и порвать с Ордою
эти свершения выпали на долю Ивана
III (1462-1595), сына Василия III Темного. «Собирание
земель» к тому времени превратилось
в «собирание Руси»: Москва подчиняла
себе целые княжества и решительно
прибегала к военной силе. Особенно
важно было ей покорить богатый Великий
Новгород, владения которого простирались
от восточной Прибалтики до Урала.
В отличие от большинства
русских земель, Новгородом правил
не князь, а бояре и архиепископ.
Они владели необъятными
Отношения Москвы с
этой независимой республикой в
XIV-XV веке менялись – от союза до
открытой вражды. Новгород и Москва
вели давний спор из-за некоторых земель,
а московским князьям всегда хотелось
завладеть богатствами
Новгород не желал
покоряться Москве, но на ее стороне
был военный перевес: она опиралась
на силы подчиненных ей княжеств и
поддержку ордынцев. Наконец, Москва
могла серьезно затруднить или даже
прекратить подвоз в Новгород хлеба,
которого там всегда не хватало.
Новгород уступал,
пока мог. Но когда в 1456 г. ему пришлось
заключить с Василием Темным особенно
невыгодный Яжелбицкий мир[9], новгородцы
возмутились и чуть не убили приехавшего
к ним великого князя. Власть в городе
захватили противники во главе этого мира
с вдовой посадника[10] Марфой Брецкой.
Они надеялась на помощь врага Москвы,
великого князя Литовского, и заключили
с ним союз. Но московская рать летом 1471
г. разбила новгородцев на реке Шелонь.
Новгород принял наместника великого
князя, теперь уже Ивана III, но Ивану этого
было мало: он хотел не просто управлять,
а полностью владеть Новгородом.
Для этого нашелся
предлог: прибывшие в Москву новгородские
послы официально назвали Ивана
III государем (то есть правителем), хотя
по обычаю его полагалось именовать
лишь господином (то есть хозяином). Большой
разницы в этих словах не было. Но
для людей, но для людей того времени
обычай играл важную роль. Раз новгородцы
сами называют великого князя своим правителем
– значит, отныне Новгород можно считать
его отчиной, частью его страны (государства).
Иван III послал своих бояр спросить новгородцев:
«Какого государства они хотят?» Вече
ответило, что послы ошиблись и не должны
были называть Ивана государем.
Но великий князь
не намерен был отступать, а у
новгородцев уже не осталось сил
отстаивать свою свободу. В январе 1478
г. московские полки окружили Новгород,
и он признал великого князя Ивана
III государем. Вече отменили, вечевой
колокол увезли в Москву, влиятельных
бояр и Марфу Борецкую сослали, казнили
или переселили в московские земли.
4.2. Окончание
объединения Руси
После присоединения
Великого Новгорода силы и владения
Москвы многократно увеличивались,
в ее руки попали богатейшие районы
севера. Покорение остававшихся пока
самостоятельными русских княжеств
было теперь вопросом времени и политического
расчета. В 1485 г. покончили со старым
соперником – Тверью, последний
князь которой бежал в Литву.
Дольше всех сохраняли внешнюю свободу
Псковские земли и Рязанское
княжество – Москве удобнее было
иметь на рубежах «независимых»
соседей. Их присоединил к Москве
Василий III Иванович (1505-1533). Теперь на Руси
остался один самостоятельный правитель
– великий князь московский
4.3. «Стояние на
Угре»
Укрепляя внешние
границы Руси, Москва воевала с
Литвой, Ливонским орденом и Ордой.
Самой опасной оставалась юго-западная
граница на верхней, Оке (туда сегодня
ходят московские электрички). Для
пологой русской равнины ока
была важным рубежом. На ее берегах
московские полки встречали ордынскую
конницу, и, в конце концов, словом
брег стали обозначать южную границу
вообще. Именно тут, на верхней Оке,
Русь окончательно сбросила с себя
ордынское иго.
Решившись порвать
с Ордой, Иван III перестал слать ей
дань и заточил в темницу посла
хана Ахмата. В ответ хан Ахмат
попытался наказать Русь в 1480 г., заручившись
поддержкой литовцев, он, ожидая их, подошел
к Оке у впадения в нее Угры.
Но на Литву напал союзник Москвы
крымский хан Менгли-Гирей, и литовцев
не смогли помочь Ахмату. Войска ордынцев
и русских остались один на один – их разделяла
лишь узкая река.
Иван III колебался, вступать
ли в бой. На карту было поставлено
слишком многое, а московские правители
не любили сражаться без полной уверенности
в победе. Многие бояре советовали
уступить Ахмату, не подвергать судьбу
случайностям войны. Но князь принял
решение не пускать хана за Оку
и возглавил войско, вставшее у
Калуги. Ордынцы не раз пытались
переправиться, но русские, имевшие
огнестрельное оружие (у ордынцев
были луки копья и сабли), отбили
их. Настала поздняя осень. Угра замерла.
Русские войска уже не могли препятствовать
переправе, и отошли на берега. Но ордынцев,
измученных долгим «стоянием», этот маневр
испугал: они решили, сто русские
замышляют что-то коварное. Ордынцы
начали отступление, превратившееся в
бегство. Русь стала полностью независимым
государством и могла теперь выйти
на мировую арену.
4.4. Выход на
мировую арену
Момент для выхода
Руси на мировую арену был удачным.
В 1453 г. турки взяли штурмом столицу
Византии Константинополь. К концу
XV в. распалась на несколько ханств золотая
орда. На границах Европы и Азии открылись
две «вакансии»: новой столицы православия
и нового «центра управления» степью.
Москва претендовала на обе: как ныне единственное
независимое православное государство,
она могла возглавить дело защиты веры.
Как часть империи, созданной когда-то
Батыем, она считала, что ей по наследству
переходят гигантские степ, лежавшие за
Окой и Волгой. Европейские монархи, однако,
не спешили признать вчерашнего данника
Орды равным себе. Поэтому права московских
государей следовало подкрепить достойным
титулом, символикой и генеалогией.
Самый болезненный
был вопрос о титуле. Что, собственно,
такое «великий князь Московский»
и даже «великий князь Всея Руси»? буквальный
перевод на латынь (язык европейской дипломатии)
ставил великих князей в ряд высшей знати,
но намного ниже королей, императора Священной
Римской империи или султана Турции. Литва
и Польша долго отказывались величать
Иван III даже «государем Всея Руси». Ливонской
орден, Дания и Австрия изредка называли
его царем (гот латинского цезарь) и даже
«Всея Руси императором», но чаще – скромным
титулом «великий князь».
Ивану III его права
на самый высокий ранг казались бесспорными.
Свой титул он поначалу удлинял, просто
добавляя названия княжеств и земель
– «Иоанн, Божьей милостью государь
и великий князь Всея Руси, Владимирский,
Московский, Псковский, Новгородский,
Тверской…». Но, по сути, это ничего не
меняло.
На помощь пришла
идея «византийского наследства». В
соответствии с ней императорская
власть перешла от Византии к Киевской
Руси, а от нее – к Московской.
Считалось, что царский венец
– шапку Мономаха – подарил
киевскому князю Владимиру
Составили новую
родословную. Она подтверждала древность
царского рода, так как ее начали
вести от римского императора Августа.
Претензии на родство с императорами
отразила и государственная печать:
поражающий дракона святой Георгий
и двуглавый орел, обычный в
символике императоров Византии
и в гербах Габсбургов, императоров
Священной Римской империи.
Право Москвы на «византийское
наследство» укрепил в 1472 г. брак
Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей
последнего византийского императора
Константина 11.